Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как основа в создании экспонатов для кабинета истории и школьного музея
Шерстнёв В.С.,
МОУ СОШ с/п «Село Большая Картель»,
с/п «Село Большая Картель», Россия
Organization of project activities pupils. Creative projects of students - to study the history exhibits and a school museum. Exemplary subjects of the works.
На этапе выбора темы проектного задания с учётом изучения и анализа потребностей дома, школы, организации досуга происходит формирование поля диалога, выявление проблемы, интересующей субъектов диалога и рассмотрение её в контексте значимых для ученика жизненных ценностей. В данной ситуации необходимо помочь учащимся в обретении понимания смысла и общей творческой деятельности.
Выбор темы творческого задания требует от ребёнка анализа потребностей дома, школы и т.д. При этом ученик ведёт не только внешний диалог с учителем, но и диалог с самим собой. Обсуждает такие вопросы, как: какой творческий проект выбрать, т.е. искать самому, или выбрать из предложенных учителем вариантов? Зачем этот объект труда мне нужен? Где будет найдено применение моему изделию? Вопросов подобного рода всегда возникает великое множество. Внутренний диалог с самим собой является продуктивной формой осуществления мыслительного процесса, одной из структурных единиц которого, так же как и внешнего, выступает вопрос и связанный с ним ответ.
Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся перед выбором темы проектной работы по технологии важно, чтобы учащиеся во время каникул (особенно летних) имели возможность посетить музеи в тех городах, где они с родителями будут отдыхать. Во время учебных занятий, особенно на уроках истории, можно предложить учащимся выбрать тему проектной работы сходную с темой урока по истории, к примеру: в 5 классе это может быть одна из первых тем: «Первые люди на Земле», где приводятся рисунки об используемых древним человеком способах добывания огня. Сделанную учащимися модель можно использовать не только на уроках истории (естественно с соблюдением всех правил безопасности), но и подобная модель может быть хорошим экспонатом для школьного музея в разделе экспозиции «Древние поселения людей на территории нашего района». В старших классах одним из проектов может служить также тема из 5 класса «От первобытности к цивилизации. Открытие металлов». Можно изготовить форму и отлить настоящий медный топор, используя соответствующее оборудование школьной мастерской и соблюдая технику безопасности. Важно помнить, что некоторые виды работ выполнять может только учитель!
Подростки всегда проявляют интерес к оружию, охотно берутся за выполнение различных его моделей (цв. вкл.4, рис.4.1-4.3). Так, при изучении тем по истории Древней Греции и Древнего Рима, связанных с военными походами у ребят возникает желание сделать себе подобное. Конечно, ученики 5 класса, только начинающие изучать предмет технологии, не могут качественно создать подобную модель, но ни в коем случае нельзя им в этом отказывать. Отказав всего лишь один раз, можно в дальнейшем отбить у ребёнка охоту участвовать в подобных проектах. Можно на кружке предложить им поучаствовать в создании данной модели со старшими учениками, где они на первых порах будут участвовать в качестве подмастерья. Наглядным примером может служить и тема по истории в 6 классе «За стенами замков». Очень интересный материал о рыцарях, с большим иллюстративным материалом. Любой мастер при изготовлении рыцарских доспехов всегда имел в качестве помощника подмастерье, которому доверялась более лёгкая и подручная работа. Проходило время, и подмастерье, набравшись опыта и повзрослев, становился мастером. Важно при таких работах приводить подобные примеры из истории.
Одним из примеров для выполнения проектов можно выбрать и выполнение макетов обелисков, памятников, памятных досок. Эти работы могут стать хорошими экспонатами и в школьном музее, а также позволят узнать многое из исторических событий, ранее им неизвестных и, тем самым, ребята будут приобщаться к героическому прошлому нашего народа.
С большим интересом ученики выполняют различные макеты жилищ; это могут быть и землянки первобытных людей, всевозможные шалаши и вигвамы, макеты русской избы. Материалы для этих работ практически всегда под рукой: ветки ивы, солома, береста, штапик, кусочки кожи от старых сумок или обуви. Важно перед работой нацеливать деятельность учеников на качественное выполнение работы. Добротно и качественно выполненный проект может стать постоянным экспонатом в школьном музее, и об этом ребята должны знать (цв. вкл.5, рис.5.1).
Очень красиво в музейной экспозиции смотрится чеканное панно: это может быть и батальная сцена, название той или иной экспозиции, портрет и т.д. (цв. вкл.5, рис.5.2). Панно может играть и роль съёмной панели закрывающей, например водопроводные трубы, трубы отопления и т.п.
Если в школьном музее имеется такой, столь часто встречающийся предмет домашнего обихода 50-70-х годов прошлого столетия как этажерка, её можно заполнить различными салфетками, вышитыми полотенцами, которые с удовольствием выбирают в качестве проектной работы девочки на уроках технологии.
Если в подготовке подобных проектов оказывается помощь со стороны родственников, живших в тот период времени и могущих подсказать, помочь, оказать то или иное содействие в работе – это самое большое в деле воспитания подрастающего поколения, та неразрывная связь, передающая накопленный опыт от старшего поколения к молодому, важнейшая патриотическая составляющая, основанная на семейных традициях.
При выполнении подобных проектов в работе прослеживается метапредметность, о чём выполняющим тот или иной проект необходимо постоянно напоминать, указывая на важность всех задействованных в данном случае тем по физике, химии, технологии, истории. Таким образом, у ученика нелюбимый предмет может перейти в категорию интересных.
Проекты, выполняемые для уроков истории и школьного музея, могут быть самыми разнообразными как по видам работ, так и по содержанию. Здесь важна согласованность между учителями предметниками, чьи предметы могут быть задействованы при выполнении проекта. Важен общий результат и то удовлетворение, которое получает ученик, выполнивший свой проект.
Вот как в самооценке, подводящей итог большой и кропотливой работы, автор одной из работ пишет:
«Вот и закончена моя работа. Если честно она была очень сложной, но я довольна. Такой красоты я никогда не делала. Работа кропотливая, требующая внимания и усердия. Мои труды не прошли даром, окружающие люди получают только положительные эмоции, смотря на куклу. Не забывать традиции народов Дальнего Востока - такова была цель моего проекта. В проекте рассказывается об истории одежды, обуви, головных уборах, а кукла позволяет представить, как одевались и выглядели коренные жители Дальнего Востока» (цв. вкл.5, рис.5.3-5.4).
- 6 Декабря 2011 г.
- Isbn 978-5-85094-467-4
- Isbn 978-5-85094-467-4
- Содержание
- Раздел 1. Технологическое образование в школе и вуЗе: состояние, проблемы, перспективы
- Раздел 2. Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения
- Раздел 3. Организация научной деятельности школьников и студентов
- Раздел 4. Теоретико-методологические основы образования в области дизайна
- Раздел 5. Технологические процессы в производстве
- Раздел 1. Технологическое образование в школе и вуЗе: состояние, проблемы, перспективы a circular economy – the challenge to technology education
- Implications for design education
- Состояние и перспективы технологического образования с позиций стандартов второго поколения
- Применение национально-регионального компонента в технологическом образовании вуза
- Библиографический список:
- Опыт работы городского методического объединения учителей технологии и изобразительного искусства г. Комсомольска-на-Амуре
- Создание условий для развития познавательной активности на уроках технологии и во внеурочное время (из опыта работы)
- Библиографический список:
- К вопросу о творческой самореализации будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология»
- Роль учебных экскурсий на промышленные предприятия в обучении технологии
- Библиографический список:
- Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как основа в создании экспонатов для кабинета истории и школьного музея
- Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного образования
- Библиографический список:
- Формирование проектного мышления школьников в процессе технологической подготовки
- Библиографический список:
- Современные подходы развития одаренных детей
- Библиографический список:
- Проблемы преемственности технологического образования в школе и профессиональном образовании
- Библиографический список
- Развитие конструкторско-технологического мышления на уроках специальных дисциплин
- Библиографический список:
- Информатизация учебного процесса
- Применение современных информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии
- Библиографический список
- Развитие творческих способностей учащихся на элективных занятиях по технологии
- Библиографический список:
- Применение активных методов обучения на уроках технологии в школе
- Новые подходы и педагогические инновации на уроках технологии
- Самообразование учащихся как способ формирования универсальных учебных действий
- Библиографический список:
- Особенности реализации национально-регионального компонента содержания технологической подготовки школьников
- Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов
- Раздел 2. Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения Предметная область «Технология» в новых образовательных стандартах
- Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках технологии
- Библиографический список:
- Социальный проект как средство формирования социального сознания и гражданской позиции школьников
- Компетентностный подход подготовки учителей образовательной области технология в условиях перехода школы к стандартам второго поколения
- Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения
- Особенности подготовки учителей образовательной области «технология» в условиях перехода школы к стандартам второго поколения
- Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках специальных дисциплин по профессии «Портной» в условиях перехода к стандартам второго поколения в профессиональном училище № 18
- Библиографический список:
- Привитие интереса учащихся в школе к предметам художественно – эстетического цикла
- Библиографический список:
- Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства
- Библиографический список:
- Опыт внедрения музейно-образовательной программы: «На самом деле, рыба – белая и пушистая» среди учащихся 4-х классов образовательных школ нашего города
- Библиографический список:
- Разнообразие форм и методов контроля знаний в условиях личностно-ориентированного способа обучения учащихся на уроках технологии
- Библиографический список
- Беседа и рассказ на уроке технологии как средство развития кругозора младших школьников
- Специфика системы образования в Китае
- Раздел 3. Организация научной деятельности школьников и студентов формирование готовности студентов к исследовательской деятельности при изучении дисциплины по выбору
- Библиографический список:
- Исследовательская деятельность на уроках технологии
- Интеграция науки, образования и бизнеса в процессе организации научной работы студентов
- Библиографический список:
- Возможности и особенности научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов технологических направлений для улучшения качества профессионального образования
- Организация научно-исследовательской работы студентов в комсомольском-на-амуре строительном колледже
- Организационная структура системы научно-исследовательской работы студентов среднего профессионального учебного заведения
- Библиографический список
- Подготовка школьников к профессиональному самоопределению
- Библиографический список
- Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии в школе
- Библиографический список:
- Развитие критического мышления на уроках технологии
- Базовая модель технологии развития критического мышления
- II. Стадия осмысления (или смысловая стадия)
- III. Стадия рефлексии (или размышления)
- Библиографический список:
- Современные условия преподавательской деятельности в вузе
- Библиографический список:
- Педагогическая практика в школе
- Учебно-творческий проект «рождество» как адаптация и изучение духовного и мирового культурного наследия в современном обществе
- Библиографический список:
- Экологический дизайн во внеурочной деятельности
- Художественно-прикладная обработка деревянных изделий в интерьере
- Библиографический список:
- ФактоРы, влияющИе на формирование и диагностику предметных способностей студента факультета изобразительного искусства и дизайна
- Библиографический список:
- О важности углубленного изучения культурологии для студентов, специализирующихся в области дизайна
- Библиографический список:
- Учебные и творческие задачи обучения изобразительному искусству: их особенности и вопросы превалирования
- Библиографический список:
- История искусства как составляющая в подготовке дизайнера
- Эпоха Итальянского Возрождения
- Формирование художественно-творческих навыков на уроках изобразительного искусства через использование заданий и упражнений исследовательского характера
- Влияние искусства Японии на современный дизайн
- Приобретение навыков дизайнера через имидж-центр «Пигмалион»
- Великое прошлое дизайнерам настоящего
- Библиографический список:
- Роль искусства в жизни современного человека
- Библиографический список:
- Факторы, влияющие на восприятие и выбор цвета
- Идеал женской красоты в Древнем Египте
- Соотношение дизайна и искусства
- К вопросу о значимости графического дизайна
- Формирование культуры личности ребенка
- Раздел 5. Технологические процессы в производстве Development of New Ionic Liquids
- Application Development Environment for eTrobocon
- Исследование влияния продувки газом на охлаждение отливок в магнитной форме
- Применение совмещенных технологических процессов для получения металлоизделий
- Библиографический список:
- Исседование напряженно – деформированого состояния льда, находящегося под действием динамической нагрузки
- Библиографический список:
- Параметрическое 3d – моделирование установки горизонтального литья и деформации металла в среде t-flex
- Технология пластической деформации металла в твердожидком состоянии
- Библиографический список:
- Моделирование охлаждения кокиля с сердечником
- Методика испытаний (измерений)
- Описание конструкции охлаждаемой пробки
- Результаты испытаний
- Ориентировочный расчёт охлаждения кокиля
- Теплообмен в существующей конструкции кокиля
- Теплообмен на наружной поверхности разработанного устройства в зоне отвода тепла
- Библиографический список:
- Расчёт теплообмена устройства в модернизированном кокиле
- Расчет теплообмена модернизированной пробки, изготовленной из стали (рис. 1)
- Расчёт теплообмена модернизированной пробки, изготовленного из медного жаропрочного сплава
- Библиографический список:
- Сравнительный анализ тепловых полей заготовок из сплава Pb-Sb и ад в кристаллизаторе переменного сечения
- Библиографический список:
- Исследование процесса формирования заготовок из пористых материалов на установке вертикального литья и деформации металла
- Трехмерное моделирование установки вертикального литья и деформации металла как важный этап подготовки технологического процесса производства металлоизделий
- Исследование процесса деформации пористых материалов
- Сведения об авторах
- Иваненко Виктор Федорович, к.Т.Н., заведующий кафедрой теории и методики технологического образования фгбоу впо «АмГпгу», г.Комсомольск-на-Амуре.