Глава 8. Конвенция о правам ребенка и ее основное содержание
В трудах многих зарубежных и отечественных мыслителей прослеживается важная идея о необходимости уважительного отношения к маленькому человеку – ребенку, необходимость защиты его прав на свободу и развитие. В связи с этим выдвигаются и обосновываются гуманистические принципы воспитания и образования. Передовые мыслители на первое место- всегда выдвигали и выдвигают права человека, его свободу и в связи с этим высшей ценностью объявляется человек с его взглядами, индивидуальными особенностями.
Вопрос о социальной защите человека, особенно ребенка является одним из самых животрепещущих и требует к себе особого внимания. Дети дошкольного возраста многих стран мира в своей жизни уже столкнулись с такими понятиями как сиротство, безработица, нищенство, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, воровство и т. п. Дети дошкольного возраста нуждаются в особенном внимании со стороны взрослых. Этот возраст характеризуется повышенной ранимостью к средовым влияниям, и на этом фоне ряд дополнительных факторов делает некоторых детей особенно подверженными нервно-психическим расстройствам. Дети во многих странах мира все чаще оказываются лишенными родительской любви и ласки. Здесь следует отметить, что взрослые для ребенка являются источником не только радости и познания мира, но и создают уверенность в защищенности, устраняют большинство неприятных для детей обстоятельств и событий.
71
На современном этапе развития человечества люди пришли к выводу, что необходимы международные документы, в которых должны быть закреплены основные права и свободы человека. В 1948 г. международное сообщество разработало и приняло в ООН документ «Всеобщая декларация прав человека».
В 1950 г. Совет Европы на основе Всеобщей декларации прав человека принимает Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод.
Уже во Всеобщей декларации прав человека отмечалось, что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь». В 1950 г. международное сообщество принимает Декларацию прав ребенка, а в 1989 г. Генеральная ассамблея Организации объединенных наций – Конвенцию о правах ребенка.
Само слово «конвенция» в переводе с латинского означает договор, соглашение. Конвенция вступает в силу и является обязательной для тех государств, которые ее подписали и ратифицировали. В связи с тем, что наша страна подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, все последующие законодательные акты должны быть согласованы со статьями данного международного документа.
В преамбуле (вводная часть к законодательному акту) Конвенции подчеркивается, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Кроме того, признается, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.
Конвенция о правах ребенка состоит из трех частей и 54 статей.
Первая часть Конвенции включает в себя 41 статью. Уже в первой статье этого раздела указывается, что ребенком является каждое человеческое существо от рождения и до достижения 18-летнего возраста.
Все статьи первого раздела Конвенции направлены на определение прав ребенка, защиту его безопасности, здоровья и обеспечение его интересов. Особое внимание в статьях 6, 7, 8 уделяется правам ребенка на жизнь, здоровое развитие, на имя и приобретение гражданства, подчеркивается право знать своих родителей, сохранять свою индивидуальность.
72
В статьях 9 и 10 Конвенции особое внимание уделяется проблеме прав ребенка и родителей. В документе записано, что государства-участники обеспечивают родителям право не разлучаться со своим ребенком, если это делается вопреки желанию ребенка. Если же компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что такое разлучение необходимо в интересах ребенка, указывается право ребенка на воссоединение с семьей
Впервые в этом международном документе декларируются права ребенка на выражение своих взглядов по всем затрагивающим его вопросам (статьи 12 – 17). Так в статье 16 записано, что не один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь. В этой статье подчеркивается право ребенка на тайну личной корреспонденции. В статье 17 важное место отводится средствам массовой информации в обеспечении ребенка сведениями в области культуры и социальной жизни.
Следует обратить внимание на статью 19, в которой указывается, что государства-участники принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления со стороны родителей, законных опекунов или любых других лиц, заботящихся о ребенке.
В статьях 20 – 25 излагаются права ребенка и обязанности государства, связанные с системой усыновления, получения статуса беженца, а также всей необходимой медицинской помощи. Статья 24 Конвенции посвящена тем мерам, которые государства-участники должны применять для снижения уровня смертности младенцев и детской смертности; борьбе с болезнями и недоеданиями; предоставлению матери надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды; развития просветительской работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования семьи.
Важное место в статье 27 отводится правам ребенка на такой уровень жизни, который обеспечивал бы его физическое, умственное, духовное, нравственное и
73
социальное развитие. При этом указывается, что родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.
Следует обратить внимание на статью 28 Конвенции о правах ребенка. В этой статье признается право ребенка на образование, на то, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, не травмирующих человеческое достоинство ребенка.
В статье 29 говорится о целях образования. Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей в их самом полном объеме; на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими и религиозными группами; на воспитание чувства уважения к окружающей природе. В дополнение к этому в статье 31 подчеркивается право ребенка на досуг, игры и развлекательные мероприятия, соответствующие его возрасту.
Ряд статей Конвенции (32 – 36) направлен на защиту детей от любой экономической, сексуальной эксплуатации; от незаконного приобщения к употреблению наркотических и психотропных веществ; от похищения детей, торговли детьми или контрабанды в любых целях и в любой форме.
В Конвенции имеются статьи (37 – 41), в которых подчеркивается, что государства-участники обеспечивают права ребенка в случае нарушения им законов. При этом дается перечень определенных прав для лиц, совершивших противоправные действия, еще не достигнув 18 лет. В статье 38 говорится о том, что государства должны принимать все возможные меры, чтобы лица, не достигшие 15 лет, не принимали участия в военных действиях.
Следует обратить внимание на статью 41 Конвенции. Она имеет важное значение для работников системы образования, особенно образовательных учреждений разного типа и вида. В этой статье изложены права ребенка в случае нарушения им уголовного законодательства: презумпция невиновности, пока вина не будет доказана согласно закону;
74
безотлагательное принятие решения по рассматриваемому вопросу компетентным, независимым и беспристрастным органом; свобода от принуждения к даче свидетельских показаний или признанию вины; полное уважение к личности ребенка, его личной жизни на всех этапах разбирательства; в случае необходимости предоставление бесплатной помощи переводчика.
Ко второй части Конвенции относятся статьи 42 – 45. В этих статьях определяются действенные средства для широкого информирования о принципах и основных положениях Конвенции как взрослых, так и детей. Кроме того предлагаются пути контроля за выполнением всех положений Конвенции государствами, которые подписали и ратифицировали этот документ.
Учреждается Международный комитет по правам ребенка. Члены Комитета избираются государствами-участниками из числа своих граждан, обладающих высокими нравственными качествами и компетенцией в области, охватываемой Конвенцией.
В третьей части Конвенции отмечается, что она открыта для подписания всем государствам. Статьи 46 – 54 раскрывают процедурно-правовые вопросы, дающие государствам право вносить определенные изменения в статьи Конвенции, подчеркивается, что поправки вступают в силу по утверждению документа Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций.
Анализ содержания статей Конвенции о правах ребенка дает возможность увидеть, что основана она на общечеловеческих ценностях, самой главной из которых являются человек и его ребенок. В Конвенции отражены социально-нравственные, правовые нормы международного значения, признанные всеми народами мира. В основу Конвенции о правах ребенка положены достижения педагогической мировой науки об общении взрослых и детей, о признании ребенка полноценной, полноправной личностью.
Впервые такой документ международного значения провозгласил приоритет интересов детей, их свободы. Свобода нужна ребенку для полноценного интеллектуального, нравственного, психического и физического развития.
75
Конвенция о правах ребенка впервые в мировой практике поставила перед государствами-участниками необходимость учитывать права ребенка при создании и принятии нормативных документов, касающихся обучения и воспитания, жизни в семье и отношений в обществе. Государства-участники должны, основываясь на содержании Конвенции, создавать нравственно-правовое и образовательное пространство для полноценного развития каждого ребенка с учетом его возрастных возможностей.
Основные идеи Конвенции о правах ребенка находят свое отражение во всех законодательных актах Российской Федерации, направленных на выживание, защиту, обучение и развитие детей. Исключительное место в этих законодательных актах отводится праву ребенка на образование. Оно закреплено в Конституции РФ. Закон РФ «Об образовании» в основных своих положениях также соответствует Конвенции о правах ребенка.
Закон РФ «Об образовании» установил, что область образования является приоритетной и основывается на ряде значимых принципов:
• гуманистический характер образования;
• общедоступность образования;
•светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
• демократический, государственно-общественный характер управления образованием, т. е. отказ государства от монополии на решение всех принципиальных вопросов функционирования и развития государственной системы образования. Особенного внимания в связи с положениями,
закрепленными в Конвенции, требует государственная политика в области образования: должны четко соблюдаться права ребенка на выбор образовательного учреждения, на дополнительные услуги в обучении, а также прав родителей на выбор учителя в начальной школе и воспитателя в дошкольном образовательном учреждении.
Государственная политика в области образования обязательно связана с целым рядом положений Конвенции о правах ребенка и отражена в целом ряде правовых документов.
76
К таким документам можно отнести:
Конституция Российской Федерации; Федеральный закон«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Закон РФ «Об образовании»; Семейный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ;
Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Задания для самостоятельной работы
1. Что означает слово «конвенция»?
2. Чем руководствовалось международное сообщество, когда разрабатывало Конвенцию о правах ребенка?
3. В каком году и кем была принята Конвенция о правах ребенка?
4. Раскройте структуру Конвенции.
5. Какие права ребенка декларируются в первом разделе Конвенции?
6. Какие положения Конвенции обращены к родителям детей или лицам, их заменяющих?
7. Какие статьи первого раздела Конвенции вы используете в работе с семьей?
8. Находят ли положения Конвенции свое отражение в законодательных актах РФ, касающихся всех вопросов жизни и деятельности детей?
77
- Содержание
- Введение
- Раздел I педагогика как наука о воспитании и развитии человека
- Глава 1. Предмет педагогики
- Основные педагогические понятия
- Система педагогических наук
- Связь педагогики с другими науками
- Глава 2. Развитие, воспитание и формирование личности
- Факторы направленного формирования личности
- Глава 3. Задачи дошкольной педагогической науки
- Глава 4. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Детские сады в России
- Глава 5. Система образования в российской федерации
- Современная система образования
- Типовое положение о дошкольном образовательном упреждении
- Раздел II педагогика возрастного развития ребенка
- Глава 6. Возрастная периодизация в педагогике. Педагогические критерии выделения возрастных периодов
- Педагогическая характеристика возрастных периодов
- Глава 7. Характеристика возрастного развития дошкольника
- Раздел III педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 8. Конвенция о правам ребенка и ее основное содержание
- Глава 9. Цель и задачи учебно воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 10. Содержание педагогического процесса воспитания детей дошкольного возраста
- Глава 11. Особенности обучения детей дошкольного bd3pacta
- Глава 12. Особенности обучения детей дошкольного возраста
- Глава 13. Вариативные программы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста
- Глава 14. Методы воспитания детей дошкольного возраста. Общее понятие о методах воспитания
- Глава 15. Игра в жизни дошкольника
- Глава 16. Планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 17. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения
- Глава 18. Социальный педагог в дошкольном учреждении
- Мини-хрестоматия из истории русской дошкольной педагогики
- Константин дмитриевич ушинский (1824-1870) родное слово
- Лев николаевич толстой (1828-1910) мысли 0 воспитании
- Аделаида семеновна симонович (1844-1933) " связь детского сада со школой
- Елизавета николаевна в0д0в030ва ( 1844 – 1923). Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста
- Глава IX. Могущественное значение привычек
- Глава XII. Воспитание ума
- Педагогический словарик
- Рекомендуемая литература