logo search
Болотина,Баран,Комарова Дошкольная педагогика

Глава 8. Конвенция о правам ребенка и ее основное содержание

В трудах многих зарубежных и отечественных мыслителей прослеживается важная идея о необходи­мости уважительного отношения к маленькому чело­веку – ребенку, необходимость защиты его прав на свободу и развитие. В связи с этим выдвигаются и обосновываются гуманистические принципы воспита­ния и образования. Передовые мыслители на первое место- всегда выдвигали и выдвигают права человека, его свободу и в связи с этим высшей ценностью объяв­ляется человек с его взглядами, индивидуальными осо­бенностями.

Вопрос о социальной защите человека, особенно ребенка является одним из самых животрепещущих и требует к себе особого внимания. Дети дошкольного возраста многих стран мира в своей жизни уже столк­нулись с такими понятиями как сиротство, безрабо­тица, нищенство, бродяжничество, алкоголизм, нарко­мания, воровство и т. п. Дети дошкольного возраста нуждаются в особенном внимании со стороны взрос­лых. Этот возраст характеризуется повышенной ра­нимостью к средовым влияниям, и на этом фоне ряд дополнительных факторов делает некоторых детей особенно подверженными нервно-психическим рас­стройствам. Дети во многих странах мира все чаще оказываются лишенными родительской любви и лас­ки. Здесь следует отметить, что взрослые для ребенка являются источником не только радости и познания мира, но и создают уверенность в защищенности, устраняют большинство неприятных для детей обсто­ятельств и событий.

71

На современном этапе развития человечества люди пришли к выводу, что необходимы международ­ные документы, в которых должны быть закреплены основные права и свободы человека. В 1948 г. между­народное сообщество разработало и приняло в ООН документ «Всеобщая декларация прав человека».

В 1950 г. Совет Европы на основе Всеобщей декла­рации прав человека принимает Европейскую конвен­цию о защите прав человека и основных свобод.

Уже во Всеобщей декларации прав человека отме­чалось, что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь». В 1950 г. международное сообщество принимает Декларацию прав ребенка, а в 1989 г. Генеральная ассамблея Организации объединен­ных наций – Конвенцию о правах ребенка.

Само слово «конвенция» в переводе с латинского означает договор, соглашение. Конвенция вступает в силу и является обязательной для тех государств, кото­рые ее подписали и ратифицировали. В связи с тем, что наша страна подписала и ратифицировала Конвен­цию о правах ребенка, все последующие законодатель­ные акты должны быть согласованы со статьями дан­ного международного документа.

В преамбуле (вводная часть к законодательному акту) Конвенции подчеркивается, что дети имеют пра­во на особую заботу и помощь. Кроме того, признает­ся, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Конвенция о правах ребенка состоит из трех час­тей и 54 статей.

Первая часть Конвенции включает в себя 41 ста­тью. Уже в первой статье этого раздела указывается, что ребенком является каждое человеческое существо от рождения и до достижения 18-летнего возраста.

Все статьи первого раздела Конвенции направле­ны на определение прав ребенка, защиту его безопас­ности, здоровья и обеспечение его интересов. Особое внимание в статьях 6, 7, 8 уделяется правам ребенка на жизнь, здоровое развитие, на имя и приобретение гражданства, подчеркивается право знать своих роди­телей, сохранять свою индивидуальность.

72

В статьях 9 и 10 Конвенции особое внимание уде­ляется проблеме прав ребенка и родителей. В докумен­те записано, что государства-участники обеспечивают родителям право не разлучаться со своим ребенком, если это делается вопреки желанию ребенка. Если же компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что такое разлучение необходимо в инте­ресах ребенка, указывается право ребенка на воссо­единение с семьей

Впервые в этом международном документе декла­рируются права ребенка на выражение своих взглядов по всем затрагивающим его вопросам (статьи 12 – 17). Так в статье 16 записано, что не один ребенок не мо­жет быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь. В этой статье подчеркивает­ся право ребенка на тайну личной корреспонденции. В статье 17 важное место отводится средствам массо­вой информации в обеспечении ребенка сведениями в области культуры и социальной жизни.

Следует обратить внимание на статью 19, в кото­рой указывается, что государства-участники принима­ют все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления со стороны родителей, законных опекунов или любых других лиц, заботящихся о ребенке.

В статьях 20 – 25 излагаются права ребенка и обя­занности государства, связанные с системой усынов­ления, получения статуса беженца, а также всей необ­ходимой медицинской помощи. Статья 24 Конвенции посвящена тем мерам, которые государства-участники должны применять для снижения уровня смертности младенцев и детской смертности; борьбе с болезнями и недоеданиями; предоставлению матери надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды; развития просветительской работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования семьи.

Важное место в статье 27 отводится правам ребен­ка на такой уровень жизни, который обеспечивал бы его физическое, умственное, духовное, нравственное и

73

социальное развитие. При этом указывается, что роди­тели или другие лица, воспитывающие ребенка, несут ответственность за обеспечение в пределах своих спо­собностей и финансовых возможностей условий жиз­ни, необходимых для развития ребенка.

Следует обратить внимание на статью 28 Конвен­ции о правах ребенка. В этой статье признается право ребенка на образование, на то, что школьная дисцип­лина должна поддерживаться с помощью методов, не травмирующих человеческое достоинство ребенка.

В статье 29 говорится о целях образования. Обра­зование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способ­ностей в их самом полном объеме; на подготовку ре­бенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия муж­чин и женщин и дружбы между всеми народами, этни­ческими и религиозными группами; на воспитание чувства уважения к окружающей природе. В дополне­ние к этому в статье 31 подчеркивается право ребенка на досуг, игры и развлекательные мероприятия, соот­ветствующие его возрасту.

Ряд статей Конвенции (32 – 36) направлен на за­щиту детей от любой экономической, сексуальной эк­сплуатации; от незаконного приобщения к употребле­нию наркотических и психотропных веществ; от похищения детей, торговли детьми или контрабанды в любых целях и в любой форме.

В Конвенции имеются статьи (37 – 41), в которых подчеркивается, что государства-участники обеспечи­вают права ребенка в случае нарушения им законов. При этом дается перечень определенных прав для лиц, совершивших противоправные действия, еще не дос­тигнув 18 лет. В статье 38 говорится о том, что государ­ства должны принимать все возможные меры, чтобы лица, не достигшие 15 лет, не принимали участия в военных действиях.

Следует обратить внимание на статью 41 Конвен­ции. Она имеет важное значение для работников сис­темы образования, особенно образовательных учреж­дений разного типа и вида. В этой статье изложены права ребенка в случае нарушения им уголовного за­конодательства: презумпция невиновности, пока вина не будет доказана согласно закону;

74

безотлагательное принятие решения по рассматриваемому вопросу ком­петентным, независимым и беспристрастным органом; свобода от принуждения к даче свидетельских показа­ний или признанию вины; полное уважение к лично­сти ребенка, его личной жизни на всех этапах разби­рательства; в случае необходимости предоставление бесплатной помощи переводчика.

Ко второй части Конвенции относятся статьи 42 – 45. В этих статьях определяются действенные средства для широкого информирования о принципах и основ­ных положениях Конвенции как взрослых, так и детей. Кроме того предлагаются пути контроля за выполне­нием всех положений Конвенции государствами, ко­торые подписали и ратифицировали этот документ.

Учреждается Международный комитет по правам ребенка. Члены Комитета избираются государствами-участниками из числа своих граждан, обладающих высокими нравственными качествами и компетенци­ей в области, охватываемой Конвенцией.

В третьей части Конвенции отмечается, что она открыта для подписания всем государствам. Статьи 46 – 54 раскрывают процедурно-правовые вопросы, дающие государствам право вносить определенные из­менения в статьи Конвенции, подчеркивается, что по­правки вступают в силу по утверждению документа Ге­неральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций.

Анализ содержания статей Конвенции о правах ребенка дает возможность увидеть, что основана она на общечеловеческих ценностях, самой главной из которых являются человек и его ребенок. В Конвенции отражены социально-нравственные, правовые нормы международного значения, признанные всеми народа­ми мира. В основу Конвенции о правах ребенка поло­жены достижения педагогической мировой науки об общении взрослых и детей, о признании ребенка пол­ноценной, полноправной личностью.

Впервые такой документ международного значе­ния провозгласил приоритет интересов детей, их свободы. Свобода нужна ребенку для полноценного ин­теллектуального, нравственного, психического и физи­ческого развития.

75

Конвенция о правах ребенка впервые в мировой практике поставила перед государствами-участниками необходимость учитывать права ребенка при создании и принятии нормативных документов, касающихся обу­чения и воспитания, жизни в семье и отношений в обществе. Государства-участники должны, основыва­ясь на содержании Конвенции, создавать нравствен­но-правовое и образовательное пространство для пол­ноценного развития каждого ребенка с учетом его возрастных возможностей.

Основные идеи Конвенции о правах ребенка нахо­дят свое отражение во всех законодательных актах Рос­сийской Федерации, направленных на выживание, за­щиту, обучение и развитие детей. Исключительное место в этих законодательных актах отводится праву ребенка на образование. Оно закреплено в Конституции РФ. Закон РФ «Об образовании» в основных своих положениях также соответствует Конвенции о правах ребенка.

Закон РФ «Об образовании» установил, что область образования является приоритетной и основывается на ряде значимых принципов:

• гуманистический характер образования;

• общедоступность образования;

•светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

• демократический, государственно-общественный характер управления образованием, т. е. отказ го­сударства от монополии на решение всех принци­пиальных вопросов функционирования и развития государственной системы образования. Особенного внимания в связи с положениями,

закрепленными в Конвенции, требует государственная политика в области образования: должны четко соблю­даться права ребенка на выбор образовательного уч­реждения, на дополнительные услуги в обучении, а также прав родителей на выбор учителя в начальной школе и воспитателя в дошкольном образовательном учреждении.

Государственная политика в области образования обязательно связана с целым рядом положений Кон­венции о правах ребенка и отражена в целом ряде правовых документов.

76

К таким документам можно от­нести:

Конституция Российской Федерации; Федеральный закон«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Закон РФ «Об образовании»; Семейный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ;

Закон РФ «О дополнительных гарантиях по соци­альной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Задания для самостоятельной работы

1. Что означает слово «конвенция»?

2. Чем руководствовалось международное сообще­ство, когда разрабатывало Конвенцию о правах ре­бенка?

3. В каком году и кем была принята Конвенция о правах ребенка?

4. Раскройте структуру Конвенции.

5. Какие права ребенка декларируются в первом раз­деле Конвенции?

6. Какие положения Конвенции обращены к родите­лям детей или лицам, их заменяющих?

7. Какие статьи первого раздела Конвенции вы ис­пользуете в работе с семьей?

8. Находят ли положения Конвенции свое отражение в законодательных актах РФ, касающихся всех вопросов жизни и деятельности детей?

77