2. Психолого-педагогическая классификация лиц с недостатками слуха
Созданные сурдопедагогами педагогические классификации адресованы учителям и направлены на обоснование различных подходов к обучению лиц с недостатками слуха, а медицинские классификации имеют своей целью дать оториноларингологам ориентиры для проведения лечения и профилактики заболеваний, ведущих к нарушениям слуха.
В основе некоторых классификаций лежит как способность ребенка с потерей слуха воспринимать речь на том или ином расстоянии от говорящего, так и критерии громкости в децибелах. Имеется, например, классификация для школы (табл. 3).
Таблица 3
Классификация видов школ для детей с пониженным слухом
Понижение слуха (дБ) | Вид школы |
35-40 | Нормальная школа без слуховых аппаратов, первая парта |
40-60 | Нормальная школа с употреблением слуховых аппаратов |
60-90 | Школа для слабослышащих с употреблением слуховых аппаратов |
Свыше 90 | Школа для глухих |
Для определения уровня восприятия разговорной и шепотной речи существует таблица, построенная на пересчете данных тональной аудиометрии (табл. 4).
Таблица 4
Определение уровня восприятия разговорной и шепотной речи
Расстояние, с которого воспринимается речь (м) | Потеря слуха (дБ) | |
Разговорная | Шепотная |
|
Норма | Норма | До 35 |
4-5 | 0,5-0,8 | 35 |
2-4 | 0,25-0,5 | 35-45 |
1-2 | 0,25-0,5 | 45-50 |
0,25-1 | У ушной раковины | 50-60 |
У ушной раковины | Не слышит | 65 |
Признавая важность медицинских классификаций нарушений слуха, сурдопедагоги всегда считали нужным подчеркивать необходимость психолого-педагогических классификаций, обеспечивающих вслед за адекватным диагностическим определением наблюдаемого у ребенка состояния слуховой функции наиболее реальный выбор корригирующих методик его обучения.
Применив учение Л.С. Выготского о сложной структуре развития аномальных детей, в котором взаимодействуют факторы первичные и факторы вторичные, Р.М. Боскис разработала классификацию, предложив новые критерии, учитывающие своеобразия развития детей с нарушенным слухом: степень поражения слуховой функции, уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции, время возникновения нарушения слуха.
Основой для этой классификации являются следующие положения.
1. Деятельность нарушенного слухового анализатора у ребенка отличается от деятельности нарушенного слухового анализатора у взрослого.
2. Взрослый к моменту наступления нарушения слуха имеет сформированную словесную речь, словесное мышление, представляет собой сформировавшуюся личность. Нарушения слуха у него — в первую очередь препятствие для общения с опорой на слух.
3. У ребенка нарушения слуха влияет на весь ход его психического и речевого развития, приводит к возникновению целого ряда вторичных нарушений (нарушение развития мышления, речи, познавательной деятельности).
Большое значение имеет учет взаимозависимости слуха и речи: чем выше уровень развития речи у ребенка, тем больше возможностей использования остаточного слуха.
Критерием оценки нарушения слуховой функции у ребенка является возможность использования остаточного слуха для развития речи. Критерием отграничения детей с частичным нарушением слуха от глухих детей является возможность использования слуха в общении и развития речи при данном состоянии слуха. По этому критерию проводится разграничение тугоухости и глухоты.
Глухота - это стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха. При этом сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки, некоторые звуки речи на близком расстоянии. Это не только снижение слуха выше 80 дБ, но и потеря или снижение слуха на различных частотах.
Тугоухость - стойкое понижение слуха, при котором возможны самостоятельное накопление минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха, восприятие обращенной речи хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины.
Степень и характер речевого развития при нарушениях слуха обусловлены рядом причин: степенью нарушения слуха; временем возникновения слухового нарушения; педагогическими условиями развития ребенка после наступления нарушения слуха; индивидуальными особенностями ребенка.
Р.М. Боскис выделила две основные категории детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие. К категории глухих детей относятся те дети, для которых в результате врожденной или приобретенной в раннем,возрасте глухоты невозможно самостоятельное овладение словесной речью. К категории слабослышащих относятся дети, у которых снижен слух, но на его основе возможно самостоятельное развитие речи.
Глухие и слабослышащие дети различаются по способу восприятия речи. Первые овладевают зрительным (по чтению с губ и лица собеседника) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в процессе специального обучения. Вторые могут самостоятельно овладевать восприятием на слух речи разговорной громкости в процессе естественного общения с окружающими. Значение зрительного восприятия речи возрастает в зависимости от тяжести нарушения слуха.
Отдельную группу в отношении формирования речи и ее восприятия составляют позднооглохшие. Эти дети отличаются тем, что к моменту наступления у них нарушения слуха они обладали уже сформировавшейся речью. У них может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи, но все они имеют навыки словесного общения, в той или иной степени сформировавшееся словесно-логическое мышление. Для таких детей при поступлении в специальную школу важной первоочередной задачей является освоение навыков зрительного или слухозрительного восприятия обращенной к ним речи.
На основе педагогической классификации осуществляется дифференцированное специальное образование для детей, имеющих разную степень нарушения слуха и соответствующий уровень речевого развития. Рекомендация для ребенка того или иного вида специальной школы учитывает не только характер и степень нарушения слуха, но и состояние речевого развития. Поэтому позднооглохшие дети, как правило, учатся в школе для слабослышащих детей; глухому ребенку с высоким уровнем речевого развития и сформированными навыками восприятия устной речи также целесообразно посещать школу для слабослышащих.
Сущность аномального развития ребенка с частичным нарушением слуха заключается в том, что его первопричина - биологическая (физический дефект слуха), а последствия - социальные (нарушения общения, приводящие к атипичности формирования психики), причем главные проявления этих последствий носят функциональный характер (недоразвитие речи, особенности мышления, памяти, внимания, восприятий, представлений).
У слабослышащего ребенка имеется не тотальное, а частичное нарушение деятельности одного из самых существенных анализаторов - слуха. Этим он принципиально отличается от глухого и слышащего ребенка в разных планах. По сравнению с глухим он иначе приспосабливается к своему дефекту, ищет другие пути компенсации своего недостатка, т. е. главным образом не за счет зрения, а за счет неполноценного слуха. По сравнению со слышащим у него имеется качественное своеобразие использования дефектного слуха как фактора развития речи.
В отечественной (и зарубежной) сурдопедагогике и сурдопсихологии в результате исследований различных сторон процесса овладения речью и особенностей познавательной сферы детей с частичным нарушением слуха выявлены основные характеристики их развития.
Определенные в исследованиях особенности умственного и речевого развития, их различия у детей с тотальным и частичным нарушением слуха позволили представить научно обоснованную типологию и педагогическую классификацию.
Материалы исследований, характеризующие особенности развития детей с частичной потерей слуха, составили основу для разработки принципов их специально организованного обучения и воспитания вообще и создание методической системы, использование которой впервые позволило практически решить центральную проблему дидактики школы слабослышащих - проблему формирования речи и преподавания русского зыка как предмета школьного образования.
Система специального обучения слабослышащих детей прошла последовательный путь своего развития: от апробации первых специальных программ для школ слабослышащих (1951,1951) до создания основы для подготовки типовых программ для школ слабослышащих (1962, 1974, 1986) и разработки методических основ их образования.
- В.Ц. Цыренов
- Предисловие
- Лекция 1. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики и специальной психологии
- Становление специальной психологии и педагогики
- Понятие нормы развития
- Классификация видов отклонений развития
- Особенности психического развития аномальных детей
- 5. Практические задачи специальной психологии
- Контрольные вопросы
- Лекция 2. Основные категории специальной педагогики и психологии
- 1. Специфика формирования понятийного аппарата дисциплины
- 2. Основные категории специальной педагогики и психологии
- 3. Медико-социально-педагогическая профилактика, патронаж и ранняя комплексная помощь
- 4. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями
- Контрольные вопросы
- Лекция 3. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта и проблемы их образования как предмет олигофренопедагогики
- 1. Понятие умственной отсталости, ее формы и причины
- 2. Классификации умственной отсталости
- 3. Исторический аспект характеристики социальной политики в отношении умственно отсталых лиц
- 4. Образование умственно отсталых детей
- 5. Зарубежная практика образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью
- 6. Рекомендации педагогам по осуществлению интегрированного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы
- Лекция 4. Психология детей с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-развивающего обучения
- Представления о зпр и их классификации
- 2. Особенности психики детей с зпр
- 3. Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего обучения детей с зпр
- Контрольные вопросы
- Лекция 5. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями
- 1. Нарушения анализаторных систем
- 2. Психолого-педагогическая классификация лиц с недостатками слуха
- Особенности психического и речевого развития слабослышащих детей
- 4. Дети с нарушениями зрения
- 5. Профессиональное образование, трудовая деятельность, социальная адаптация лиц с нарушениями слуха и зрения
- Контрольные вопросы
- Лекция 6. Логопедия и логопсихология
- Предмет, задачи и методы логопедии
- 2. Виды речи и основные причины ее нарушения
- 3. Развитие речевой деятельности в онтогенезе
- 4. Современные классификации речевых нарушений
- 5. Предмет, задачи и методы логопсихологии
- 6. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи в пмпк
- 7. Психокоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения
- Контрольные вопросы
- Лекция 7. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 1. Этиология и патогенез детского церебрального паралича
- 2. Характеристика нарушений двигательных функций у детей с дцп
- 3. Нарушения психики при дцп
- 4. Речевые нарушения при детском церебральном параличе
- 5. Основные цели и принципы коррекционной работы при дцп
- 6. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом
- Лекция 8. Девиантное поведение детей и подростков, причины и пути коррекции
- 1. Девиантное поведение, его причины и проявления
- 2. Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению
- 3. Специфика употребления алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте
- 4. Динамика злоупотребления психотропными веществами в подростковом возрасте
- 5. Работа учителя с девиантными подростками
- Материалы для семинарскИх занятиЙ
- Тема 1. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики и специальной психологии (2 часа) Вопросы для обсуждения
- Литература
- Тема 2. Основные категории специальной педагогики и психологии
- Тема 4. Психология детей с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-развивающего обучения (2 часа) Вопросы для обсуждения
- Литература
- Тема 5. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями (2 часа) Вопросы для обсуждения
- Литература
- Тема 6. Логопедия и логопсихология (2 часа) Вопросы для обсуждения
- Литература
- Тема 7. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (2 часа) Вопросы для обсуждения
- Литература
- Тема 8. Девиантное поведение детей и подростков, причины и пути коррекции ( 2 часа)
- Тема 2. История развития отечественной системы специального образования (6 часов)
- Тема 3. Особенности организации коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми (6 часа)
- Тема 5. Особенности организации образовательного процесса в специальной школе для детей с речевыми нарушениями (специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат V вида) (6 часов)
- Тема 6: Приоритетные направления развития современного специального образования (4 часа)
- Проверь себя!
- 6. Одним из принципов коррекционно-развивающего обучения является…
- Содержание
- 670000, Г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а