logo search
мои шпоры

1. Служебные части речи и работа над ними в начальной школе.

А). Служебные части речиэто разряды слов, служащие для выражения отношения между понятиями, к-ые выражают знаменательные слова, и употребляющиеся только в соединении с ними.

- слова, к-ые не называют предметы, признаки, действия или состояния и не указывают на них, а служат для выражения грамматических отношений между словами в словосочетании и предложении.

Признаки:

К служебным частям речи относятся: предлоги (в, над, по, после), союзы (и, что, если, потому что), частицы (не, ни, же, ли).

Б). Предлоги. Первое знакомство с предлогами в курсе русского языка происходит в процессе изучения состава слова и морфемики, в ситуации различения приставки (пишется слитно) и предлога, который признается самостоятельным словом и поэтому отделяется на письме от других слов. Первоначальное изучение предлогов имеет две основные задачи:1. формирование навыка правописания предлогов, раздельное написание предлогов со следующими словами, графически правильное их начертание 2. усвоение детьми роли предлогов в предложении.

Предлоги запоминаются; производные предлоги типа вокруг (дома), вслед за (весной) в начальной школе не изучаются. Лексическое значение предлога связано с другими частями речи (сущ., местоимен. и числит.).

Случаи употребления предлогов:

1. предлог употребляется с сущ. имеющих конкретные значения и отвлеченное значение.

2. предлог входит в предложение с бесприставочным гл.

3. графическое начертание предлога не расходится с произношением.

4. согласные звуки предлога оглушаются или озвончаются.

5. сущ. стоящие после предлога начинаются с гласной буквы.

6. согласные звуки предлога и согласной, с которого начинается сущ. одинаковы (С Соней, в воде и т.д.).

Союзы. Союзы изучаются через их функции в связи с темами «Однородные члены предложения» и «Сложное предложение», но при этом обращается внимание и на их собственное значение, Удобнее всех для этой цели противительный союз но, его значение как бы лежит на поверхности. Дети неплохо усваивают также значение союзных слов и союзов что, где, когда, который. Вводятся и сочинительные союзы и, а, с союзами составляются предложения.

На этапе обобщения в конце 4 класса практикуют:

Частицы. В 3 классе изучается частица не в теме глагол (имеет отрицательный смысл и пишется раздельно с глаголом), не дается название данной части речи (возможен вариант пропедевтически назвать ее). Хорошо в воспитательных целях работать с пословицами и поговорками при отработке орфографического правила раздельного написания частицы не с глаголом.

Приемы работы над выразительным чтением на уроках чтения

Выразительного чтение на уроках чтения у младших школьников (как качество формируется в процессе анализа произведения) Интонация: система изменений относительной высоты тона в слоге, слове и целом высказывании Приемы работы: Для овладения основами выразительности речи надо уметь: 1 распределять дыхание 2 овладеть навыками правильной артикуляции 3 владеть нормами литературного произношения. При выразительном чтении обязательно выполнение следующих требований: соблюдение знаков препинания, соблюдение логических и психологических пауз, логический ударения и интенсивности речи, умение менять темп и ритм чтения. Работа состоит из 3 этапов: 1 выяснение конкретного содержания текста, анализ мотивов поведения героев, установление идеи произведения 2 разметка текста (паузы, логические ударения, тон, темп, громкость) – партитура при чтении стихов. 3 упражнение в чтении вслух. Дополнительные приемы: специальные речевые и дыхательные упражнения (чистоговорки, скороговорки, артикуляционная гимнастика), чтение в разном темпе, инсценирование (чтение по ролям), показ чтения учителем или слушание записи.

Билет № 20