23. Сущность содержания образования. Критерии отбора. Нормативные документы. Государственный стандарт общего образования и его функции.
Содержание образования (СО) – система знаний, умений, навыков, которыми должны овладеть учащиеся в школе.
В определенном типе учебного заведения эта система содержит знание об окружающем мире, производстве, культуре, искусстве. Содержание образования отображает социальный опыт, накопленный человечеством. Этот опыт называют общечеловеческой культурой. Школа должна помочь ребенку войти в сложный человеческий социум через культуру. Личностно-ориентированный подход в определении содержания образования обеспечивает свободу выбора содержания образования для удовлетворения образовательных, духовных, культурных потребностей личности. Личностно-ориентированное содержание образования развивает природные способности человека.
Развитие природных, социальных, культурных качеств осуществляется в контексте содержания образования, которое имеет общечеловеческую, национальную ценность.
СО отражено в нормативных документах: в учебном плане, учебной программе, учебниках.
Учебный план – государственный документ, в котором перечислены школьник предметы по годам обучения с 1 по 11 класс, с указанием количества часов в неделю. Современные школы могут выбрать вариант учебного плана, но в любом из них есть федеральный, региональный и школьный компонент. Первый компонент – государственный- обязательный для всех, второй – местный – зависит от региона, третий школьный – назначаемый конкретной школой. В учебном плане есть обязательные предметы и факультативы по выбору детей. Все учебные планы строятся на принципе дифференцированного подхода к обучению с 10 класса или ранее.
Учебная программа – государственный документ, в котором дано содержание образования по конкретному предмету. Программа включает объяснительную записку, перечень тем изучаемого материала с примерным указанием часов на ее изучение и перечнем знаний, умений, навыков по каждой теме, методические рекомендации о средствах обучения и контроля. Программа адресована учителю.
Материал в программе расположен либо линейной структурой (части материала расположены последовательно), либо концентрически (отдельные темы и разделы изучаются с перерывом повторяясь на новом уровне несколько раз), спиральные программы (сочетают последовательность и цикличность).
Учебник – учебная книга, в которой подробно отображена информация, подлежащая изучению. Учебник и носитель информации и средство обучения. Функции учебника: информационная; обучающая; мотивационная; контрольная; самообразовательная; воспитательная; развивающая и т.д.
Основные критерии отбора содержания образования:
социальные, профессиональные и культурные требования общества в выпускнику школы;
потребности личности в образовании;
гумманистичность содержания образования, построенного на приоритете общечеловеческих ценностей;
соответствие с требованиями развития демократического общества, науки, культуры;
научность;
последовательность, историзм, систематичность, связь с жизнью, соответствие возрастным возможностям, доступность.
Стандарт образования – это система основных параметров, которые являются государственными нормами образованности, отражающие общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (установление в государственном масштабе единых норм и требований). Стандартизация является одной из современных тенденций образования. Эта тенденция вызвана необходимостью создания в стране единого педагогического пространства, которое обеспечит единый уровень общего образования, получаемого молодежью в разных типах образовательных учреждений. Вторая причина стандартизации – это вхождение России в мировую культуру, что требует учитывать тенденции развития содержания общего образования в международной образовательной практике.
Стандартизация образования в развитых странах осуществляется давно через разработку учебных планов и программ, установления определенного уровня образования. Сам термин «стандарт» в образовании стал применяться сравнительно недавно.
Основные принципы разработки государственного образовательного стандарта:
- анализ состояния социокультурной среды и учет образовательных потребностей, возможностей заинтересованных сторон;
- согласованность и преемственность стандартов образования по его ступеням и областям;
- динамичность (возможность совершенствования) образовательного стандарта;
- возможность высокотехнологичной инструментальной проверки стандарта образования и т.п.
В стандарте выделены три уровня: федеральный, национально-региональный, школьный.
Федеральный компонент включает нормативы, которые обеспечивают единство педагогического пространства России, (предметы, которые изучаются в любой школе РФ).
Национально- региональный компонент содержит нормативы из области национальной культуры, языка литературы, истории, географии и т.д. он находятся в компетенции регионов, учреждений образования.
Школьный компонент образования отражает специфику образовательного учреждения.
Сущность стандарта раскрывается через его функции: социального регулирования, гуманитаризации образования, управления, повышения качества образования.
Функция социального регулирования предполагает такой механизм, который бы предотвращал разрушение единства образования в период перехода от единообразной школы к многообразию образовательных систем. Образовательные стандарты фиксируют объем и уровень полноценного базового образования. Реальные программы могут отличаться от стандарта по широте и глубине, но они должны обеспечить уровень не ниже задаваемого стандартом.
Функция гуманизации позволяет овладеть детям учебным материалом на различных уровнях, дает возможность при изучении трудного ими нелюбимого предмета ограничится минимальными требованиями, дает возможность избирать индивидуальную траекторию своего развития. Все это позволяет каждому обучаться на максимально посильном ему уровне, создает условия для полноценного развития.
Функция управления позволяет реорганизовать систему контроля и оценки знаний учащихся, исключить стихийность и волюнтаризм в разработке критериев качества образования школьников, повысить объективность контроля. Получение достоверной информации о состоянии дел в школе является важным условием для принятия управленческих решений.
Государственные образовательные стандарты осуществляет функцию повышения качества образования. Они фиксируют минимальный объем содержания образования и определяют нижнюю допустимую границу уровня образования. Государственный стандарт решает проблему гарантированного достижения каждым участником определенного, заранее заданного уровня базовой культуры личности, способствует повышению общего уровня образованности. Можно сделать вывод о том, что реализация основных функций стандарта общего образования обеспечивает единство образовательного пространства в ситуации разнообразия типов школ, национальных и региональных моделей образования, которая сложилась в последние годы, формирует у школьников положительную мотивацию учения, дает возможность выделить в учебном плане время для занятий по выбору.
Стандарт образования позволяет научно обосновано определить базовые образовательные области. Совокупность этих областей составляет базовое ядро общего среднего образования и служит основой для разработки самых разнообразных рабочих учебных планов.
- Программа итогового государственного экзамена
- Содержание
- Теория обучения
- Педагогическая технология
- Общие основы педагогики
- Теория и методика воспитания
- Теория обучения
- Педагогическая технология
- История образования и педагогической мысли
- III. Работа с родителями
- IV. Внеклассная работа по физической культуре
- V. Нестандартные уроки
- Список литературы
- Требования к уровням освоения содержания разделов педагогики
- Требования к оценке творческих проектов (т.П.)
- Методические рекомендации по подготовке к государственным испытаниям по педагогике
- 1. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога
- 2. Культура педагогического общения как условие установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися
- 3. Профессиональное самовоспитание и самообразование учителя
- 4. Педагогика как наука. Функции педагогики. Понятийный аппарат.
- 5. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
- 6. Понятие цели гуманистического воспитания
- 7. Закономерности и принципы воспитания: природоссобразность, культуросообразность, гуманизация
- 8. Эстетическое воспитание учащихся
- 9. Задачи и содержание физического воспитания
- 10. Трудовое воспитание (система. Содержание, методы)
- Нравственное воспитание школьников.
- 12. Система форм и методов воспитания
- 13. Методы формирования общественного сознания учащихся
- 14. Коллектив как объект и субъект воспитания
- 15. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения школьников
- 16. Методы стимулирования поведения и деятельности детей
- 17. Понятие о воспитательных системах. Их виды
- 18. Роль семейного воспитания в формировании личности школьника. Психологическая атмосфера семьи.
- 19. Функции и основные направления деятельности классного руководителя
- 20. Сущность процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Логика учебного процесса.
- 21. Дидактические закономерности и принципы обучения. Принципы научности, доступности, связи обучения с жизнью.
- 22. Принцип наглядности в обучении. Кабинетная система. Технические и аудиовизуальные средства обучения.
- 23. Сущность содержания образования. Критерии отбора. Нормативные документы. Государственный стандарт общего образования и его функции.
- 24. Словесные и практические методы обучения (упражнения, практические, лабораторные работы)
- 25. Методы контроля и самоконтроля в обучении. Метод дидактических игр: физкультурные, спортивные игры, их образовательное значение.
- 26. Методы стимулирования интереса к учению
- 27. Урок – основная форма организации учебного процесса в школе. Структура урока. Новые формы организации учебных занятий в школе.
- 28. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторская школа.
- 29. Модернизация образования в россии: егэ, «портфолио». Профильное обучение.
- 30. Понятие ”педагогическая технология” как категория педагогической науки, виды педагогических технологий.
- 31. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в.Ф. Шаталова
- 32. Технология программированного обучения, его виды.
- 33. Педагогические идеи к.Д. Ушинского
- 34. Макаренко а.С. И сухомлинский в.А. О воспитании
- Елизарова л.П. Программа итогового государственного экзамена по педагогике 2007
- 654005, Г.Новокузнецк, ул.Покрышкина 16 а