logo search
4 курс Педагогика лекции 1-13, 1-14

3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь

Современная система образования формировалась постепенно в соответствии с конкретными общественно-историческими условиями. Вначале она включала только образовательные учреждения. В Древней Руси школы действовали при монастырях, церквях.

По мере развития производства и усложнения социально-экономических отношений в обществе происходит непрерывный рост численности и специализация образовательно-воспитательных учреждений, а также возрастание их ступенчатости. Вплоть до конца XIX в. основной была начальная школа, в дальнейшем над ней стали надстраиваться средние и старшие классы общеобразовательной школы. В ХIХ в. стала развиваться сеть детских садов и яслей. Кроме того, создавались и развивались специальные средние и высшие учебные заведения для профессиональной подготовки инженерно-технических работников среднего и высшего звена, а также специалистов в области культуры и управления.

Интенсивное развитие производства, особенно в ХХ в. обусловило необходимость подготовки квалифицированных кадров рабочих и создания для этого профессионально-технических учебных заведений (училищ).

Создавались также общегосударственные и местные органы управления образовательными учреждениями. Все это привело к созданию в каждой стране своей специфической системы образования. Под системой образования понимают совокупность государственных образовательных стандартов и программ, реализующих их уче6но-воспитательных учреждений и органов управления образованием.Данное понятие характеризует систему образования в трех аспектах: в определенном социальном масштабе (система образования в отдельной стране, регионе);

как ступени образования (дошкольное, начальное, среднее, высшее и т. п.); как различные типы учебно-воспитательных учреждений или профили образования.

Факторами развития системы образования являются:

Влияние этих факторов на развитие систем образования в разных странах проявляется по-разному. Но выделяют и некоторые общие тенденции развития образования в современном мире (см. схему 3).

Реализации этих тенденций в Республике Беларусь способствует улучшение законодательной базы, регулирующей отношения в сфере образования. Начиная с 2002 года, помимо уже упоминавшегося Закона «Об образовании в Республике Беларусь», приняты следующие законы: «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании», «Закон Республики Беларусь об общем среднем образовании» (2006). Приняты также «Программа развития национальной системы образования в Республике Беларусь на 2006-2010 годы», «Программа развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007-2016 годы».

Охарактеризуем национальную систему образования в РБ в соответствии с Законом --". блики Беларусь «Об образовании» (последняя редакция от 19 марта 2002 г.). Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: приоритетность образования; обязательность общего базового образования; осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию; доступность дошкольного, среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования; национально-культурная основа образования; приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; научность; экологическая направленность образования; демократический характер управления образованием; светский характер образования.

Национальная система образования включает: участников образовательного процесса;

образовательные стандарты, а также разработанные на их основе учебные планы и учебные -программы; учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования; государственные органы управления образованием (Министерство образования РБ, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов республиканского, регионального, местного уровней управления). Образование подразделяется на основное и дополнительное.

Основное образованиеимеет следующие уровни: дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское.

Схема 3

Специальное образование(для учащихся, имеющих психофизические особенности) может осуществляться на всех уровнях основного образования. Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает: внешкольное воспитание и обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров.

В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования, а также учреждения, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации). К учреждениям образования относятся:

Так, учреждения, обеспечивающие получение высшего образования, подготавливают специалистов высшей квалификации для производственной, научной, культурной и иных сфер человеческой деятельности. К учреждениям, обеспечивающим получение послевузовского образования, относятся магистратура, аспирантура, докторантура. Они осуществляют подготовку научных, научно-педагогических кадров.

Учреждениями, обеспечивающими повышение квалификации и переподготовку кадров, являются Академия последипломного образования, Республиканский институт высшей школы, институты и факультеты повышения квалификации и другие.

Единство и непрерывность системы образования обеспечивается согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм образования, созданием учебных заведений, объединяющих разные виды образования.