22. Принцип наглядности в обучении. Кабинетная система. Технические и аудиовизуальные средства обучения.
«Принцип обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер общих указаний, правил, норм, которые регулируют процесс обучения. Принципы формируются на основе научного анализа обучения, вытекают из закономерностей процесса обучения».
Принцип наглядности один из классических принципов обучения. Его сущность в том, что эффективность обучения определяется тем, насколько умело учитель будет привлекать разнообразные органы чувств к изучению и переработке нового учебного материала учащимся. В процессе обучения детям нужно создать условия для наблюдения, измерения, проведения опытов. Такой путь позволяет эффективно усваивать учебный материал. В том случае, когда нет возможности дать для изучения реальные предметы, процессы, используются наглядные средства обучения: модели; рисунки; лабораторное оборудование.
Данный принцип основывается на особенности развития детей, стимулирует переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому. Принцип наглядности является основополагающим в преподавании физической культуры. Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Некоторые из них:
никогда не ограничивайтесь наглядностью – наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления учащихся;
используйте различные виды наглядности, но не увлекайтесь большим количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся;
помните, что наглядность сильно действующее средство, которое при неумелом использовании может увести учащихся от решения главной задачи, подменить цель ярким средством;
при чрезмерном увеличении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями и т.д.;
В современной школе применяется кабинетная система обучения. Кабинетная система позволяет оснастить учебный процесс современными техническими средствами обучения. А переход учащихся из одного кабинета в другой помогает перестроится от одного вида интеллектуальной деятельности на другую. Дети наиболее комфортно чувствуют себя на различных уроках в специально оборудованных кабинетах физики, химии, литературы, в спортивном зале. Кабинетная система обеспечивает эффективность обучения и многообразие видов деятельности.
Средство обучения – это источник получения знаний, формирования умений и навыков. К ним относятся: наглядные пособия; учебники; дидактические материалы; технические средства обучения ТСО; оборудование; станки; учебные кабинеты; лаборатории; ЭВМ, ТВ.
К сложным средствам обучения относятся механические, электротехнические устройства. Учитель должен знать возможности и методику применения различных средств обучения в преподавании своего предмета. ТВ и видеотехника имеют большие возможности не только в демонстрации, но и в организации учения. В последнее время широко применяются аудиовизуальные (зрительно-слуховые) средства обучения: звуковой фильм, телевидение, программированные учебники, дидактические машины, компьютеры. Компьютер становится массовым средством обучения, воспитания, управления образованием и т. д., однако, чрезмерное увеличение компьютеризацией обучения может привести к отрицательным последствиям (нарушения здоровья, расстройство психики, разобщение детей).
- Программа итогового государственного экзамена
- Содержание
- Теория обучения
- Педагогическая технология
- Общие основы педагогики
- Теория и методика воспитания
- Теория обучения
- Педагогическая технология
- История образования и педагогической мысли
- III. Работа с родителями
- IV. Внеклассная работа по физической культуре
- V. Нестандартные уроки
- Список литературы
- Требования к уровням освоения содержания разделов педагогики
- Требования к оценке творческих проектов (т.П.)
- Методические рекомендации по подготовке к государственным испытаниям по педагогике
- 1. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога
- 2. Культура педагогического общения как условие установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися
- 3. Профессиональное самовоспитание и самообразование учителя
- 4. Педагогика как наука. Функции педагогики. Понятийный аппарат.
- 5. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
- 6. Понятие цели гуманистического воспитания
- 7. Закономерности и принципы воспитания: природоссобразность, культуросообразность, гуманизация
- 8. Эстетическое воспитание учащихся
- 9. Задачи и содержание физического воспитания
- 10. Трудовое воспитание (система. Содержание, методы)
- Нравственное воспитание школьников.
- 12. Система форм и методов воспитания
- 13. Методы формирования общественного сознания учащихся
- 14. Коллектив как объект и субъект воспитания
- 15. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения школьников
- 16. Методы стимулирования поведения и деятельности детей
- 17. Понятие о воспитательных системах. Их виды
- 18. Роль семейного воспитания в формировании личности школьника. Психологическая атмосфера семьи.
- 19. Функции и основные направления деятельности классного руководителя
- 20. Сущность процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Логика учебного процесса.
- 21. Дидактические закономерности и принципы обучения. Принципы научности, доступности, связи обучения с жизнью.
- 22. Принцип наглядности в обучении. Кабинетная система. Технические и аудиовизуальные средства обучения.
- 23. Сущность содержания образования. Критерии отбора. Нормативные документы. Государственный стандарт общего образования и его функции.
- 24. Словесные и практические методы обучения (упражнения, практические, лабораторные работы)
- 25. Методы контроля и самоконтроля в обучении. Метод дидактических игр: физкультурные, спортивные игры, их образовательное значение.
- 26. Методы стимулирования интереса к учению
- 27. Урок – основная форма организации учебного процесса в школе. Структура урока. Новые формы организации учебных занятий в школе.
- 28. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторская школа.
- 29. Модернизация образования в россии: егэ, «портфолио». Профильное обучение.
- 30. Понятие ”педагогическая технология” как категория педагогической науки, виды педагогических технологий.
- 31. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в.Ф. Шаталова
- 32. Технология программированного обучения, его виды.
- 33. Педагогические идеи к.Д. Ушинского
- 34. Макаренко а.С. И сухомлинский в.А. О воспитании
- Елизарова л.П. Программа итогового государственного экзамена по педагогике 2007
- 654005, Г.Новокузнецк, ул.Покрышкина 16 а