logo search
4 курс Педагогика лекции 1-13, 1-14

4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога

Аксиологическое «Я» учителя как система ценностных ориентаций опирается на социально-педагогические и профессионально-групповые ценности, которые служат основанием формирования его индивидуально- личностной ценностной системы. Данная система включает:

В представленной системе ценностей в зависимости от содержания можно выделить ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания (см. схему 21). Охарактеризуем их.

Схема 21

Названные группы педагогических ценностей являются элементами аксиологической модели, имеющими взаимообусловленный характер. Так, например, ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств, то есть все они функционируют как единое целое.

Аксиологическое «Я» педагога определяется эффективностью и целенаправленностью отбора и приращения им новых ценностей, их переходом в мотивы его поведения и профессиональные действия. Ценностные ориентации учителя находят свое обобщенное выражение в мотивационно-ценностном отношении к педагогической деятельности, которое является показателем гуманистической направленности его личности.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология».

2. Раскройте сущность и структуру профессионально-педагогической и методологической культуры учителя.

3. Охарактеризуйте место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально-педагогической и медотодологической культуры педагога.

4. Раскройте понятие «педагогические ценности». Представьте классификацию педагогических ценностей.

5. Какие ценности образуют аксиологическое «Я» педагога?

6. Охарактеризуйте элементы аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога.

Глоссарий