logo search
СБОРНИК МК

Применение активных методов обучения на уроках технологии в школе

Наседкина Н.А., Веклич С.Н.,

ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»,

г. Комсомольск-на-Амуре, Россия

Methods of teaching. The concept of active learning. Methods of active learning, applied technology in the classroom at school.

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского и других. Позже проблемой активных методов занимались А.А. Бадаев, М.Н. Гарунов, А.А. Вербицкий, П.Б. Гребенюк, Г.И. Ибрагимов, Е.А. Литвиненко, В.Я. Платонов, В.В. Подиновский, В.И. Рыбальский и др.

Проблема школы – это потеря многими учащимися интереса к учебному процессу. Причины данного негативного явления многообразны. Это и нагрузка однообразным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективная оценка знаний и умений, и утомляющая детей неорганизованность, и не сложившиеся межличностные отношения. Отрицательно сказываются и ограниченные возможности для творческого проявления. Чтобы учащиеся не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений, необходимо применение активных методов обучения. Применение таких методов даёт только положительные результаты.

Активные методы обучения - это совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебногопроцесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

Кругликов Г.И. отмечает, что активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которое направлено на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств. Активизация обучения может идти как путем совершенствования форм и методов обучения, так и средствами совершенствования организации и управления учебным процессом в целом.

Активные методы обучения подразделяются на групповые и индивидуальные. Групповые активные методы применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися.

Ю.Н. Емельянов предлагает условно объединить активные групповые методы в три основных блока:

Наиболее распространенными на уроках технологии являются следующие активные методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и неимитационные. Имитационные методы подразделяют на игровые и неигровые. К неигровым методам относят анализ конкретных ситуаций (АКС), действия по инструкции и т.д. Игровые методы подразделяют на деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации, игровые проблемы и процедуры, тренинги в активном режиме.

Среди множества активных методов, можно выделить один из наиболее интересных – игровой метод. Данный метод можно легко применить на уроках технологии. Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Игра наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном занятии.

Кругликов Г.И. подчеркивает, что дидактическая игра - игра, предназначенная для реализации целей обучения. Она развивает сенсорные (чувственные) ориентировки детей на форму, величину, цвет, расположение предмета в пространстве, а также наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, представления об окружающем.

В период прохождения педагогической практики в школе на уроках технологии применялись активные методы обучения, были разработаны методики проведения уроков материаловедения в форме игры. Дидактические игры способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывают живой интерес к предмету и помогают усваивать учебный материал. С помощью игры можно привить учащимся стремление пополнить недостающие знания, совершенствовать специальные умения и навыки, необходимые для повышения творческой активности.

Использование игровых методов позволяет обеспечить высокую заинтересованность учащихся к предмету, повышает восприятие учебного материала и осуществляет эффективную организацию образовательного процесса, формирует качества личности, нравственные установки, ценностные ориентиры, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.

Применение активных методов обучения на уроках технологии позволяет решить следующие педагогические задачи: повысить познавательную активность и творческие способности учащихся, сформировать эстетические представления и художественный вкуса учащихся; выработать навыки критического мышления, навыки групповой самоорганизации, умения вести диалог; умения применять полученные знания в жизни.