Глава 18. Социальный педагог в дошкольном учреждении
Профессиональная подготовка социальных педагогов как и воспитателей ведется в педагогических учебных заведениях. Для социального педагога объектом постоянного внимания является ребенок.
Социальный педагог в любом образовательном учреждении создает для детей условия психологического комфорта, безопасности их жизнедеятельности, преодоления негативных явлений в семье и в отношениях со сверстниками, в ближайшем окружении ив социуме.
В квалификационной характеристике социального педагога, которая была утверждена приказом Государственного комитета СССР по высшему образованию в 1991 г., представлены такие ее части – «Должностные обязанности», «Должен знать», «Квалификационные требования». Анализ этого документа показывает, что социальный педагог оказывает ребенку самые разнообразные виды помощи. К таким видам помощи относятся:
• социально-правовая;
• социально-реабилитационная;
• медико-социальная;
• социально-психологическая;
• социально-педагогическая;
• социально-бытовая.
Особое место в работе социального педагога детского сада отводится психологической помощи детям. Эта помощь направлена на создание благоприятного микроклимата в детской группе, в общении со сверстниками и взрослыми, в устранении негативных влияний на ребенка со стороны семьи и отдельных воспитанников.
177
Такая постоянная помощь детям может быть эффективной при условии сотрудничества и взаимопонимания социального педагога с воспитателем, педагогом-психологом.
Социально-педагогическая помощь чаще всего связана с созданием условий для реализации прав родителей на воспитание детей, предупреждением ошибок в воспитании ребенка в семье, с предупреждением и преодолением конфликтных ситуаций.
Для реализации всех видов помощи детям, особенно в дошкольном образовательном учреждении, социальный педагог должен обладать определенными качествами личности. Это прежде всего общительность, доброта, чуткость, тактичность, интерес к работе с людьми.
Дошкольники по-особому реагируют на отношение к ним взрослых, они всегда чувствуют эмоциональное состояние воспитателей, очень внимательны к тому, как их оценивает педагог или воспитатель. Все эти особенности растущей и развивающейся личности дошкольника требуют наличия у социального педагога целого ряда личностных качеств, которые можно объединить в отдельные группы: гуманистические, психоаналитические, эмоционально-волевые, психолого-педагогические.
В своей практической деятельности социальный педагог руководствуется целым рядом документов, которые в той или иной степени связаны с функционированием образовательного учреждения – детский сад, с целями, задачами и содержанием работы с детьми.
В основу работы социального педагога с детьми дошкольного возраста должны быть положены теоретические исследования, раскрывающие особенности каждого этапа психического развития ребенка.
Согласно точке зрения Л.С. Выготского, при переходе от возраста к возрасту растут и качественно изменяются не только отдельные психические функции ребенка, но и их соотношение, структура. При этом психические функции ребенка развиваются неравномерно даже у детей одного возраста.
178
Для каждой возрастной группы детей существует спой общий период оптимального развития. Каждый возрастной этап дошкольников характеризуется специфической структурой личности.
Л.И. Божович, развивая мысль Л.С Выготского, показала, что на каждом возрастном этапе возникают не только новообразования в сознании детей, но и специфические личностные новообразования, которые и характеризуют новый этап в развитии ребенка. В свое время Л.С. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития». Это понятие позволяет связать в единое целое процесс психического развития ребенка, формирование его личности и воздействие окружающей среды в конкретно-психологическом возрастном плане.
Каждая стадия детского развития характеризуется своей структурой и динамикой.
При переходе от раннего дошкольного возраста к старшему изменяется отношение ребенка с миром взрослых и в целом с окружающей действительностью. Свое отношение к миру дошкольники отражают в изобразительной деятельности, которая способствует социальному развитию каждого ребенка, осмыслению своего отношения к сверстникам и взрослым. Именно эти общие возрастные особенности следует учитывать социальному педагогу в своей работе с детьми.
Программа «Истоки» теоретически и наиболее полно дает характеристику особенностей развития детей каждой возрастной группы. Поэтому социальный педагог должен хорошо изучить содержание этой программы, сравнить ее с другими программами нового поколения и свои профессиональные знания активно использовать в работе с детьми, воспитателями и родителями.
В деятельности социального педагога выделяются определенные направления, но при этом каждое из них направлено на социальную защиту ребенка. Какие это направления?
1. Работа с детьми.
2. Работа с родителями.
3. Работа с воспитателями.
4. Сотрудничество с педагогом психологом.
179
Каждое из этих направлений имеет и определенное содержание деятельности социального педагога.
Одно из центральных мест занимает работа с семьей ребенка. Позиция социального педагога в работе с родителями – тактичное, доброжелательное общение с семьей дошкольника. Социальный педагог в работе с родителями не имеет возможности с утра или вечером общаться с родителями всех возрастных групп детского сада. Поэтому в его плане работы указываются определенные дни недели для сотрудничества с родителями в виде бесед, анализа диагностических материалов, но все это делается на основе принципа гуманизма и личностно-ориентированной педагогики. Общение с родителями – вещь тонкая, хрупкая и здесь, конечно, важен педагогический такт и профессиональное мастерство.
Социальный педагог создает в помещении детского сада условия для комфортного индивидуального общения с родителями или лицами их заменяющими.
Работу социального педагога в дошкольном образовательном учреждении по защите прав ребенка и семьи можно представить в виде следующего алгоритма:
1. Правовое, психолого-педагогическое, социально-психологическое просвещение педагогов, целью которого является дальнейшая передача знаний родителям.
2. Первичный сбор информации о семьях воспитанников всеми службами ДОУ (социально-педагогической, медицинской, психологической и т. п.).
3. Изучение семей групп риска по специальной программе.
4. Сотрудничество социального педагога со службами социальной защиты.
У социального педагога имеется специальная документация. Эта документация является официальным документом о содержании и одновременно качестве работы социального педагога.
Должность социального педагога имеется не во всех дошкольных образовательных учреждениях, но намечается тенденция ее введения в штат.
180
- Содержание
- Введение
- Раздел I педагогика как наука о воспитании и развитии человека
- Глава 1. Предмет педагогики
- Основные педагогические понятия
- Система педагогических наук
- Связь педагогики с другими науками
- Глава 2. Развитие, воспитание и формирование личности
- Факторы направленного формирования личности
- Глава 3. Задачи дошкольной педагогической науки
- Глава 4. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Детские сады в России
- Глава 5. Система образования в российской федерации
- Современная система образования
- Типовое положение о дошкольном образовательном упреждении
- Раздел II педагогика возрастного развития ребенка
- Глава 6. Возрастная периодизация в педагогике. Педагогические критерии выделения возрастных периодов
- Педагогическая характеристика возрастных периодов
- Глава 7. Характеристика возрастного развития дошкольника
- Раздел III педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 8. Конвенция о правам ребенка и ее основное содержание
- Глава 9. Цель и задачи учебно воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 10. Содержание педагогического процесса воспитания детей дошкольного возраста
- Глава 11. Особенности обучения детей дошкольного bd3pacta
- Глава 12. Особенности обучения детей дошкольного возраста
- Глава 13. Вариативные программы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста
- Глава 14. Методы воспитания детей дошкольного возраста. Общее понятие о методах воспитания
- Глава 15. Игра в жизни дошкольника
- Глава 16. Планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 17. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения
- Глава 18. Социальный педагог в дошкольном учреждении
- Мини-хрестоматия из истории русской дошкольной педагогики
- Константин дмитриевич ушинский (1824-1870) родное слово
- Лев николаевич толстой (1828-1910) мысли 0 воспитании
- Аделаида семеновна симонович (1844-1933) " связь детского сада со школой
- Елизавета николаевна в0д0в030ва ( 1844 – 1923). Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста
- Глава IX. Могущественное значение привычек
- Глава XII. Воспитание ума
- Педагогический словарик
- Рекомендуемая литература