logo search
4 курс Педагогика лекции 1-13, 1-14

2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования

Общественно ценные цели воспитания изменчивы и динамичны, носят исторический характер. Они определяются потребностями и уровнем развития общества, зависят от способа производства уровня экономического развития, темпов социального и научно-технического прогресса. Цели образования зависят также от xapaктера политического и правового устройства той или иной страны, от истории и традиций данного народа, уровня развития гуманитарных наук педагогической теории и практики, педагогической культуры общества в целом и других факторов.

В разные исторические эпохи были, например, такие социальные идеалы (эталоны), как «спартанский воин», «добродетельный христианин», «общественник-коллективист», »энергичный предприниматель» и другие. В настоящее время идеалом общества является гражданин, патриот своей страны, профессионал-труженик, ответственный семьянин.

Обществом востребованы такие качества личности, как интеллектуальная культура, проффесиональная компетентность, деловитость.

На определение государством социального заказа в области образования большое влияние оказывает общемировые тенденции в решении этого вопроса. Все страны, подписьrвавшиеся под Конвенцией ООН о правах ребенка (1989), в том числе и Беларусь, учитывают те статьи Конвенции. в которых речь идет о целях образования. В Конвенции указывается, что образование ребенка должно быть направлено на развитие его талантов, умственных и физических способностей в их самом полном объеме; воспитание уважения к правам человека и основным свободам; воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправии мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами; воспитание и уважение к окружающей природе.

Глобальные, стратегические цели образования в нашей стране изложены в Законе Республике Беларусь”Об образовании»(в ред. от 2002), в Концепции непрерывного воспитания детей и учащихся молодежи в Республике Беларусь(2006) и других директивных документах в области образования. Например, в соответствии с Законом «Об образовании в Республике Беларусь» целью общего среднего образования является обеспечение духовного и физического становления личности, овладении им основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

Проблема цели воспитания многие века занимало умы философов и педагогов. В античном мире этот идеал воплощал в себе гармонию телесной и духовной красоты. Философ Платон утверждал: не только должно быть обучено тело, но оно должно слушаться «благородной души».Античное воспитание- это воспитание нравственности. Его ценностями являлись добродетель, благонравие, стремление стать совершенным гражданином.

Зародившись в Древней Греции, идея гармоничного сочетания внешних физических и в нутренних духовныхдостоинств человекастала выполнятьфункцию идеала,цели воспитания.Однако содержание толкования идеи внестороннего и гармонического развития личности человека было в разные эпохи различным. Так, в системе афинского воспитания эта идея реализовалась через единство умственного, нравственного и физического воспитания.Педагоги-гуманисты эпохи Возраждения(ХIV-ХVвв.) также видели цель воспитания в единстве умственного, нравственного, физического, эстетического развития и не связывали ее с трудовым воспитанием. О всестороннем развития человека в процессе соединения обучения с производительным трудом мечтали социалисты-утописты, педагоги-марксисты. Появления социально-экономических предпосылок для внутреннего формирования личности связано со становлением общества, основанного на машинном производстве. Всестороннее гармоническое развитие личности ставилось в качестве цели воспитания в педагогике советского периода. Эта идея сохраняет свою привлекательность до сих пор, в частности в связи с развертыванием информационных технологий. Ряд ученых-педагогов (И.Ф.Харламов, Б.Т.Лихачев, И.П.Подласый и другие) утверждают, что в качестве цели-идеала идея формирования всесторонне и гармонична развитой личности всегда будет сохранять свое значение. духовную ценность.

Не отрицая этого, большинство педагогов придерживаются того мнения, что данная цель в современных социально-экономических условиях не является реально достижимой. Кроме того, в одном человеке не могут быть развиты с должной полнотой все стороны его личности. Поэтому в настоящее время цель-идеал воспитания трактуется педагогами как формирование разносторонне и гармонично развитой личности. Разностороннее развитие предполагает воспитание и развитие телесного здоровья, психических процессов и свойств личности, ее социальное и духовное развитие. «Гармоническое развитие имеет в виду установление соразмерных и стройных отношений индивида с окружающей природой, социальной средой и самим собой» (И.И.Прокопьев).

Эта идея нашла отражение в «Концепции непрерывного воспитания детей и учащихся молодежи в Республике Беларусь»(2006), согласно которой целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Эта заданная обществом цель предполагает решение следующих задач: