logo search
программа итоговой аттестаци

Тема 1.2. Педагогика как наука

История возникновения и развития педагогической науки, ее отражение в трудах зарубежных и отечественных педагогов и просветителей (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский). Педагогическая мысль на Беларуси. Наиболее важные педагоги и просветители (Ф. Скорина, С. Будный, А. Пашкевич, Я. Колас, Я. Купала и др.).

Источники развития педагогики как науки: народная педагогика, прогрессивные идеи прошлого, данные смежных наук, лучший опыт дошкольных учреждений, педагогов-новаторов, экспериментальные исследования, современные прогрессивные теории и опыт западных стран.

Структура современной педагогики, её отрасли.

Дошкольная педагогика как отрасль возрастной педагогики. Предмет, задачи, современные проблемы дошкольной педагогики. Связь педагогики с другими науками.

Понятийный аппарат педагогики. Основные педагогические категории: воспитание, обучение, образование, их взаимосвязь.

Понятие народной педагогики как массовой эмпирической практики воспитания, основанной на жизненном опыте, традициях, обычаях народа. Белорусская народная педагогика. Особенности народного воспитания: непрерывность, бережность в отношениях к ребенку, воспитание в трудовой атмосфере и т.д. основные средства народного воспитания.