5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
Важнейшей характеристикой личности ХХI века выступает ее компетентность и профессионализм. Эти качества обеспечивают востребованность и конкурентоспособность личности обществе. Термином «компетентность» обозначают не только соответствие занимаемой должности, способность решать профессиональные задачи, принимать ответственные решения, но и потребность, способность к личностному развитию и профессиональному росту в течение всей жизни. Понятие «непрерывное образование» в мировой педагогике имеет несколько значений: «образование через всю жизнь», «образование взрослых», «продолжающееся образование», «возобновляемое образование» и другие. Отечественные ученые рассматривают непрерывное образование в нескольких аспектах:
как концепцию, согласно которой образование охватывает всю жизнь человека;
как образование, получаемое в учреждениях образования всевозможных типов: от дошкольных до учреждений последипломного образования (см. схему 4);
как образование взрослых за пределами базового образования, приобретение и повышение квалификации, профессиональная переподготовка.
В личностном смысле непрерывное образование - это способ разностороннего развития индивида, образ разумной жизни. Непрерывное образование осуществляется в процессе специально организованного обучения в учреждениях образования и в ходе самообразования. Самообразование - получение образования в ходе самостоятельной деятельности самой личности, которая устанавливает цели и задачи, отбирает содержание, средства, методы, формы и рефлексирует результаты этой деятельности. Самообразование выступает формой активного бытия человека в культуре.
Схема 4
Выделяют (М Князева, В. Д. Диденко) следующие функции самообразования:
экстенсивная - накопление, приобретение новых знаний;
ориентировочная - определение себя в культуре и своего места в обществе;
компенсаторная - преодоление недостатков, «белых» пятен в полученном (школьном, вузовском и т. д.) образовании;
саморазвития - развитие самосознания, познавательных процессов, рефлексивных способностей;
методологическая - формирование образа мира, своего места в нем; определение смысла профессионального бытия педагога и т. п.;
постоянная адаптация к изменяющейся профессиональной деятельности, ее технологиям.
коммуникативная - установление связей между науками, профессиями, специальностями, возрастами;
развитие творческого потенциала личности;
психотерапевтическая - сохранение жизненной энергии, силы личности; переживание полноты бытия;
омолаживания --- преодоление инерции мышления, предупреждение застоя в профессиональном росте;
геронтологическая - поддержание связей с миром и через них - жизнеспособности организма.
Источниками самообразования являются все компоненты культуры общества: разнообразные виды деятельности (учебно-познавательная, исследовательская и т. д.), наука, искусство, литература, СМИ, Интернет, профессиональная деятельность по основной или сопутствующим специальностям; обучение на разных курсах, хобби и другие.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Охарактеризуйте образование как социальное явление и общечеловеческую ценность. Почему образование является ведущим фактором развития культуры общества и личности?
2. Определите понятие «образование» во всех значениях.
З. Какова роль образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества? Дайте их краткую характеристику.
4. Назовите основные компоненты системы образования в Республике Беларусь. Изобразите ее схематически.
5. Раскройте структуру средней общеобразовательной школы. Какие изменения произошли за последнее десятилетие в организации процесса обучения в общеобразовательной школе? С чем связаны перспективы развития системы общего среднего образования?
6. Обоснуйте положение о том, что непрерывное образование является средством развития и самосовершенствования личности.
Глоссарий
Образование как процесс обучения и воспитания (педагогическийпроцесс)- овладение учащимися в учреждениях образования, а также в результате самообразования системой знаний, умений, навыков, опытом деятельности и эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.
Образование как результат обучения и воспитания- достигнутый учащимися уровень в овладении системой знаний, умений, навыков, опытом деятельности и отношений.
Образование как система - совокупность учебно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органов управления образованием, государственных образовательных стандартов и образовательных программ.
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-кудьтурном развитии общества
- 3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 4. Общеобразовательная школа в системе образования
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- Тема 1.2
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 3. Социальные и профессиональные функции учителя
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 3. Профессиональная компетентность педагога
- 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4
- 2. Охрана и защита детства. Международные акты в защиту детей
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 3. Основные категории педагогики
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- 5. Система педагогических наук
- Тема 1.6
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 2. Конкретно-научные методологические подходы в педагогике
- 3. Организация педагогического исследования
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
- Тема 1.7
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально- педагогической и методологической культуры учителя
- 3.Педагогические ценности как нормы регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей.
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога
- Тема 1.8
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Факторы развития личности
- 3. Возрастные особенности учащихся и педагогический процесс
- 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся педагогическом процессе
- 5. Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
- Тема 1.9
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная : характеристика педагогического процесса
- 4. Закономерности педагогического процесса
- 5. Принципы педагогического процесс а и правила их реализации
- Тема 1.10
- 1. Понятие цели образования. Разноуровневость целей образования
- 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования
- 3.Цели образования в современной школе
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11
- 2. Структура содержания образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- 3. Закономерности и принципы обучения
- 4. Деятельность учителя в процессе обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- 6. Виды обучения, их характеристика
- Тема 1.13.
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- 6. Критерии выбора методов обучения