logo search
4 курс Педагогика лекции 1-13, 1-14

3.Цели образования в современной школе

Исходя из общественно значимой цели (идеала) определяются цели образования в реальных педагогических системах. Для общеобразовательной школы и ее различных типов стратегическая цель педагогического процесса может сформирована как формирование базовой культуры личности. Под базовой культурой личности понимают уровень развития и реализации сущностных сил человека, его знаний, умений, навыков, отношений к себе и к окружающей миру, выражающийся в совокупности базовых (обязательных) компетенций. Компетенция-сплав знаний, умений, опыта, личностных свойств (отношений) человека, которые характеризует его способность действовать в той или иной сфере жизнедеятельности в соответствии с поставленными целями.

В качестве компонентов базовой культуры личности в вышеупомянутой Концепции обозначены: гражданская культура, политическая культура, правовая культура, информационная культура, нравственная культура, эстетическая культура, экологическая культура, культура безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни, культура трудовой и профессиональной деятельности, культура умственного труда, психологическая культура, культура социального взаимодействия, семейно-бытовая и досуговая культура.

Воспитание базовой культуры личности предполагает формирование разнообразных отношений личности к себе и окружающему миру (к окружающим людям, обществу, государству, Родине, природе, труду, предметам материального мира и т. п.). Если эти отношения , проявляются во взглядах, чувствах и поведении личности на достаточно высоком уровне, то говорят о культуре отношений личности к себе и окружающему миру или об отдельных компонентах этой культуры.

Для постепенного достижения общей цели педагогического процесса в том или ином образовательном учреждении педагог выделяет для каждого возрастного периода конкретные ведущие задачи воспитания и обучения (задачи-доминанты), предварительно осуществив диагностику уровней воспитанности и обученности учащихся. Наиболее эффективным является определение задач воспитания и обучения на индивидуальном (личностном) уровне и составление соответствующих индивидуальных программ воспитания и обучения.

Пocтaнoвка целей и задач педагогического процесса должна отвечать следующим общим требованиям: