logo search
СБОРНИК МК

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии в школе

Гребенщикова А.А., Веклич С.Н.,

ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»,

г. Комсомольск-на-Амуре, Россия

Independent work of students, its types. The main stages of an independent student activities. The experience of organizing independent work of students in the classroom technology in the school.

Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Есипов Б.П. отмечает, что самостоятельная работа - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленных целей, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

Зимняя А.И. утверждает, что самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом, в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

Г.Н. Алова, З.А. Вологодская, А.А.Дикая, М.Е. Дуранов, В.М. Железяко, В.А. Козаков, В.Я. Ляудис, В.П. Чихачев рассматривают самостоятельную работу как средство развития обобщенных умений, познавательной самостоятельности, творческой активности и социализации личности, связывают её со способностью к самоорганизации.

Исследование природы активности и самостоятельности учащихся в обучении берет начало еще в древности. Его представителями можно считать таких древнегреческих ученых как Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель. Свое дальнейшее развитие оно получает в высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора. Такая же проблема развивается на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. В монографических работах П.И. Пидкасистого и И.А. Зимней также освещается проблема самостоятельности школьников на уроке.

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: урочная и внеурочная. Говоря о формировании у школьников самостоятельности на уроках технологии, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Основные направления самостоятельной работы: познавательная, практическая, организационно-техническая, творческая. Б.П. Есипов в 60-е годы обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. Второе направление берет свое начало в трудах Я.А. Коменского, содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. Третье направление берет свое начало в основном в трудах К.Д. Ушинского и характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования.

Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп: приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания; закрепление и уточнение знаний; выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач; формирование умений и навыков практического характера; формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами.

Самостоятельная деятельность учащихся состоит из следующих трех основных этапов:

Вводно-мотивационный этап. На этом этапе учащиеся должны осознать основную цель предстоящего изучения учебной темы, ее место и роль в общем образовании, ее практическое и теоретическое значение.

Операционно-познавательный этап. На этом этапе учащиеся усваивают знания, входящие в содержание данной темы, при этом используются разные виды и формы учебной работы: рассказ или лекция, фронтальная работа по изучению понятия.

Рефлексивно-оценочный этап. На этом этапе учащиеся обобщают изученный материал и подводят итоги работы по данной теме. Цель этого этапа – развитие у учащихся рефлексивной деятельности (самоанализа).

При выборе заданий для самостоятельной работы учитываются, прежде всего, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, поэтому самостоятельную работу следует рассматривать в постоянном совершенствовании знаний и развитии умений учащихся.

Малкин И.И. предлагает классификацию самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности:

В ходе прохождения педагогической практики в общеобразовательной школе на уроках технологии в 7 классе на примере темы «Батик» были апробированы вышеописанные виды самостоятельной работы по характеру познавательной деятельности.

Выполнение воспроизводящих работ основано на восстановлении в памяти ранее изученного материала, который необходим для понимания нового материала. Так, перед изучением темы “Батик”, учитель предлагает учащимся вспомнить понятия: роспись, резервирующий состав, узелковый батик и подготовить ответ по предложенному плану. Это требует умственной работы и высокой учебной активности.

Тренировочные работы предусматривает не только простое воспроизведение изучаемого материала, но и применение ранее усвоенных знаний в новых ситуациях. Такие работы можно применять перед изложением нового материала, а также в процессе закрепления. Например, при закреплении темы «Холодный батик» учащимся было предложено разобрать самостоятельно другие способы росписи на ткани (например, узелковый батик). Выполнение подобной работы способствует углублению знаний и более успешному формированию умений и навыков, связанных с изучением конкретных тем.

Обзорные работы на упорядочение и систематизацию изучаемых сведений. Их применение целесообразно на заключительном этапе закрепления материала. Учащимся можно дать задание на составление плана пройденной темы. Составление плана способствует осмыслению характера взаимосвязи понятий, такие упражнения особенно важны.

Проверочные работы, их цель – всесторонняя проверка качества усвоения знаний. При выполнении этих заданий у учащихся формируются навыки самоконтроля. Эти навыки важны и для развития таких процессов памяти, как произвольное воспроизведение. Работы помогают учителю осуществлять оптимальное управление процессом обучения, учащиеся работают в группах, каждый контролирует и координирует друг друга.

Подготовительные работы познавательно-поискового типа. При их выполнении учащиеся пользуются имеющимися сведениями, при этом убеждаются в неполноте своих знаний по изученной теме. Это приводит к необходимости более глубокого ознакомления с новым материалом. Учащиеся знают теорию по изготовлению холодного батика, но у многих возникают вопрос: как правильно нанести резервирующий состав и как правильно использовать краски после нанесения резерва. Для этого используется текущий инструктаж, в ходе которого учащиеся сами, либо с помощью учителя получают ответы на свои вопросы.

Констатирующие работы связаны с описанием новых факторов и явлений по их внешним признакам: наблюдения над природными явлениями и общественной жизнью, изучение дидактического материала и т.д. Подобные упражнения особенно важны в случае изучения таких предметов, как биология, география, история, русский язык. Тем не менее, наблюдение и констатация фактов важны и при изучении информатики, в особенности, при изучении видов информации, объяснении аналоговой и цифровой информации, аналоговых и цифровых устройств и т.д. Самостоятельная работа констатирующего вида дисциплинирует учащихся, развивает у них произвольное внимание и совершенствует навыки целесообразного восприятия, используется как в изложении, так и в процессе закрепления.

Экспериментально-поисковые работы представляют собой основанные на исследовательских методах науки учебные задания, при выполнении которых учащиеся выделяют существенные признаки понятий, устанавливают причинно-следственные зависимости, «открывают» законы и т.д. Например, после выполнения росписи на ткани учащиеся сами могут понять, правильно ли они нанесли резерв, в чем ошибка, и как в дальнейшем ее избежать. Данный вид учебных занятий – эффективнейшее средство развития пытливости, любознательности.

Логическо-поисковые работы, к их числу относятся различные задания по оперированию существенными признаками изученных понятий, используемые на заключительном этапе изложения и закрепления. Самым распространенным видом таких упражнений является задание на сопоставление сходных и отличительных признаков изучаемых явлений. После изучения тем «Узелковый батик» и «Холодный батик» учащиеся отвечают на вопросы в чем разница между этими техниками, одинакова ли происходит подготовка ткани, какие инструменты понадобятся для этих техник. К логически-поисковым самостоятельным работам относятся задания на обобщение изученного по основным проблемным вопросам. Примеры вопросов-заданий: «Можно ли наносит резерв после нанесения краски?», «Зачем необходим резервирующий состав?». Эти вопросы учат отделять существенное от второстепенного и вырабатывают навыки обобщения.

Художественно-образные самостоятельные работы творческого типа. Художественно-образные работы основаны на образном отражении действительности. Учащиеся сами выбирают тему для своего батика, определяю цветовую гамму. В этом случае возникает эмоциональное отношение к изучаемому материалу, а оно всегда являлось верным помощником учителя.

К самостоятельным научно-творческим работам данного вида относится учебная деятельность школьников, выходящая не только за рамки школьных программ, но и связанная с решением познавательных задач повышенной трудности – проявление собственной инициативы, поиска оригинального решения и т.д. Примером такого задания служит создание обучающих и контролирующих программ для школьного курса по избранному предмету. Вовлечение учащихся в подобную работу – важное средство пробуждения интереса к самостоятельной деятельности.

К конструктивно-техническим работам относятся творческое проектирование, конструирование с использованием специальных компьютерных программ. Учащиеся могут спроектировать образец своей работы в компьютерной программе, чтобы увидеть результат.

Учебно-практические работы познавательно-практического типа. К ним относятся изготовление наглядных пособий (графиков, диаграмм, схем, макетов приборов, подготовка статей для школьных газет, журналов и т.п.). В процессе такой работы знания, умения и навыки формируются в органическом единстве с жизненной практикой и индивидуальным опытом школьника.

Общественно-практические самостоятельные работы - учебная деятельность школьников, выходящая за рамки школьной жизни. Выполнение учебных заданий подобного рода – незаменимый путь связи обучения с жизнью.

Вопрос о самостоятельной работе учащихся поднимался еще в педагогической литературе прошлого. Но особенно остро ставится этот вопрос в настоящее время в связи с переходом на стандарты второго поколения. Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе выступает как наиболее универсальный вид учебной деятельности.