2. Организация изучения местоимения в начальной школе.
Б). В начальной школе необходимость изучения местоимений 1, 2, 3 –го лица (личных местоимений) диктуется прежде всего тем, что в речевой практике дети широко пользуются всеми формами этих местоимений.
Под названием местоимений объединены мало похожие между собой разряды слов, объединенные отсутствием собственного значения: они употребляются вместо имен. По степени знакомства с ними эти разряды могут быть разделены на три группы:
Изучаются более или менее подробно | Встречаются в практическом использовании
| Не вводятся в систему изучения |
личные | вопросительно-относительные, возвратные, притяжательные, указательные | неопределенные и др. |
Личные местоимения изучаются в лексико-семантическом плане, а также функционально, т.е. как заменители существительных в предложениях и тексте, что служит средством устранения повторов. Другая их функция -
служить опорой при образовании личных форм глаголов. В начальных классах изучается склонение личных местоимений, трудное тем, что содержит супплетивные формы падежей: я, меня, мне,…; она, ее, ей… Вторая трудность – это звук и буква н в косвенных падежах перед гласными и после предлогов: родительный падеж: к о г о ? – его, но побывал у него.
Трудность и в соотнесении форм косвенных падежей с именительным: ты – тебя, здесь ошибка маловероятна, но она – ее, ей, с ней – ошибки нередки. В соответствии с этими трудностями подбираются упражнения: устное и письменное склонение, употребление косвенных падежей в предложениях, особенно с предлогами; редактирование текста, устранение неоправданных повторов путем замены повторяющихся слов местоимениями.
Изучение личных местоимений облегчается их участием в спряжении глаголов; следует обратить внимание на роль личных местоимений в передаче значений лица в прошедшем времени глаголов, так как в других временах эти значения передаются с помощью окончаний, а в прошедшем времени – аналитически, поэтому роль местоимений возрастает: ты писал, они писали и пр.
Ко второй группе относятся в первую очередь вопросительно-относительные местоимения в их вопросительной функции:
вопросы, выявляющие связи между словами в предложении;
падежные вопросы к т о? ч т о? и их косвенные падежные формы при склонении имен существительных и личных местоимений;
вопросы какой? какая? какое? и пр. в склонении имен прилагательных.
В относительном значении эти же местоимения употребляются в роли союзных слов: Саша не расслышал, что сказал Толя.
Указательные местоимения употребляются в приеме определения рода имен существительных (путь – тот, степь - та) на основе языковой интуиции. В такой же роли употребляются притяжательные местоимения: конь – мой, дверь – моя.
Возвратное местоимение себя используется при изучении постфикса -ся (-сь) в теме «Залоги» при анализе образования возвратных глаголов ( и страдательного залога) в средней школе.
В курсе русского языка в начальной школе на тему «Местоимение» программой отведено только 7 часов, но это не значит, что этим надо ограничиться. Полезно время от времени включать в упражнения местоимения для грамматического разбора или обращаться к их характеристике, когда они встречаются в упражнениях по текущей теме. Формирование понятий о местоимениях следует связывать с выработкой правописных и речевых умений и навыков.
Можно: давать задания на замену существительных с предлогами и наоборот, составление предложений с местоимениями, полезен грамматический разбор, упражнения в нахождении местоимений в связном тексте, упражнения на замену местоимений первого лица вторым или третьим, а также третьего – первым или вторым.
Дополнительно к учебнику по теме «Местоимения» можно рекомендовать такие виды упражнений:
Списать, заменяя выделенные существительные местоимениями.
Выписать местоимения 3-го лица без предлогов и с предлогами. (Дается отрывок из текста «Дед Мазай и зайцы» Н. Некрасова.).
Списать, вставляя пропущенные буквы. Подчеркнуть местоимения. (Отрывок из рассказа К.Д.Ушинского).
При списывании вместо точек вписать местоимение в нужной форме.
Составить и записать словосочетания (местоимение с предлогом).
Спросить у (я, он, она, они).
Подойти к (он, она, они ).
Встретиться с (мы, он, она, они).
Написать о (мы, вы, они).
Большое значение имеют не только специальные письменные и устные упражнения, но и постоянное внимание учителя у устной речи не только на уроках грамматики и орфографии, но и на других, особенно на уроках чтения.
Обучение устному пересказу на уроках чтения. (Привести пример работы над одним из видов пересказа в 3 классе).
Пересказ – устное изложение содержания текста. Это вид учебной работы, средство развития речи учащихся на основе образца. Пересказу нужно обучать систематически от урока к уроку, постоянно помня об учебной цели этого вида работы.
Главные требования к пересказу следующие:
в пересказе должна звучать живая речь ученика, а не заученный образец;
при пересказе ребёнок должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции образца;
в пересказе должен сохраняться стиль образца;
должны быть соблюдены последовательность событий, причинно-следственные связи, переданы все основные факты и описания;
в пересказе должны отражаться чувства ребёнка через выразительность его речи.
В большинстве случаев пересказ специально подготавливается, для чего используются следующие приёмы:
предупреждение учащихся о том, что текст будет пересказываться;
проведение анализа содержания, различных языковых упражнений;
отработка выразительного чтения;
расчленение рассказа на части и составление плана текста;
пересказ фрагментов;
предварительный (черновой) пересказ, разбор его недостатков.
Подробный пересказ предполагает полное устное изложение художественного текста и служит средством обогащения языка школьников, воспитания у них чувства языка, ознакомления со стилями и жанрами, обучения логике и композиции текста.
Не рекомендуется подробно пересказывать небольшие по объёму тексты, так как дети запоминают их наизусть. Начинать обучение пересказу следует с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, но затем в пересказы нужно включать также элементы описания и рассуждения.
Обучать пересказу следует специально. Когда текст пересказывается подробно, нужно следить за последовательностью изложения событий и за культурой речи ученика. Следует заметить, что не пересказывают басни и сказки в стихах, а также другие стихотворные произведения.
Краткий пересказ (сжатый) предполагает передачу лишь основного содержания текста, лишённого деталей, подробностей. Степень сжатия может быть различной:
исключение подробностей, деталей;
обобщение конкретных, единичных явлений;
сочетание исключения деталей и обобщения.
Сжатие формирует у детей умения вычленять главное; сокращать текст, сохраняя смысл всего произведения; отбирать в исходном тексте лишь существенное; использовать необходимые языковые средства и создавать новый, собственный, сжатый текст. Если при подробном пересказе учащийся стремится сохранить стилистические особенности текста, то в сжатом виде это не соблюдается.
Элементы краткого пересказа вводятся уже в первом классе, когда дети в процессе анализа прочитанного должны выразить содержание какой-то его части кратко, одним предложением, затем при разборе других рассказов предлагается кратко передать главное содержание цифрами 2 – 3 частей прочитанного рассказа и, наконец, кратко передать смысл всего произведения.
Ступени сжатия текста могут быть изображены такой схемы:
Подробный краткий план главная мысль всего
пересказ пересказ текста
возможен и обратный путь: от краткого (в одном предложении) выражения главной мысли произведения к плану, затем к краткому пересказу, и, наконец, к подробному пересказу. Не следует требовать, чтобы в сжатом пересказе был развёрнут каждый пункт плана, т. к. это может привести к механической работе, будет сковывать творчество учащихся.
Выборочный (частичный) пересказ предполагает передачу какой-то одной из частных тем (микротемы) излагаемого текста. Он необходим при воспроизведении эпизода, сюжетной линии или при составлении рассказа о герое. Выборка может производиться из разных частей текста, например, предлагается пересказать всё, что относится к характеристике определённого героя; всё, что характеризует картины природы и т. п. Выборочные пересказы начинают проводить во втором классе. Они служат основой подготовки к сочинениям типа характеристики литературных героев.
Выборочный пересказ может быть:
по вопросу или заданию,
по иллюстрации.
С названными видами выборочного пересказа справляются все учащиеся, включая первоклассников. Но значительно большую трудность представляет выборка из разных мест рассказа мысли по одной из его тематических мыслей. Рассказы выбираются такие, в которых сравнительно легко выделяются сюжетные линии.
Творческий пересказ - это трансформация текста с целью его переосмысления.
Творческий пересказ характеризуется изменениями и дополнениями в тексте:
- изменение последовательности событий,
изменение лица рассказчика,
пересказ от лица одного из персонажей,
дополнение содержания текста (включение описания места действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста),
продолжение сюжета,
- перестройка сюжета.
развитие какого-либо эпизода пейзажной зарисовки,
словесное рисование,
инсценирование рассказа.
Пересказ с изменением лица рассказчика ещё не может быть назван творческой работой, т. к. перестройка текста носит грамматический характер. Однако замена 1-го лица 3-м приводит к необходимости некоторых изменений в тексте.
Значительно выше творческий уровень работы учащихся в пересказах от лица одного из персонажей, когда ученик должен войти в роль героя произведения, понять его возраст, характер, взглянуть не события его глазами.
Творческие дополнения могут быть самыми разнообразными:
сообщение о своем жизненном опыте;
придумывание продолжения действия;
сообщение фактов, взятых из других источников.
Виды плана:
А) Вопросный план записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос - к какой либо одной смысловой части текста. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. Лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли» и т.п.).
Б) Тезис - кратко сформулированная идея абзаца или части текста.
Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.
В) Назывной - этот план записывают в виде тезисов, в которых не используются глаголы, а много существительных и прилагательных.
Г) План – опорная схема. Этот план состоит из слов, словосочетаний и предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам легко восстановить текст.
Д) Комбинированный - такой план может сочетать в себе разные виды планов.
Билет № 3
- 1Лексика исконно русская и заимствованная.
- 2.Знакомство с исконно русскими и заимствованными словами на уроках русского языка в начальной школе. Приемы объяснения значений слов.
- 3. Цели и задачи внеклассного чтения. Особенности руководства внеклассным чтением в начальной школе. Уголок внеклассного чтения.
- Подготовка учителя к уроку:
- Принцип наглядности на занятиях внеклассным чтением:
- 1. Местоимение как часть речи. Организация изучения местоимения в начальной школе.
- 2. Организация изучения местоимения в начальной школе.
- 1.Имя существительное как часть речи. Склонение имен существительных. Лексическое и грамматическое значение имен существительных в курсе начальной школы (общий обзор).
- 2 Русский фольклор: народные песни, былины и работа над ними в начальных классах на уроках чтения.
- 1. Текст. Признаки текста. Типы текста. Учет данных понятий, типологии и тематики при обучении написанию сочинений в начальной школе.
- 2. Организация работы на начальном этапе внеклассного чтения.
- 1. Второстепенные члены предложения. Методика работы над ними на уроках русского языка в начальной школе.
- 2. Чтение-рассматривание как основной метод работы с книгой на разных этапах формирования читателя.
- 1. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях. Содержание и организация работы со словосочетанием в курсе начальной школы.
- 2. Методика работы над рассказом на уроках чтения в начальной школе.
- 1. Основные способы словообразования в русском языке. Значение изучения морфемного состава слова младшими школьниками и задачи работы по теме «Состав слова» в начальной школе.
- 2. Организация работы на основном (и заключительном) этапе внеклассного чтения в начальной школе.
- 1. Активный и пассивный запас русской лексики. Устаревшие слова. Неологизмы. Активизация словаря младших школьников.
- 2 Методика чтения басен в начальной школе. Виды и приемы работы над одной из басен (по выбору студента).
- 1 Лексика как раздел русского языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначные слова.
- 2. Методика работы над лирическими произведениями в начальной школе.
- 1Фонетика как раздел русского языка.
- 1 Графика как раздел русского языка.
- 2 Обучение сознательному чтению младших школьников.
- 1. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Работа над ними в начальных классах.
- 2 Чтение литературы научно-познавательного характера в начальной школе и знакомство младших школьников с периодической печатью.
- 1. Морфемика. Состав слова. Словообразующие и формообразующие морфемы.
- 2. Приемы работы над беглостью чтения в начальной школе.
- 1.Слабые и сильные позиции гласных и согласных звуков. Понятие об орфограмме. Обзор орфограмм, изучаемых в начальных классах, их распределение по разделам и темам курса.
- 2 Урок чтения и его особенности (типы уроков и их общая характеристика). Структура комбинированного урока чтения (литературное произведение – по выбору студента).
- Восприятие нового произведения:
- 1.Фразеологизмы, их основные типы. Фразеология в курсе начальной школы: роль и место на уроках чтения и русского языка, работа над фразеологическими единицами.
- 2. Методика чтения сказок в начальной школе.
- 1. Главные члены предложения. Методика работы над ними в начальной школе.
- 2. Организация работы на подготовительном этапе внеклассного чтения.
- Восприятие нового произведения:
- 1. Глагол как часть речи. Спряжение глаголов. Знакомство со спряжением глаголов в начальной школе.
- 2. Русский фольклор: пословицы, поговорки, загадки и работа над ними в начальной школе.
- 1. Служебные части речи и работа над ними в начальной школе.
- 1 Русский литературный язык как нормированная ..
- 2 Приемы работы над правильностью чтения в начальной школе.
- Имя прилагательное как часть речи. Разряды имен прилагательных. Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных в курсе начальной школы.
- 2. Русский фольклор: скороговорки и чистоговорки, считалки и потешки, небылицы, дразнилки и др. Малые жанры и работа над ними на уроках чтения.
- 1. Простое предложение как синтаксическая единица. Содержание и организация работы над ним в начальной школе.