Связь педагогики с другими науками
Педагогика как наука развивалась и продолжает развиваться в тесной связи с другими науками. В первую очередь у педагогики сложились тесные связи с философией и психологией.
Методологические основы педагогической науки определяет ее связь с философией. Связь педагогики с философией во многом способствовала созданию педагогических концепций и целого ряда новейших теорий обучения и воспитания.
В последние десятилетия большую помощь педагогической науке оказывает социология, которая изучает различные стороны общественной жизни.
Педагогика тесно связана с анатомией, физиологией, учением о высшей нервной деятельности. Особенно значительна для педагогики теория И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека, которая раскрывает естественно-научные основы формирования и развития психики, сознания ребенка.
Педагогика тесно связана с психологией. Эти связи довольно многообразны.
Педагогические выводы, научно обоснованные рекомендации опираются на психологические закономерности развития ребенка. Разрабатывая вопросы технологии и методики воспитания детей, педагогика как наука обязательно использует данные психологических исследований о восприятии, мышлении, памяти, речи, воображения, чувствах, воли и т.д.
Знание психологии как науки необходимо каждому дошкольному работнику, так как оно делает его наиболее уверенным в работе с детьми, в развитии личности каждого ребенка.
14
В свое время К.Д. Ушинский отмечал, что «психология в отношении своей приложимости к педагогике и своей необходимости для педагога занимает первое место между всеми науками».
В настоящее время развиваются связи педагогики с социологией, компьютерными технологиями, общей теорией систем, информатикой. Генетика, как ветвь биологии, помогает разобраться в сложных проблемах взаимосвязи наследственности, среды и воспитания в развитии человека.
Педагогика тесно связана с науками, изучающими человека как индивида. В этом отношении важна связь педагогики с медициной. Именно эта связь привела к появлению коррекционной педагогики. Вместе с медициной педагогика разрабатывает систему средств и технологий, с помощью которых достигается положительный эффект в обучении и воспитании детей, имеющих определенные отклонения в развитии.
Заметна и связь педагогики с экономическими науками, которые и определяют условия развития всей системы образования.
Новые возможности для развития педагогики открылись с появлением быстро развивающейся области знания, получившей название науки управления.
Педагогическая наука использует материалы и данные других наук для решения задач воспитания и образования на основе строгого отбора и выявления границ их применения.
Задания для самостоятельной работы
1. Что является предметом педагогической науки?
2. Назовите отрасли педагогики. Что изучают общая педагогика, возрастная и коррекционная педагогика, история педагогики?
3. Раскройте взаимосвязи педагогики с другими науками.
15
- Содержание
- Введение
- Раздел I педагогика как наука о воспитании и развитии человека
- Глава 1. Предмет педагогики
- Основные педагогические понятия
- Система педагогических наук
- Связь педагогики с другими науками
- Глава 2. Развитие, воспитание и формирование личности
- Факторы направленного формирования личности
- Глава 3. Задачи дошкольной педагогической науки
- Глава 4. Становление и развитие дошкольной педагогики
- Детские сады в России
- Глава 5. Система образования в российской федерации
- Современная система образования
- Типовое положение о дошкольном образовательном упреждении
- Раздел II педагогика возрастного развития ребенка
- Глава 6. Возрастная периодизация в педагогике. Педагогические критерии выделения возрастных периодов
- Педагогическая характеристика возрастных периодов
- Глава 7. Характеристика возрастного развития дошкольника
- Раздел III педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 8. Конвенция о правам ребенка и ее основное содержание
- Глава 9. Цель и задачи учебно воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 10. Содержание педагогического процесса воспитания детей дошкольного возраста
- Глава 11. Особенности обучения детей дошкольного bd3pacta
- Глава 12. Особенности обучения детей дошкольного возраста
- Глава 13. Вариативные программы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста
- Глава 14. Методы воспитания детей дошкольного возраста. Общее понятие о методах воспитания
- Глава 15. Игра в жизни дошкольника
- Глава 16. Планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
- Глава 17. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения
- Глава 18. Социальный педагог в дошкольном учреждении
- Мини-хрестоматия из истории русской дошкольной педагогики
- Константин дмитриевич ушинский (1824-1870) родное слово
- Лев николаевич толстой (1828-1910) мысли 0 воспитании
- Аделаида семеновна симонович (1844-1933) " связь детского сада со школой
- Елизавета николаевна в0д0в030ва ( 1844 – 1923). Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста
- Глава IX. Могущественное значение привычек
- Глава XII. Воспитание ума
- Педагогический словарик
- Рекомендуемая литература