logo search
4 курс Педагогика лекции 1-13, 1-14

1. Возникновение и становление педагогической профессии

Корни педагогической профессии уходят в глубокую древность. Именно помощь взрослых детям, передача им необходимых знаний об окружающем мире, обучение умениям, необходимым для дальнейшей жизни, явились прообразом педагогической деятельности, которая стала впоследствии делом специально подготовленных людей, то есть профессией. История (этимология) слов «педагог», «педагогика» (paida - дитя; gogike - вести; буквально: детовождение) уходит в античную Грецию (VI-IV вв. до н. э.). За ребенком, получавшим домашнее воспитание, присматривал специальный раб - «педагогос». Он же позже сопровождал ребенка в школу. Таким о6разом, прямое значение слова «педагог» - вести, сопровождать ребенка. В России слова «педагог», «педагогика» появились вместе с философским, педагогическим наследием античной цивилизации и Византии. Русское слово «воспитатель» происходит от слова «питать». Это позволяет слова «воспитывать» и «вскармливать» рассматривать как синонимы.

Педагог мог выполнять свои социальные и профессиональные функции только тогда, когда его личность, его образование и культура являлись опережающими по сравнению с другими членами общества. Поэтому в некоторых древних цивилизациях (Древнем Китае, Индии, Египте) учитель был очень почитаемым человеком, а его деятельность считалась почетной. Становление педагогической деятельности как профессии, требующей владения специальными знаниями и умениями, связано с возникновением письменности. На смену образованию, имеющему анонимный и коллективный характер, неотделимому от бытовых, трудовых и иных отношений, приходит образование как самостоятельный вид деятельности и отношений. Возникновение и развитие письменности, сложная техника письма (клинопись, иероглифы) требовали от учителя особых знаний и подготовки.

В древнем Вавилоне, Египте учителями чаще всего были жрецы, в Древней Греции - наиболее умные, способные вольнонаемные граждане (дидаскалы, педотрибы, педономы). В древнем Риме учителя (риторы, грамматики) становились государственными служащими. Они должны были хорошо знать науки, много путешествовать, изучать языки и культуру разных народов.

В средние века педагогами обычно были монахи, священники, а в городских школах и университетах ими становились люди, получившие специальное образование.

В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и государя (князя). Известно, что в Древней Руси существовали разные институты воспитания:

Позже появились «мастера грамоты» и школы «мастеров грамоты». Мастера грамоты обучали писать и читать детей в семьях, у себя дома, а также при монастырях и церквах. Профессия педагога становится массовой в ХVШ-ХIХ вв. Учителя занимают штатные должности в школах и училищах разных типов. Получает распространение гувернерство как начальное образование с помощью домашних наставников и учителей.

Итак, из более чем тридцати тысяч существующих в настоящее время профессий педагогическая профессия относится к числу наиболее древних. Она имеет огромное значение в обществе, так как все другие виды труда осваиваются в ходе специально организованной целенаправленной педагогической деятельности.