6. Одним из принципов коррекционно-развивающего обучения является…
а) принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
б) принцип гуманистической направленности пед. процесса;
в) сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе.
7. Система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития определяется как…
а) компенсация; б) коррекция; в) адаптация.
8. В каком виде реабилитации нуждается ребенок для восстановления утраченных учебных умений, познавательных навыков:
а) медицинской; б) психологической; в) педагогической.
9. Основными формами коррекционно-развивающего обучения являются:
а) индивидуальные занятия; б) групповые занятия; в) фронтальные занятия.
10. Для детей с задержкой психического развития создается специальное (коррекционное) образовательное учреждение:
а) V вида; б) VII вида; в) VIII вида.
Тифлопедагогика – это раздел специальной педагогики, который занимается изучением:
а) нарушений слуха;
б) нарушений зрения;
в) нарушений опорно-двигательного аппарата.
12. Детский церебральный паралич – это заболевание центральной нервной системы, …
а) характеризующееся нарушением психики ребенка;
б) характеризующееся нарушением речи;
в) характеризующееся поражением двигательных зон головного мозга.
13. К основным задачам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) относят:
а) лечение заболеваний ребенка;
б) реабилитацию детей с отклонениями в поведении;
в) диагностико-консультативную деятельность.
14. К девиациям в поведении несовершеннолетних относят:
а) трудновоспитуемость;
б) социально-педагогическую запущенность;
в) задержки психического развития.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
1. Одной из задач специальной психологии является выявление общих и специфических закономерностей _______________ развития аномального ребенка
1. психического; 2. физического; 3. речевого; 4. сенсорного.
2. Утверждение о том, что все психические явления необходимо рассматривать в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления, соответствует такому принципу, как...
принцип детерминизма; 2. генетический, или принцип развития;
3.принцип единства психики и деятельности; 4. принцип отражательности.
3. Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц …
1. с психическими нарушениями; 2. с одаренностью; 3. с хроническими соматическими заболеваниями; 4. с особыми образовательными потребностями
4. Одной из задач специальной педагогики является реализация _____________ программ для лиц с ограниченными возможностями
1. коррекционно-педагогических; 2. экономических;
3. социальных; 4. гуманитарных.
5. Соответствие средним количественно-качественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры, определяется как...
1. идеальная норма; 2. функциональная норма; 3. статистическая норма.
6. К биологическим факторам риска не относятся…
1. пребывание ребенка в семье социального риска; 2. инфекционные и вирусные заболевания матери; 3. биохимические вредности; 4. патологическое протекание родовой деятельности
7. Первичные дефекты возникают в результате...
1. органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы; 2. психического недоразвития; 3. нарушений социального поведения.
8. Интенсивность и распространенность патологического процесса обусловливает...
1. время и длительность воздействия повреждающих агентов; 2. степень нарушения функциональных связей; 3. характер сенсорных или интеллектуальных нарушений; 4. причины нарушений.
9. К лицам с нарушением умственного развития (умственно отсталым) относят лиц со стойким, необратимым нарушением _____________сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга
1. сенсорной; 2. моторной; 3. эмоциональной; 4. познавательно.
10. Для детей с задержкой психического развития характерны …
1. двигательные расстройства; 2. незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности; 3. задержка речевого развития и нарушение коммуникативной функции речи; 4. предельное «экстремальное» одиночество и стереотипность в поведении.
11. К причинам, вызывающим нарушения слуха, не относятся…
1. вредности, действующие на плод во время беременности матери; 2. наследственные факторы; 3. социально-психологические факторы; 4. механические травмы.
12. Аутизм определяется как снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и ___________ развитию
1. двигательному; 2. речевому; 3. сенсорному; 4. социальному.
13. К формам психопатий по этиологии возникновения не относятся…
1. генетические; 2. ядерные, или конституциональные; 3. органические; 4. краевые, или приобретенные.
14. К основным вариантам этиологически сложного нарушения не относится...
1. ситуация, когда один дефект имеет генетическое, а второй экзогенное происхождение; 2. самоизоляция; 3. ситуация, когда одновременно поражается нескольких функций внутри одной системы организма; 4. ситуация, когда два дефекта возникли в результате действия одного и того же экзогенного.
15. Память умственно отсталых детей характеризуется снижением… (не более 2 ответов)
1. объема; 2. прочности; 3. непреднамеренности.
16. Тифлопедагогика – наука о __________ и ___________ лиц с нарушением зрения (не более 2 ответов)
1. лечении; 2. воспитании; 3. обучении.
17. Сурдопедагогика – составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями_________
1. зрения; 2. слуха; 3. речи; 4. познавательной деятельности.
18. Логопедия – это наука о нарушениях ________, методах их выявления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания
1. слуха; 2. речи; 3. зрения; 4. познавательной деятельности.
19. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем при детском церебральном параличе обусловлен…(не более 2 ответов)
1. эмоционально-волевыми нарушениями; 2. вынужденной изоляцией ребенка в связи с длительной обездвиженностью или затруднениями в передвижении;
3. сенсорными нарушениями.
20. Наиболее яркие проявления аутизма в раннем возрасте характеризуются... (не более 2 ответов)
1. выраженными потребностями в контакте с другими людьми; 2. отсутствием фиксации взгляда на лице другого человека; 3. индифферентным отношением к окружающим.
21. Дошкольные образовательные учреждения для аномальных детей комплектуются по...
1. возрасту; 2. ведущему нарушению; 3. полу; 4. типу высшей нервной деятельности
22. Утверждение о том, что необучаемых детей нет, соответствует принципу…
1. дифференцированного подхода; 2. индивидуального подхода;
3. ранней педагогической помощи; 4. педагогического оптимизма.
23. К основным формам организации учебного процесса в специальных школах относятся...
1. кружки; 2. уроки; 3. экскурсии.
24. Дактильная и жестовая речь используется в обучении лиц, имеющих нарушения...
1. зрения; 2. речи; 3. слуха.
25. В том случае, если возникает несоответствие возможностей данного человека общепринятым социальным ожиданиям, можно использовать термин...
1. одаренный ребенок; 2. лицо пожилого возраста; 3. лицо с ограниченными возможностями; 4. лицо с психическими отклонениями.
26. К категории лиц с нарушениями зрения относятся
1. позднооглохшие; 2. слабослышащие; 3. глухие; 4. слабовидящие.
27. Система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития определяется как...
1. абилитация; 2. реабилитация; 3. адаптация; 4. коррекция.
28. Система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей называется:
1. коррекцией; 2. компенсацией; 3. адаптацией; 4. реабилитацией.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Международные и национальные правовые акты, направленные на обеспечение социальной поддержки лиц с отклонениями в психофизическом развитии.
Современное состояние психолого-педагогических и медицинских способов диагностики интеллектуальной недостаточности.
Актуальные проблемы олигофренопедагогики.
Значение для современной олигофренопедагогики учения Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития».
Основные дидактические принципы и особенности их реализации в специальной коррекционной школе VIII вида.
Анализ содержания образования в специальной коррекционной школе VIII вида (историко-педагогический аспект).
Основные этапы становления системы помощи детям с нарушением интеллекта в РФ (историко-социальный аспект).
Особенности семейного воспитания умственно отсталого ребенка.
Взаимодействие школы и семьи в воспитания умственно отсталого ребенка.
Гуманитарная направленность международных правовых актов, направленных на социальную защиту умственно отсталых детей и инвалидов.
Особенности формирование классного коллектива в коррекционной школе.
Выдающиеся отечественные ученые-дефектологи (один по выбору студента).
Выдающиеся зарубежные ученые-дефектологи.
Взаимосвязь дошкольной коррекционной педагогики с другими науками.
Культурно-историческая концепция развития ребенка Л.С. Выготского.
Обеспечение общего развития школьников с отклонениями в развитии в процессе коррекционно-педагогической работы.
Современные технологии, воспитания и обучения школьников с проблемами в развитии.
Роль и место игры в коррекции отклонений в развитии у детей.
Современные средства обеспечения коррекционно-педагогического процесса.
Компьютерные технологии обеспечения коррекционного процесса.
Содержание и методы коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР.
Содержание и методы коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха.
Содержание и методы коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения.
Содержание и методы коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи.
Содержание и методы коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Содержание и методы коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения.
Содержание и методы коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями в развитии.
Формы организации коррекционно-педагогической помощи.
Задачи и формы интеграции детей с отклонениями в развитии в среде нормально развивающихся дошкольников.
Значение ранней коррекционно-педагогической работы для нормализации развития ребенка.
Возможности семейного воспитания детей с отклонениями в развитии.
Виды нарушений развития, их причины и механизмы.
Первичные и вторичные дефекты.
Влияние средовых факторов на развитие личности школьников с нарушениями в развитии.
«Норма» и «патология». Диагностика отклонений в психическом развитии ребенка.
«Норма» и «патология». Диагностика отклонений в личностном развитии ребенка.
Методы исследований нарушений психических процессов и состояний у детей школьного возраста.
Школьная дезаптация как педагогическое явление.
Нарушение взаимоотношений ребенка и взрослого.
Аддиктивное поведение младших школьников и его предупреждение.
Особенности формирование личности ребенка в семье, отягощенной алкогольной зависимостью.
Эмоциональные нарушения у детей младшего школьного возраста и их коррекция.
Отклоняющееся поведение младших школьников.
Дети с задержкой психического развития.
* * * * * * * * * *
- В.Ц. Цыренов
- Предисловие
- Лекция 1. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики и специальной психологии
- Становление специальной психологии и педагогики
- Понятие нормы развития
- Классификация видов отклонений развития
- Особенности психического развития аномальных детей
- 5. Практические задачи специальной психологии
- Контрольные вопросы
- Лекция 2. Основные категории специальной педагогики и психологии
- 1. Специфика формирования понятийного аппарата дисциплины
- 2. Основные категории специальной педагогики и психологии
- 3. Медико-социально-педагогическая профилактика, патронаж и ранняя комплексная помощь
- 4. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями
- Контрольные вопросы
- Лекция 3. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта и проблемы их образования как предмет олигофренопедагогики
- 1. Понятие умственной отсталости, ее формы и причины
- 2. Классификации умственной отсталости
- 3. Исторический аспект характеристики социальной политики в отношении умственно отсталых лиц
- 4. Образование умственно отсталых детей
- 5. Зарубежная практика образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью
- 6. Рекомендации педагогам по осуществлению интегрированного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы
- Лекция 4. Психология детей с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-развивающего обучения
- Представления о зпр и их классификации
- 2. Особенности психики детей с зпр
- 3. Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего обучения детей с зпр
- Контрольные вопросы
- Лекция 5. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями
- 1. Нарушения анализаторных систем
- 2. Психолого-педагогическая классификация лиц с недостатками слуха
- Особенности психического и речевого развития слабослышащих детей
- 4. Дети с нарушениями зрения
- 5. Профессиональное образование, трудовая деятельность, социальная адаптация лиц с нарушениями слуха и зрения
- Контрольные вопросы
- Лекция 6. Логопедия и логопсихология
- Предмет, задачи и методы логопедии
- 2. Виды речи и основные причины ее нарушения
- 3. Развитие речевой деятельности в онтогенезе
- 4. Современные классификации речевых нарушений
- 5. Предмет, задачи и методы логопсихологии
- 6. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи в пмпк
- 7. Психокоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения
- Контрольные вопросы
- Лекция 7. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 1. Этиология и патогенез детского церебрального паралича
- 2. Характеристика нарушений двигательных функций у детей с дцп
- 3. Нарушения психики при дцп
- 4. Речевые нарушения при детском церебральном параличе
- 5. Основные цели и принципы коррекционной работы при дцп
- 6. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом
- Лекция 8. Девиантное поведение детей и подростков, причины и пути коррекции
- 1. Девиантное поведение, его причины и проявления
- 2. Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению
- 3. Специфика употребления алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте
- 4. Динамика злоупотребления психотропными веществами в подростковом возрасте
- 5. Работа учителя с девиантными подростками
- Материалы для семинарскИх занятиЙ
- Тема 1. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики и специальной психологии (2 часа) Вопросы для обсуждения
- Литература
- Тема 2. Основные категории специальной педагогики и психологии
- Тема 4. Психология детей с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-развивающего обучения (2 часа) Вопросы для обсуждения
- Литература
- Тема 5. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями (2 часа) Вопросы для обсуждения
- Литература
- Тема 6. Логопедия и логопсихология (2 часа) Вопросы для обсуждения
- Литература
- Тема 7. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (2 часа) Вопросы для обсуждения
- Литература
- Тема 8. Девиантное поведение детей и подростков, причины и пути коррекции ( 2 часа)
- Тема 2. История развития отечественной системы специального образования (6 часов)
- Тема 3. Особенности организации коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми (6 часа)
- Тема 5. Особенности организации образовательного процесса в специальной школе для детей с речевыми нарушениями (специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат V вида) (6 часов)
- Тема 6: Приоритетные направления развития современного специального образования (4 часа)
- Проверь себя!
- 6. Одним из принципов коррекционно-развивающего обучения является…
- Содержание
- 670000, Г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а