Роль учебных экскурсий на промышленные предприятия в обучении технологии
Черемухин П.С.,
МОУ СОШ №14,
г.Комсомольск-на-Амуре, Россия
The role of technology in education tours. Benefits of training trips, the problem of their organization.
В настоящее время существует множество технических средств обучения. Инновационные тенденции с огромной скоростью вытесняют традиционные средства наглядности и во многом не только упрощают подачу учебного материала, но и делают ее более яркой, доступной и интересной. Однако в обучении технологии есть ряд задач, которые невозможно решить в стенах школьной мастерской, либо компьютерного класса, ни традиционными – ни инновационными методами. В первую очередь, речь идет о наглядности технологий различных производств, возможности общения с профессионалами в реальном времени. Еще одна острая проблема современного общества в том, что молодежь не заинтересована получать рабочие профессии. А одна из причин того – почти полное отсутствие у учащихся представлений о большинстве производств и специальностей современных отраслей экономики. Часто видимая часть профориентации старшеклассников ограничивается рекламными буклетами и ярмарками учебных мест. Теоретический блок школьных программ по технологии лишь обзорно затрагивает достаточно многие отрасли обрабатывающей промышленности, делая упор на устройстве станков, типах получаемой продукции и наименовании рабочих специальностей.
Эти и многие другие задачи призваны решить экскурсии на промышленные предприятия.
Экскурсия (от лат. excursio - прогулка, поездка) - коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.
Реализация краевого компонента образовательных программ очень затруднительна без подобной наглядности, так как именно профилирующие отрасли экономики региона должны определять характер и направленность учебных экскурсий, проходя в тесной взаимосвязи с тематикой учебного плана.
Подчеркнем основные преимущества учебных экскурсий:
Профориентация учащихся.
Наглядность и практическая значимость учебного материала.
Реализация регионального компонента.
Гармоничное развитие личности учащихся.
Говоря об основных преимуществах использования учебных экскурсий на уроках технологии, необходимо отметить последнюю, выходящую на первый план в свете перехода на ФГОС 2010. Новый образовательный стандарт делает огромный упор на развитие личности учащихся, а экскурсии способствуют разностороннему развитию личности. А лишь разносторонне развитая личность может самоопределиться в жизни, умело применять свои знания и стать успешным гражданином своей страны.
Прочими преимуществами широкого использования учебных экскурсий в обучении технологии необходимо отметить:
Укрепление мотивации учащихся к предметной области.
Сплочение коллектива класса.
Реализацию межпредметных связей (экономика, география, краеведение, физика, химия и др.).
Получение учащимися метапредметных знаний.
Привитие учащимся чувства патриотизма.
Формирование у учащихся активной жизненной позиции.
Кроме того, в условиях рыночной экономики все технологии, которые можно увидеть на современных предприятиях, безусловно, являются перспективными, актуальными и конкурентоспособными на сегодняшний день, поэтому они вносят современные веяния в учебные планы по технологии.
Важным этапом экскурсии является камеральная обработка данных, обсуждение увиденного, формирование отчета об экскурсии, фоторепортаж. Данный этап, в свою очередь, показывает, насколько достигнуты образовательные и воспитательные цели, поставленные при планировании экскурсионной программы, определяет значимость дальнейшего использования данной формы обучения в данном классе.
Для уточнения приведем примеры из проведенного исследования.
В сентябре и декабре 2011 года, то есть до и после проведения учебных экскурсий, учащимся 7-х и 8-х классов был задан ряд вопросов для выявления их осведомленности о наличии в городе перспективных предприятий и учебных заведений, ведущих подготовку по рабочим специальностям.
Мониторинг №1.
1. Имеете ли Вы представление, какие специальности можно получить в профессиональных учебных заведениях нашего города?
2. Ваше отношение к рабочим специальностям: как Вы считаете, человек, получивший рабочую специальность, может обеспечить себя достойным заработком?
3. Как Вы считаете, в нашем городе имеют место быть высокотехнологичные, современные и перспективные предприятия и рабочие места на них?
4. Ваше отношение к учебным экскурсиям на уроках технологии. Хотели бы Вы участвовать в новых экскурсионных проектах?
Сводная таблица положительных ответов | |||||
Сентябрь 2011 | |||||
класс | всего учащихся | ответили «Да» 1 | ответили «Да» 2 | Ответили «Да» 3 | ответили «Да» 4 |
7а | 15 | 3 | 5 | 7 | 8 |
8а | 16 | 3 | 5 | 9 | 9 |
8б | 10 | 4 | 5 | 6 | 5 |
Декабрь 2011 | |||||
7а | 15 | 6 | 7 | 10 | 14 |
8а | 16 | 11 | 8 | 12 | 15 |
8б | 10 | 8 | 7 | 8 | 10 |
Диаграмма 1 по классам
В диаграмме 1 отображено количество положительных ответов на каждый из вопросов каждого из трех классов до и после участия в экскурсиях.
класс | всего учащихся | ответили Да 1 | ответили Да 2 | ответили Да 3 | ответили Да 4 |
сент | 41 | 10 | 15 | 22 | 22 |
дек | 41 | 25 | 22 | 30 | 39 |
Диаграмма 2 сводная
Анализируя результаты проведенного мониторинга, стоит отметить направленность вопросов, с точки зрения поставленных ранее целей. Первые три вопроса, безусловно, имеют профориентационную направленность, тесно связанную с региональным компонентом. Третий – патриотическую направленность. Четвертый определяет степень мотивации и сплоченность коллектива. Анкетирование в трех классах, в которых в течение первого полугодия интенсивно использовались экскурсии на производственные и учебные площадки, наглядно показывает высокий уровень достижения поставленных целей. Необходимо отметить большую роль смены учебной обстановки, поэтому в экскурсиях, активно принимают участие ребята, слабоуспевающие по большинству предметов и со слабой мотивацией на учебный процесс.
Мониторинг №2
Данный мониторинг был проведен в одном из классов, совместно с социальным педагогом в целях выявления влияния экскурсий на межличностные отношения в группе (классе). Была использована методика социометрии.
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.
Социометрическое исследование класса было проведено в сентябре и в декабре 2011 года.
Сводная таблица результатов социометрии | ||||
Сентябрь 2011 | группа | микрогруппа | отверженные | новенький |
9 | 2 | 3 | 1 | |
Декабрь 2011 | группа | микрогруппа | отверженные | новенький |
11 | 2 | 2 | 0 |
Сентябрь 2011 | Декабрь 2011 |
При анализе проведенного мониторинга была выявлена следующая тенденция: новый ученик, а также один из отверженных учащихся вошли в основную группу класса. Мы связываем это с тем, что на экскурсиях он был фотокорреспондентом, после экскурсий ребята обменивались фотографиями, передавали друг другу электронные носители, и этот учащийся был в центре внимания. К тому же, фотоотчеты у него получались отличные.
Ряд проблем затрудняет широкое использование экскурсии как формы педагогической деятельности. А именно:
Частная форма собственности большинства предприятий (коммерческая тайна, неразглашение технологий) затрудняет переговоры об использовании их, как экскурсионных площадок.
Согласие родителей на участие ребенка в экскурсионной программе.
Расстояния до предприятий (в большинстве случаев требуется организация доставки до места автобусом даже в одном населенном пункте).
Однако дальновидные руководители предприятий вполне могут расценивать школьников как будущих квалифицированных специалистов, их родителей, как потенциальных потребителей своей продукции. Преследуя маркетинговые цели, многие фирмы вполне обоснованно могут идти на взаимодействие со школами. Поэтому каждый учитель вполне может использовать экскурсию как инструмент при объяснении новой темы, а отчеты – как учебный материал для тех, кто не был на экскурсии. Необходимо широко применять данный подход в обучении в педагогической деятельности.
- 6 Декабря 2011 г.
- Isbn 978-5-85094-467-4
- Isbn 978-5-85094-467-4
- Содержание
- Раздел 1. Технологическое образование в школе и вуЗе: состояние, проблемы, перспективы
- Раздел 2. Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения
- Раздел 3. Организация научной деятельности школьников и студентов
- Раздел 4. Теоретико-методологические основы образования в области дизайна
- Раздел 5. Технологические процессы в производстве
- Раздел 1. Технологическое образование в школе и вуЗе: состояние, проблемы, перспективы a circular economy – the challenge to technology education
- Implications for design education
- Состояние и перспективы технологического образования с позиций стандартов второго поколения
- Применение национально-регионального компонента в технологическом образовании вуза
- Библиографический список:
- Опыт работы городского методического объединения учителей технологии и изобразительного искусства г. Комсомольска-на-Амуре
- Создание условий для развития познавательной активности на уроках технологии и во внеурочное время (из опыта работы)
- Библиографический список:
- К вопросу о творческой самореализации будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология»
- Роль учебных экскурсий на промышленные предприятия в обучении технологии
- Библиографический список:
- Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как основа в создании экспонатов для кабинета истории и школьного музея
- Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного образования
- Библиографический список:
- Формирование проектного мышления школьников в процессе технологической подготовки
- Библиографический список:
- Современные подходы развития одаренных детей
- Библиографический список:
- Проблемы преемственности технологического образования в школе и профессиональном образовании
- Библиографический список
- Развитие конструкторско-технологического мышления на уроках специальных дисциплин
- Библиографический список:
- Информатизация учебного процесса
- Применение современных информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии
- Библиографический список
- Развитие творческих способностей учащихся на элективных занятиях по технологии
- Библиографический список:
- Применение активных методов обучения на уроках технологии в школе
- Новые подходы и педагогические инновации на уроках технологии
- Самообразование учащихся как способ формирования универсальных учебных действий
- Библиографический список:
- Особенности реализации национально-регионального компонента содержания технологической подготовки школьников
- Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов
- Раздел 2. Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения Предметная область «Технология» в новых образовательных стандартах
- Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках технологии
- Библиографический список:
- Социальный проект как средство формирования социального сознания и гражданской позиции школьников
- Компетентностный подход подготовки учителей образовательной области технология в условиях перехода школы к стандартам второго поколения
- Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения
- Особенности подготовки учителей образовательной области «технология» в условиях перехода школы к стандартам второго поколения
- Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках специальных дисциплин по профессии «Портной» в условиях перехода к стандартам второго поколения в профессиональном училище № 18
- Библиографический список:
- Привитие интереса учащихся в школе к предметам художественно – эстетического цикла
- Библиографический список:
- Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства
- Библиографический список:
- Опыт внедрения музейно-образовательной программы: «На самом деле, рыба – белая и пушистая» среди учащихся 4-х классов образовательных школ нашего города
- Библиографический список:
- Разнообразие форм и методов контроля знаний в условиях личностно-ориентированного способа обучения учащихся на уроках технологии
- Библиографический список
- Беседа и рассказ на уроке технологии как средство развития кругозора младших школьников
- Специфика системы образования в Китае
- Раздел 3. Организация научной деятельности школьников и студентов формирование готовности студентов к исследовательской деятельности при изучении дисциплины по выбору
- Библиографический список:
- Исследовательская деятельность на уроках технологии
- Интеграция науки, образования и бизнеса в процессе организации научной работы студентов
- Библиографический список:
- Возможности и особенности научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов технологических направлений для улучшения качества профессионального образования
- Организация научно-исследовательской работы студентов в комсомольском-на-амуре строительном колледже
- Организационная структура системы научно-исследовательской работы студентов среднего профессионального учебного заведения
- Библиографический список
- Подготовка школьников к профессиональному самоопределению
- Библиографический список
- Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии в школе
- Библиографический список:
- Развитие критического мышления на уроках технологии
- Базовая модель технологии развития критического мышления
- II. Стадия осмысления (или смысловая стадия)
- III. Стадия рефлексии (или размышления)
- Библиографический список:
- Современные условия преподавательской деятельности в вузе
- Библиографический список:
- Педагогическая практика в школе
- Учебно-творческий проект «рождество» как адаптация и изучение духовного и мирового культурного наследия в современном обществе
- Библиографический список:
- Экологический дизайн во внеурочной деятельности
- Художественно-прикладная обработка деревянных изделий в интерьере
- Библиографический список:
- ФактоРы, влияющИе на формирование и диагностику предметных способностей студента факультета изобразительного искусства и дизайна
- Библиографический список:
- О важности углубленного изучения культурологии для студентов, специализирующихся в области дизайна
- Библиографический список:
- Учебные и творческие задачи обучения изобразительному искусству: их особенности и вопросы превалирования
- Библиографический список:
- История искусства как составляющая в подготовке дизайнера
- Эпоха Итальянского Возрождения
- Формирование художественно-творческих навыков на уроках изобразительного искусства через использование заданий и упражнений исследовательского характера
- Влияние искусства Японии на современный дизайн
- Приобретение навыков дизайнера через имидж-центр «Пигмалион»
- Великое прошлое дизайнерам настоящего
- Библиографический список:
- Роль искусства в жизни современного человека
- Библиографический список:
- Факторы, влияющие на восприятие и выбор цвета
- Идеал женской красоты в Древнем Египте
- Соотношение дизайна и искусства
- К вопросу о значимости графического дизайна
- Формирование культуры личности ребенка
- Раздел 5. Технологические процессы в производстве Development of New Ionic Liquids
- Application Development Environment for eTrobocon
- Исследование влияния продувки газом на охлаждение отливок в магнитной форме
- Применение совмещенных технологических процессов для получения металлоизделий
- Библиографический список:
- Исседование напряженно – деформированого состояния льда, находящегося под действием динамической нагрузки
- Библиографический список:
- Параметрическое 3d – моделирование установки горизонтального литья и деформации металла в среде t-flex
- Технология пластической деформации металла в твердожидком состоянии
- Библиографический список:
- Моделирование охлаждения кокиля с сердечником
- Методика испытаний (измерений)
- Описание конструкции охлаждаемой пробки
- Результаты испытаний
- Ориентировочный расчёт охлаждения кокиля
- Теплообмен в существующей конструкции кокиля
- Теплообмен на наружной поверхности разработанного устройства в зоне отвода тепла
- Библиографический список:
- Расчёт теплообмена устройства в модернизированном кокиле
- Расчет теплообмена модернизированной пробки, изготовленной из стали (рис. 1)
- Расчёт теплообмена модернизированной пробки, изготовленного из медного жаропрочного сплава
- Библиографический список:
- Сравнительный анализ тепловых полей заготовок из сплава Pb-Sb и ад в кристаллизаторе переменного сечения
- Библиографический список:
- Исследование процесса формирования заготовок из пористых материалов на установке вертикального литья и деформации металла
- Трехмерное моделирование установки вертикального литья и деформации металла как важный этап подготовки технологического процесса производства металлоизделий
- Исследование процесса деформации пористых материалов
- Сведения об авторах
- Иваненко Виктор Федорович, к.Т.Н., заведующий кафедрой теории и методики технологического образования фгбоу впо «АмГпгу», г.Комсомольск-на-Амуре.