logo search
СБОРНИК МК

Роль учебных экскурсий на промышленные предприятия в обучении технологии

Черемухин П.С.,

МОУ СОШ №14,

г.Комсомольск-на-Амуре, Россия

The role of technology in education tours. Benefits of training trips, the problem of their organization.

В настоящее время существует множество технических средств обучения. Инновационные тенденции с огромной скоростью вытесняют традиционные средства наглядности и во многом не только упрощают подачу учебного материала, но и делают ее более яркой, доступной и интересной. Однако в обучении технологии есть ряд задач, которые невозможно решить в стенах школьной мастерской, либо компьютерного класса, ни традиционными – ни инновационными методами. В первую очередь, речь идет о наглядности технологий различных производств, возможности общения с профессионалами в реальном времени. Еще одна острая проблема современного общества в том, что молодежь не заинтересована получать рабочие профессии. А одна из причин того – почти полное отсутствие у учащихся представлений о большинстве производств и специальностей современных отраслей экономики. Часто видимая часть профориентации старшеклассников ограничивается рекламными буклетами и ярмарками учебных мест. Теоретический блок школьных программ по технологии лишь обзорно затрагивает достаточно многие отрасли обрабатывающей промышленности, делая упор на устройстве станков, типах получаемой продукции и наименовании рабочих специальностей.

Эти и многие другие задачи призваны решить экскурсии на промышленные предприятия.

Экскурсия (от лат. excursio - прогулка, поездка) - коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.

Реализация краевого компонента образовательных программ очень затруднительна без подобной наглядности, так как именно профилирующие отрасли экономики региона должны определять характер и направленность учебных экскурсий, проходя в тесной взаимосвязи с тематикой учебного плана.

Подчеркнем основные преимущества учебных экскурсий:

Говоря об основных преимуществах использования учебных экскурсий на уроках технологии, необходимо отметить последнюю, выходящую на первый план в свете перехода на ФГОС 2010. Новый образовательный стандарт делает огромный упор на развитие личности учащихся, а экскурсии способствуют разностороннему развитию личности. А лишь разносторонне развитая личность может самоопределиться в жизни, умело применять свои знания и стать успешным гражданином своей страны.

Прочими преимуществами широкого использования учебных экскурсий в обучении технологии необходимо отметить:

Кроме того, в условиях рыночной экономики все технологии, которые можно увидеть на современных предприятиях, безусловно, являются перспективными, актуальными и конкурентоспособными на сегодняшний день, поэтому они вносят современные веяния в учебные планы по технологии.

Важным этапом экскурсии является камеральная обработка данных, обсуждение увиденного, формирование отчета об экскурсии, фоторепортаж. Данный этап, в свою очередь, показывает, насколько достигнуты образовательные и воспитательные цели, поставленные при планировании экскурсионной программы, определяет значимость дальнейшего использования данной формы обучения в данном классе.

Для уточнения приведем примеры из проведенного исследования.

В сентябре и декабре 2011 года, то есть до и после проведения учебных экскурсий, учащимся 7-х и 8-х классов был задан ряд вопросов для выявления их осведомленности о наличии в городе перспективных предприятий и учебных заведений, ведущих подготовку по рабочим специальностям.

Мониторинг №1.

1. Имеете ли Вы представление, какие специальности можно получить в профессиональных учебных заведениях нашего города?

2. Ваше отношение к рабочим специальностям: как Вы считаете, человек, получивший рабочую специальность, может обеспечить себя достойным заработком?

3. Как Вы считаете, в нашем городе имеют место быть высокотехнологичные, современные и перспективные предприятия и рабочие места на них?

4. Ваше отношение к учебным экскурсиям на уроках технологии. Хотели бы Вы участвовать в новых экскурсионных проектах?

Сводная таблица положительных ответов

Сентябрь 2011

класс

всего учащихся

ответили «Да» 1

ответили «Да» 2

Ответили «Да» 3

ответили «Да» 4

15

3

5

7

8

16

3

5

9

9

10

4

5

6

5

Декабрь 2011

15

6

7

10

14

16

11

8

12

15

10

8

7

8

10

Диаграмма 1 по классам

В диаграмме 1 отображено количество положительных ответов на каждый из вопросов каждого из трех классов до и после участия в экскурсиях.

класс

всего учащихся

ответили Да 1

ответили Да 2

ответили Да 3

ответили Да 4

сент

41

10

15

22

22

дек

41

25

22

30

39

Диаграмма 2 сводная

Анализируя результаты проведенного мониторинга, стоит отметить направленность вопросов, с точки зрения поставленных ранее целей. Первые три вопроса, безусловно, имеют профориентационную направленность, тесно связанную с региональным компонентом. Третий – патриотическую направленность. Четвертый определяет степень мотивации и сплоченность коллектива. Анкетирование в трех классах, в которых в течение первого полугодия интенсивно использовались экскурсии на производственные и учебные площадки, наглядно показывает высокий уровень достижения поставленных целей. Необходимо отметить большую роль смены учебной обстановки, поэтому в экскурсиях, активно принимают участие ребята, слабоуспевающие по большинству предметов и со слабой мотивацией на учебный процесс.

Мониторинг №2

Данный мониторинг был проведен в одном из классов, совместно с социальным педагогом в целях выявления влияния экскурсий на межличностные отношения в группе (классе). Была использована методика социометрии.

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.

Социометрическое исследование класса было проведено в сентябре и в декабре 2011 года.

Сводная таблица результатов социометрии

Сентябрь

2011

группа

микрогруппа

отверженные

новенький

9

2

3

1

Декабрь

2011

группа

микрогруппа

отверженные

новенький

11

2

2

0

Сентябрь 2011

Декабрь 2011

При анализе проведенного мониторинга была выявлена следующая тенденция: новый ученик, а также один из отверженных учащихся вошли в основную группу класса. Мы связываем это с тем, что на экскурсиях он был фотокорреспондентом, после экскурсий ребята обменивались фотографиями, передавали друг другу электронные носители, и этот учащийся был в центре внимания. К тому же, фотоотчеты у него получались отличные.

Ряд проблем затрудняет широкое использование экскурсии как формы педагогической деятельности. А именно:

Однако дальновидные руководители предприятий вполне могут расценивать школьников как будущих квалифицированных специалистов, их родителей, как потенциальных потребителей своей продукции. Преследуя маркетинговые цели, многие фирмы вполне обоснованно могут идти на взаимодействие со школами. Поэтому каждый учитель вполне может использовать экскурсию как инструмент при объяснении новой темы, а отчеты – как учебный материал для тех, кто не был на экскурсии. Необходимо широко применять данный подход в обучении в педагогической деятельности.