logo search
Programma_GAK_po_Pedagogike

3. Профессиональное самовоспитание и самообразование учителя

По мнению немецкого педагога А. Дистервега (1790-1866) учитель, «… способен воспитывать и образовывать, пока сам работать над своим собственным воспитанием и образованием».

Профессиональное самовоспитание – сознательная деятельность по развитию своей личности как профессионала.

Основой профессионального самовоспитания учителя является противоречие между целью и мотивом. Когда педагогическая деятельность приобретает личностную, осознанную ценность, тогда и начинается процесс самовоспитание.

Условием эффективного самовоспитания является правильно сформированный идеал учителя (ознакомление с жизнью и творчеством замечательных педагогов, чтение специальной литературы).

Процесс профессионального самовоспитания индивидуален, но в нем можно выделить 3 взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование, самовоздействие.

Самопознание процесс изучения и самооценки профессиональных качеств, педагогических способностей, уровня направленности на педагогическую профессию, области предпочитаемой педагогической деятельности (преподавание, воспитательская работа), воли, эмоциональной сферы, темперамента, характера, особенностей познавательных процессов, речи, внимания при помощи тестов, ранжирование и т.д.

Самопрограммирование развития личности это построение программы самовоспитания. Каждая программа индивидуальна но в ней могут быть следующие разделы:

№ п/п

Что нужно воспитать

время

Методы самовоздействия

Самоанализ - самовоспитания

Методы и средства самовоспитание.

Средства саморегуляции (приемы самоотключения, самоотвлечение, релаксации (расслабление мышц) и т.д.

Методы самовоздействия: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самоконтроль и др.

Самообразование – самостоятельное изучение знаний и применение их на практике - важная форма повышения квалификации и мастерства учителей.

Направление самообразования:

Требования к самообразованию:

Примерный план по самообразованию:

№пп

Что нужно изучить (направление самоподготовки)

сроки

Педагогический анализ

1.

По времени необходимо уделять этому 7 – 9 часов в неделю. Хороший учитель – учится всю жизнь.