4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
Реализуя одно из своих фундаментальных прав, а именно, право на образование, ребенок большую часть своего детства проводит в роли ученика. От того, какой опыт получит он в школе - опыт дружеской и доверительной атмосферы, уважения к своим правам и человеческому достоинству или опыт учебы в атмосфере безразличия, равнодушия, жестокости - во многом зависит его успешность в социуме и степень самореализации.
С усилением тоталитарной государственной системы в советский период в практике обучения и воспитания стали преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека (восприятие ребенка как объекта воздействия со стороны взрослых),- «подгонка» его под заданный «шаблон личности» (воспитание без учета индивидуальных и половозрастных особенностей), нарушение прав учащихся (унижение и подавление личности ребенка, несоблюдение его интересов и т. д.), авторитаризм педагогов (опора на методы требования, приказа, запрета; ориентация на мнение исключительно педагога и др.).
Исходя из этого, система образования в предыдущие десятилетия была ориентирована на знаниевую модель, в основе которой были субъект-объектные отношения учителя и учащегося: управление деятельностью принадлежало учителю, а ученик был вынужден исполнять все, что предписывалось педагогом, нередко подчиняя ему свои интересы, мировоззрение и предпочтения. Этим и объяснялись те роли, которые доминировали в обучении и воспитании. Как показывает практика, для многих учителей и сегодня характерны следующие позиции: диктатор, консерватор, критик-эксперт, образец для подражания, руководитель процесса, лидер, а для ученика, соответственно, - подражатель, исполнитель, ведомый, стажер, участник процесса. При этом уважение к личности ученика и партнерские отношения часто декларируются только внешне, а некоторыми педагогами даже игнорируются.
Как правило, такое построение взаимодействия ученика и учителя приводит к равнодушному и даже негативному отношению ребенка к процессу учения, а нередко и к «отчуждению» учащегося от школы. Для того чтобы усваиваемые ребенком знания об окружающем мире имели для него личностный смысл, необходимо придать его деятельности ценностно-ориентационный характер, что предполагает его субъектное (личностно заинтересованное) отношение к образовательному процессу.
Рассматривая ученика как субъекта своего образования, следует представить такой тип образовательного процесса, который построен на основе усиления индивидуализации учения, обогащения и оптимизации его средств с целью развития личности ребенка, его самости и уникальности; в котором происходит согласование различных компонентов индивидуального опыта ребенка с нормативным опытом культуры; превращение его самостоятельной деятельности в самообразование, саморазвитие, самореализацию; в котором учение и обучение взаимно согласовываются с учетом познавательных особенностей учащихся, а в процессе познания школьниками внутреннего и внешнего миров происходит обеспечение широкого круга их учебных позиций и ролей.
А. А. Плигин описал позиции, которые может занимать ребенок при субъектном отношении к образовательному процессу (см. схему 12): учитель и ученик (школьники выступают как в роли ученика, так и в роли учителя по отношению друг к другу); мечтатель, реалист, критик (в процессе создания проектов и творческой деятельности); исследователь, философ, художник (при демонстрации мировосприятия); историк, математик, химик, физик, биолог и т. д. (с позиции проявления интереса к различным областям знаний); журналист, учитель, инженер, менеджер, актер и т. д. (с точки зрения профессиональной ориентации).
Схема 12
Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что позицию учащегося следует рассматривать как уровень развития у него учебной мотиваций и самосознания, который создает у него определенный тип отношений к учению, взрослым, другим , ученикам к самому себе. В плане субъектного отношения ребенка к образовательному процессу оптимальной следует считать его позицию исследователя, для которой характерен активный и самостоятельный поиск, обнаружение и применение информации в ходе учебно-воспитательной деятельности, представляющей собой в этом случае внутренне мотивированный, увлекательный и радостный процесс.
Переход ученика с позиции исполнителя на позицию исследователя определяется тем, что ребенок должен иметь право выбора, содержания, форм, средств и способов образования. Этому, а также формированию положительного отношения ребенка к учению и школе в целом способствует соблюдение в образовательном процессе ряда психолого-педагогических условий (см.схему 13).
Схема 13
Только благодаря соблюдению названных условий внутри образовательного процесса происходит согласование познавательного стиля ученика и обучающего стиля учителя; учитываются ценностные ориентации ребенка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», мировоззрение, личностные качества, а отношения в системе «учитель - ученик» ориентируются на сотрудничество и свободу выбора.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте определение понятиям «детство», «ребенок», «охрана и защита детства», «права ребенка», «декларация», «конвенция», «позиция учащегося».
2. Проследите развитие этики отношения общества и государства к детству в его историческом аспекте.
3. Проанализируйте содержание основных международных актов в области прав ребенка: Декларации о правах ребенка (1959 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.).
4. Назовите основные положения белорусских нормативно-правовых документов в области прав ребенка (Конституции Республики Беларусь, Закона «О правах ребенка) и др.).
5. Раскройте права, обязанности и ответственность участников педагогического взаимодействия (на основе Закона Республики Беларусь «Об общем среднем образовании»).
6. Охарактеризуйте возможные позиции ребенка в образовательном процессе.
7. Обоснуйте условия формирования положительного отношения ребенка к школе.
Глоссарий
Детство - этап онтогенетического развития индивида, включающий период от его рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь.
Ребенок - физическое лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), если по закону оно ранее не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме.
Права ребенка - свобода и возможности ребенка в различных сферах жизни и деятельности, направленные на обеспечение его жизненно важных потребностей и интересов, отраженные в законодательных, административных и других 1Ь:р.иативных актах государственных органов власти.
Охрана и защита детства - совокупность правовых норм и мероприятий государства, направленных на обеспечение интересов и защиту прав ребенка.
Декларация - официальное заявление, в котором раскрываются принципы внешней и внутренней политики государства в какой-либо сфере, программные положения деятельности в этом направлении.
Конвенция - международное соглашение по определенному вопросу; имеет силу обязательства для тех государств, которые к нему присоединились, подписали и ратифицировали.
Позиция учащегося - уровень развития учебной мотивации и самосознания учащегося, который создает у него определенный тип отношений к учению, взрослым, другим учащимся, к самому себе.
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-кудьтурном развитии общества
- 3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 4. Общеобразовательная школа в системе образования
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- Тема 1.2
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 3. Социальные и профессиональные функции учителя
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 3. Профессиональная компетентность педагога
- 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4
- 2. Охрана и защита детства. Международные акты в защиту детей
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 3. Основные категории педагогики
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- 5. Система педагогических наук
- Тема 1.6
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 2. Конкретно-научные методологические подходы в педагогике
- 3. Организация педагогического исследования
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
- Тема 1.7
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально- педагогической и методологической культуры учителя
- 3.Педагогические ценности как нормы регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей.
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога
- Тема 1.8
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Факторы развития личности
- 3. Возрастные особенности учащихся и педагогический процесс
- 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся педагогическом процессе
- 5. Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
- Тема 1.9
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная : характеристика педагогического процесса
- 4. Закономерности педагогического процесса
- 5. Принципы педагогического процесс а и правила их реализации
- Тема 1.10
- 1. Понятие цели образования. Разноуровневость целей образования
- 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования
- 3.Цели образования в современной школе
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11
- 2. Структура содержания образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- 3. Закономерности и принципы обучения
- 4. Деятельность учителя в процессе обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- 6. Виды обучения, их характеристика
- Тема 1.13.
- 2. Классификация методов обучения и воспитания
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- 6. Критерии выбора методов обучения