2. Чтение-рассматривание как основной метод работы с книгой на разных этапах формирования читателя.
Чтение-рассматривание – это ведущий метод обучения чтению; это система читательских действий, которые при целенаправленном обучении складываются для читателей в привычный тип правильной читательской деятельности, что прямо ведет читателя в содержание книги.
Порядок чтения-рассматривания книги и содержание деятельности учащегося таковы:
Еще не раскрывая книги, читатель вглядывается в 1 и 4 страницы обложки, вчитывается в название книги (фамилия автора, заглавие), всматривается в иллюстрации на обложке, сопоставляет их друг с другом, делает предварительный прогностический вывод о возможном содержании этой книги, привлекая весь свой прежний читательский опыт.
Затем книга рассматривается постранично: читатель фиксирует, запоминает и сопоставляет выделенные там рисунки и надписи (например, заглавие произведений или глав) и мысленно соотносит их со своим первоначальным предположением о возможном содержании книги, решая, подтверждается прогноз или нет. Особого внимания заслуживают все 4 страницы обложки и оглавление или алфавитные указатели, если они в книге есть.
Наконец, с целью ответа на вопросы (Книга, ты о чем? Хочу ли, буду ли, надо ли мне тебя читать сейчас или отложу и прочитаю при случае …?) читатель выбирает и прочитывает какое-то небольшое произведение или отрывок на особо заинтересовавшем его развороте и делает свой окончательный вывод (читать - не читать?), основывая свое решение на вполне объективных теперь и самостоятельно полученных им первоначальных сведениях о книге и ее авторе.
Метод чтение-рассматривание на всех этапах читательской самостоятельности имеет отличительные особенности:
На подготовительном этапе он осуществляется после чтения вслух, чтобы дети воспринимали связь содержания книги с ее внешними параметрами. На этом этапе вырабатывается цепочка: содержание – иллюстрация - название - автор.
Работа на занятии строится так:
чтение книги вслух (книга до чтения не показывается);
рассматривание обложки и иллюстраций (найти связь с текстом);
чтение учителем фамилии автора и краткое сообщение о том, какие книги он писал. В результате такой работы делается вывод, что иллюстрации, название, фамилия автора могут подсказать примерную тему книги.
На начальном этапе рассматривание предшествует первому чтению. Теперь цепочка строится в обратном порядке: автор - название - иллюстрации - содержание. Во втором полугодии 1 класса на каждом уроке используются «коллективки» с целью организации рассматривания под руководством учителя. Помимо коллективок используют книги для индивидуального рассматривания.
На основном этапе рассматривание полностью самостоятельное с опорой на такие элементы книги как: автор, название, предисловие, содержание, титульный лист.
Таким образом, метод чтения-рассматривания обеспечивает полноценность самостоятельного прочтения книги читателем и приучает его идти от общего к частному, а не наоборот. Этот метод помогает детям непроизвольно и надолго запомнить книги, к которым они обращались, а на первых этапах обучения ощутимо облегчает им трудности, связанные с несовершенством техники чтения; активизирует нужный словарный запас, представления, возбуждает воображение, задает необходимую направленность и сосредоточенность мыслям, позволяет выделить, в конце концов, свой круг чтения.
Другие методы: беседа, рассказ, наглядность.
Билет № 6
- 1Лексика исконно русская и заимствованная.
- 2.Знакомство с исконно русскими и заимствованными словами на уроках русского языка в начальной школе. Приемы объяснения значений слов.
- 3. Цели и задачи внеклассного чтения. Особенности руководства внеклассным чтением в начальной школе. Уголок внеклассного чтения.
- Подготовка учителя к уроку:
- Принцип наглядности на занятиях внеклассным чтением:
- 1. Местоимение как часть речи. Организация изучения местоимения в начальной школе.
- 2. Организация изучения местоимения в начальной школе.
- 1.Имя существительное как часть речи. Склонение имен существительных. Лексическое и грамматическое значение имен существительных в курсе начальной школы (общий обзор).
- 2 Русский фольклор: народные песни, былины и работа над ними в начальных классах на уроках чтения.
- 1. Текст. Признаки текста. Типы текста. Учет данных понятий, типологии и тематики при обучении написанию сочинений в начальной школе.
- 2. Организация работы на начальном этапе внеклассного чтения.
- 1. Второстепенные члены предложения. Методика работы над ними на уроках русского языка в начальной школе.
- 2. Чтение-рассматривание как основной метод работы с книгой на разных этапах формирования читателя.
- 1. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях. Содержание и организация работы со словосочетанием в курсе начальной школы.
- 2. Методика работы над рассказом на уроках чтения в начальной школе.
- 1. Основные способы словообразования в русском языке. Значение изучения морфемного состава слова младшими школьниками и задачи работы по теме «Состав слова» в начальной школе.
- 2. Организация работы на основном (и заключительном) этапе внеклассного чтения в начальной школе.
- 1. Активный и пассивный запас русской лексики. Устаревшие слова. Неологизмы. Активизация словаря младших школьников.
- 2 Методика чтения басен в начальной школе. Виды и приемы работы над одной из басен (по выбору студента).
- 1 Лексика как раздел русского языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначные слова.
- 2. Методика работы над лирическими произведениями в начальной школе.
- 1Фонетика как раздел русского языка.
- 1 Графика как раздел русского языка.
- 2 Обучение сознательному чтению младших школьников.
- 1. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Работа над ними в начальных классах.
- 2 Чтение литературы научно-познавательного характера в начальной школе и знакомство младших школьников с периодической печатью.
- 1. Морфемика. Состав слова. Словообразующие и формообразующие морфемы.
- 2. Приемы работы над беглостью чтения в начальной школе.
- 1.Слабые и сильные позиции гласных и согласных звуков. Понятие об орфограмме. Обзор орфограмм, изучаемых в начальных классах, их распределение по разделам и темам курса.
- 2 Урок чтения и его особенности (типы уроков и их общая характеристика). Структура комбинированного урока чтения (литературное произведение – по выбору студента).
- Восприятие нового произведения:
- 1.Фразеологизмы, их основные типы. Фразеология в курсе начальной школы: роль и место на уроках чтения и русского языка, работа над фразеологическими единицами.
- 2. Методика чтения сказок в начальной школе.
- 1. Главные члены предложения. Методика работы над ними в начальной школе.
- 2. Организация работы на подготовительном этапе внеклассного чтения.
- Восприятие нового произведения:
- 1. Глагол как часть речи. Спряжение глаголов. Знакомство со спряжением глаголов в начальной школе.
- 2. Русский фольклор: пословицы, поговорки, загадки и работа над ними в начальной школе.
- 1. Служебные части речи и работа над ними в начальной школе.
- 1 Русский литературный язык как нормированная ..
- 2 Приемы работы над правильностью чтения в начальной школе.
- Имя прилагательное как часть речи. Разряды имен прилагательных. Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных в курсе начальной школы.
- 2. Русский фольклор: скороговорки и чистоговорки, считалки и потешки, небылицы, дразнилки и др. Малые жанры и работа над ними на уроках чтения.
- 1. Простое предложение как синтаксическая единица. Содержание и организация работы над ним в начальной школе.