logo search
СБОРНИК МК

Применение национально-регионального компонента в технологическом образовании вуза

Асланова Е.С.,

ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»,

г. Комсомольск-на-Амуре, Россия

The article deals with the content of the national-regional component of the example of university disciplines component direction "Teacher Education" profile "Technology", identified ways to improve the process of bachelor of technology, taking into account national and regional components.

Актуальность исследования национально-регионального компонента технологического образования, его реализации в педагогическом образовании обусловлена совокупностью социальных, культурологических, психолого-педагогических, аксиологических факторов как теоретического, так и практического характера.

Развитие отечественной науки характеризуется определенным интересом к проблемам регионализации образования. Использование различных сторон регионального подхода в системе образования, вопросы введения местного материала в процесс обучения и воспитания нашли отражение в трудах выдающихся педагогов-просветителей: Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П.П. Блонского, их идеи народности не утратили своей актуальности в современных условиях развития общества. При этом наряду с общими чертами, присущими регионализации, проявляются два условия: особенности изучаемого предмета и специфика региона, накладывающие значимый отпечаток на содержание образования [1].

Региональный компонент образования является составной часть содержания образовательного процесса, которая отражает национальное и региональное своеобразие культуры, особые потребности и интересы в области образования народов России в качестве субъектов федерации.

Основными целями реализации регионального компонента является создание системы условий, позволяющих обеспечить сохранение исторической связи поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному прошлому; формирование личности выпускника как достойного гражданина, знатока и созидателя культурных ценностей и традиций своего региона; воспитание целостной картины мира, основанной на знании и сохранении своего культурного и исторического наследия в поликультурном обществе; систематическое обновление всех аспектов образования.

Основными принципами построения регионального содержания образования выступают принципы региональности, гуманизации, историзма, комплексности и интегративности [2].

Применение национально-регионального компонента в содержании высшего профессионального образования способствует воспитанию всесторонней развитой гармоничной личности, формированию российской идентичности, привитию любви к стране, региону, городу, позволит формировать и развивать качества личности, отвечающие потребностям общества, инновационной экономики, демократического строя, многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского государства.

Дальневосточный регион достаточно богат своими традициями и народными ремеслами. В настоящее время стоит проблема сохранения этой культуры, бережного отношения к ней. Одним из самых действенных способов сохранения культуры народов Приамурья является приобщение к ней современной молодежи через непосредственное изучение народных художественных промыслов.

Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы народов Приамурья занимают важное место в технологической подготовке студентов бакалавров технологии. Учебный план направления «Педагогическое образование» профиль «Технология», разработанный в соответствии с ФГОС ВПО, содержит дисциплины, которые входят в раздел национально-регионального (вузовского) компонента стандарта. Содержание этого документа включает дисциплины: «Декоративно-прикладное искусство», «Творчество и мастерство», «Художественная обработка материалов», «Технологический практикум» и др. Выбор вышеуказанных дисциплин не случаен, так как будущий бакалавр технологии должен быть готов к работе в современных условиях развивающейся и качественно изменяющейся системы технологического образования. Предметная область «Технология» включает наряду с федеральным компонентом обязательный национально-региональный компонент, реализуемый в условиях конкретного региона.

Рабочие учебные программы дисциплин разработаны таким образом, что дают возможность каждому студенту изучать предлагаемые курсы не только на лекционных и лабораторно-практических занятиях в учебных аудиториях, но и прорабатывать некоторые темы, выносимые на самостоятельное обучение. Данный вид работы активизирует деятельность студентов в направлении подбора и систематизации материала через сеть Интернет, электронную и научные библиотеки, находящиеся на базе университета и музеев города.

Приобщение к национальной культуре Дальневосточного региона осуществляется посредством экскурсий в музеи краеведческий и изобразительных искусств. Концентрация в музеях бесценных экспонатов, представленных коллекциями народного и современного Приамурского искусства, позволяет широко и полно использовать возможности этих учреждений культуры в образовательном процессе университета. Виртуальные экскурсии позволяют прикоснуться к уникальному искусству народов Приамурья (нанайцев, ульчей, негидальцев, нивхов, удэгейцев и др.), которые исторически проживают на территории Хабаровского края, относятся к кочевым и полуоседлым народам. Совместное проживание коренных народов и русских переселенцев на территории российского Дальнего Востока позволяет проследить потребности, причины, условия формирования и развития дальневосточной культуры как части многонациональной российской и мировой культуры.

Расширение и обогащение опыта студентов осуществляется на лекционных занятиях, на которых они прорабатывают вопросы теории и истории возникновения и развития этносов Приамурья, темы, связанные с художественным творчеством, культурными традициями и обрядами народов Приамурья, технологическими особенностями художественной обработки различных материалов.

Освоение народного декоративно-прикладного искусства направлено на углубление теоретических знаний с последующим формированием практических умений и навыков. Искусство Приамурья открывает большие возможности для широкого вовлечения студентов в традиционные виды художественного деятельности. Орнамент народов Амура как один из ведущих компонентов декоративного искусства народов Нижнего Амура. В его структуре, композиции, стиле заложены основные координаты художественного творчества, своеобразная модель гармонии мира, в которой условным языком выражены мечты о гармонии природы и человека [3].

Изучение художественной обработки текстильных материалов народов Приамурья осуществляется на лабораторно-практических занятиях. Ознакомление с приамурской вышивкой осуществляется на примере различных видов традиционных швов. Студентам предлагаются лучшие образцы изделий с вышивкой, выполненные однотамбурным, двутамбурным, гладьевым, петельным и др. видами швов, которые наглядно демонстрируют соблюдение традиционных канонов и творческие подходы мастеров. Познание Приамурского искусства способствует появлению и закреплению на собственной практике приемов изготовления эстетически ценных изделий.

Ассортимент изделий, изготавливаемых студентами на занятиях, представлен образцами детских халатов и обувью, головными уборами, декоративными кошельками и сумочками, украшениями и др. изделиями (цв. вкл. 6. рис.6.1.-6.2).

Таким образом, изучение народного искусства с учетом регионального компонента осуществляется на лекциях, лабораторных занятиях и в процессе самостоятельной работы. К сожалению, приходится констатировать, что на дисциплины национально-регионального компонента, включающие искусство народов Приамурья, в учебном плане отводится недостаточное количество часов, что, на наш взгляд, обедняет технологическую подготовку бакалавров технологии. Поэтому для совершенствования технологической подготовки бакалавров технологии возникает необходимость в разработке кратких высокоэффективных учебных курсов с учетом национально-регионального компонента, совмещающих в себе не только технологическую, но и методическую подготовку, в основе которых должно стоять самообразование студента. Такая интеграция создаст условия для эффективного самостоятельного добывания знаний, способствующие созидательному целенаправленному взаимодействию со средой, ее преобразованию, а также преобразование самих участников образовательного процесса.