logo search
программа итоговой аттестаци

Пояснительная записка

В системе профессиональной подготовки специалиста для дошкольных образовательных учреждений большая роль принадлежит дисциплине «Педагогика». Ее цель – помочь учащимся овладеть теоретическими основами и практическими навыками организации педагогической деятельности и образовательного процесса, содействовать становлению личностно-ориентированного педагога для дошкольных образовательных учреждений, способного активно реагировать на социальные изменения.

В соответствии с учебным планом на изучение дисциплины «Педагогика» отводится 290 часов.

Задача государственного экзамена по педагогике – проверка уровня профессиональной педагогической подготовленности выпускника учреждения образования к деятельности воспитателя дошкольного учреждения. Данный экзамен требует от будущего специалиста осведомленности в вопросах общей и дошкольной педагогики, частных методик, способности рассматривать эти вопросы в различных аспектах: теретическом, методическом, межпредметном.

Для учащихся групп ДА-41, ДА-42 экзамен носит комплексный характер. В билет комплексного экзамена по педагогике и частным методикам включаются следующие вопросы:

  1. вопрос по педагогике;

  2. вопрос одной из методик;

  3. решение педагогической ситуации.

Для учащихся группы ДА-43 билет государственного экзамена по педагогике включает:

  1. вопрос общего, теоретического характера;

  2. вопрос, касающийся специфики и методики работы с детьми дошкольного возраста;

  3. решение педагогической ситуации.

Специалист должен в области педагогики, психологии и введения в специальность

знать на уровне представления:

-систему образования Республики Беларусь, особенности современного образования;

-Закон «Об образовании в Республике Беларусь»;

-нормативные документы, касающиеся вопросов образования, социально и правовой защиты детства и материнства;

-мировой педагогический опыт, вопросы становления и развития системы образования и воспитания;

-систему самообразования и методы самосовершенствования;

-возрастную периодизацию и основные закономерности психического развития личности;

знать на уровне понимания:

- общечеловеческие ценностные ориентиры, дошкольный возраст как самоценный и особо важный период в жизн6едеятельности человека

- сущность, социальную значимость и ответственность педагогической профессии;

- структуру педагогической деятельности;

- систему подготовки педагогических кадров, квалификационные требования к специалисту;

-теоретические основы и тенденции развития современной педагогической и психологической науки;

- сущность основных педагогических понятий;

- характеристику целостного образовательного процесса, анализ и оценку его эффективности;

- цели, задачи, содержание и формы воспитательной и учебной работы в дошкольном учреждении;

- закономерности физического, психического, социального , нравственного и эстетического развития детей раннего и дошкольного возраста развития;

-теоретические основы проектирования образовательного процесса в дошкольном учреждении;

- особенности, содержание и формирование личности дошкольника в различных видах деятельности: общение, игра, учебная, трудовая;

- характеристику игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте;

- теорию детских игр, особенности их организации с детьми раннего и дошкольного возраста;

- задачи, содержание и формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй, школой;

- систему планирования образовательной работы с детьми;

- методы и приемы психолого-педагогической диагностики и коррекции развития детей раннего и дошкольного возраста;

- психологическую структуру личности: направленность личности, социальные роли личности, притязания и самооценка;

- социально-психологическую характеристику дошкольной группы и межличностных взаимоотношений в ней;

- основные характеристики личности дошкольника: формирование самосознания, мотивационной сферы, усвоения нравственных норм и правил поведения, развитие самоуважения и чувства собственного достоинства, чувства доверия к окружающим людям;

- общую характеристику эмоциональных и волевых процессов, развитие эмоционально-волевой сферы в раннем и дошкольном возрасте;

-познавательные процессы, их развитие у детей: ощущение, восприятие, память, мышление и речь, воображение;

уметь:

- проектировать образовательный процесс и развитие личности каждого ребенка на основе диагностики, требований образовательных стандартов и программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

использовать в работе современные инновационные педагогические технологии;

- создавать в группе психологически комфортную развивающую среду, условия для разностороннего развития детей с учетом половозрастных, индивидуальных особенностей;

- осуществлять оптимальный выбор форм, методов и приемов обучения и воспитания, содействовать развитию различных видов детской деятельности;

-учитывать при организации образовательного процесса закономерности физического, психического развития, индивидуальных особенностей детей;

- осуществлять профилактику и коррекцию негативных детских проявлений, элементов девиантного поведения;

- осуществлять контроль за развитием детей, используя методы психолого-педагогической диагностики; оценку образовательного процесса;

- взаимодействовать с семьей, школой, общественностью;

- использовать методы и приёмы самовоспитания, работать над повышением профессионального уровня;