Пояснительная записка
В системе профессиональной подготовки специалиста для дошкольных образовательных учреждений большая роль принадлежит дисциплине «Педагогика». Ее цель – помочь учащимся овладеть теоретическими основами и практическими навыками организации педагогической деятельности и образовательного процесса, содействовать становлению личностно-ориентированного педагога для дошкольных образовательных учреждений, способного активно реагировать на социальные изменения.
В соответствии с учебным планом на изучение дисциплины «Педагогика» отводится 290 часов.
Задача государственного экзамена по педагогике – проверка уровня профессиональной педагогической подготовленности выпускника учреждения образования к деятельности воспитателя дошкольного учреждения. Данный экзамен требует от будущего специалиста осведомленности в вопросах общей и дошкольной педагогики, частных методик, способности рассматривать эти вопросы в различных аспектах: теретическом, методическом, межпредметном.
Для учащихся групп ДА-41, ДА-42 экзамен носит комплексный характер. В билет комплексного экзамена по педагогике и частным методикам включаются следующие вопросы:
вопрос по педагогике;
вопрос одной из методик;
решение педагогической ситуации.
Для учащихся группы ДА-43 билет государственного экзамена по педагогике включает:
вопрос общего, теоретического характера;
вопрос, касающийся специфики и методики работы с детьми дошкольного возраста;
решение педагогической ситуации.
Специалист должен в области педагогики, психологии и введения в специальность
знать на уровне представления:
-систему образования Республики Беларусь, особенности современного образования;
-Закон «Об образовании в Республике Беларусь»;
-нормативные документы, касающиеся вопросов образования, социально и правовой защиты детства и материнства;
-мировой педагогический опыт, вопросы становления и развития системы образования и воспитания;
-систему самообразования и методы самосовершенствования;
-возрастную периодизацию и основные закономерности психического развития личности;
знать на уровне понимания:
- общечеловеческие ценностные ориентиры, дошкольный возраст как самоценный и особо важный период в жизн6едеятельности человека
- сущность, социальную значимость и ответственность педагогической профессии;
- структуру педагогической деятельности;
- систему подготовки педагогических кадров, квалификационные требования к специалисту;
-теоретические основы и тенденции развития современной педагогической и психологической науки;
- сущность основных педагогических понятий;
- характеристику целостного образовательного процесса, анализ и оценку его эффективности;
- цели, задачи, содержание и формы воспитательной и учебной работы в дошкольном учреждении;
- закономерности физического, психического, социального , нравственного и эстетического развития детей раннего и дошкольного возраста развития;
-теоретические основы проектирования образовательного процесса в дошкольном учреждении;
- особенности, содержание и формирование личности дошкольника в различных видах деятельности: общение, игра, учебная, трудовая;
- характеристику игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте;
- теорию детских игр, особенности их организации с детьми раннего и дошкольного возраста;
- задачи, содержание и формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй, школой;
- систему планирования образовательной работы с детьми;
- методы и приемы психолого-педагогической диагностики и коррекции развития детей раннего и дошкольного возраста;
- психологическую структуру личности: направленность личности, социальные роли личности, притязания и самооценка;
- социально-психологическую характеристику дошкольной группы и межличностных взаимоотношений в ней;
- основные характеристики личности дошкольника: формирование самосознания, мотивационной сферы, усвоения нравственных норм и правил поведения, развитие самоуважения и чувства собственного достоинства, чувства доверия к окружающим людям;
- общую характеристику эмоциональных и волевых процессов, развитие эмоционально-волевой сферы в раннем и дошкольном возрасте;
-познавательные процессы, их развитие у детей: ощущение, восприятие, память, мышление и речь, воображение;
уметь:
- проектировать образовательный процесс и развитие личности каждого ребенка на основе диагностики, требований образовательных стандартов и программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
использовать в работе современные инновационные педагогические технологии;
- создавать в группе психологически комфортную развивающую среду, условия для разностороннего развития детей с учетом половозрастных, индивидуальных особенностей;
- осуществлять оптимальный выбор форм, методов и приемов обучения и воспитания, содействовать развитию различных видов детской деятельности;
-учитывать при организации образовательного процесса закономерности физического, психического развития, индивидуальных особенностей детей;
- осуществлять профилактику и коррекцию негативных детских проявлений, элементов девиантного поведения;
- осуществлять контроль за развитием детей, используя методы психолого-педагогической диагностики; оценку образовательного процесса;
- взаимодействовать с семьей, школой, общественностью;
- использовать методы и приёмы самовоспитания, работать над повышением профессионального уровня;
- Пояснительная записка
- Содержание дисциплины Введение
- Раздел 1. Общие основы педагогики
- Тема 1.1. Педагог: личность и профессия
- Тема 1.2. Педагогика как наука
- Тема 1.3. Сущность, структура и методы научно-педагогического исследования
- Тема 1.4. Отечественная система непрерывного образования
- Тема 1.5. Развитие, воспитание и социализация личности
- Тема 1.6. Проблема цели воспитания
- Раздел 2. Концепции и программы воспитания детей дошкольного возраста
- Раздел 3. Закономерности развития и воспитания ребенка раннего возраста
- Тема 3.1. Особенности периода раннего детства
- Тема 3.2. Адаптация ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
- Тема 3.3. Развитие и воспитание ребенка раннего возраста в деятельности
- Тема 3.4. Контроль за развитием ребенка раннего возраста
- Раздел 4. Закономерности развития и воспитания личности дошкольника в деятельности
- Тема 4.1. Особенности периода дошкольного детства
- Тема 4.2. Воспитание здорового ребенка
- Тема 4.3. Саморазвитие и воспитание личности дошкольника в игре
- Тема 4.4. Воспитание и развитие дошкольника в труде
- Тема 4.5. Саморазвитие и развитие дошкольника в познавательной деятельности
- Тема 4.6. Роль художественной деятельности в становлении творческой личности
- Тема 4.7. Развитие и воспитание личности ребенка в процессе общения
- Раздел 5. Формирование личности и социального поведения ребенка
- Тема 5.1. Теоретические основы формирования личности и социального поведения ребенка
- Тема 5.2. Условия становления уникальности личности, ее самореализации
- Тема 5.3 Личность и детское общество
- Тема 5.4. Воспитание основ гуманизма
- Тема 5.5. Формирование нравственно-волевых качеств и культуры поведения
- Тема 5.6. Полоролевое воспитание дошкольников
- Тема 5.7. Формирование основ гражданственности и правовой культуры
- Тема 5.8. Воспитание детей в духе мира и мировой гражданственности
- Раздел 6. Ребенок и система непрерывного образования.
- Тема 6.1. Ребенок и семья. Проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
- Тема 6.2. Ребенок и дошкольное учреждение
- Тема 6.3. Ребенок и школа. Проблемы преемственности и интеграции детского сада и школы
- Тема 6.4. Контроль за развитием ребенка дошкольного возраста
- Раздел 7. Основы организации и управления педагогическим процессом в дошкольном учреждении
- Тема 7.1. Планирование педагогического процесса
- Тема 7.3.Система управления дошкольным образованием