Тема 4.2. Воспитание здорового ребенка
Здоровье как важнейшая ценность человека и общества. Детство – период формирования здоровья.
Трактовка понятия «здоровье» в разные времена. Современное понимание этого понятия. Физическое, психическое и социальное здоровье как условие гармоничного развития личности. Целостность личности. Единство физического, психического и социального здоровья.
Критерии оценки состояния здоровья детей. Группы здоровья. Состояние здоровья детей дошкольного возраста на современном этапе. Влияние биологических, социально-экономических и экологических факторов на здоровье детей.
Необходимость использования оздоровительной педагогики. Валеология как наука о здоровье, включение человека в формирование своего здоровья. Становление педагогической валеологии.
Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, Е. А. Аркин, В.А. Сухомлинский о здоровье и гармонии физических и духовных сил человека. Современные исследования по проблемам воспитания здорового ребенка.
Задачи воспитания здорового ребенка: оздоровительные, образовательные, воспитательные. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, формирование у них заботы о личном здоровье как актуальные задачи валеологического воспитания.
Условия воспитания здорового ребенка: здоровый образ жизни (эмоциональный комфорт, рациональный режим, атмосфера активной деятельности и творчества, оптимальная двигательная активность, полноценное питание, экологически-благоприятная среда, гигиенические факторы, естественные силы природы, развивающая предметно-пространственная среда), лечебно-профилактическая работа, медико-педагогический контроль за состоянием здоровья, индивидуальный и дифференцированный подход, приобщение ребенка к познанию и созданию своего здоровья, валеологическая культура воспитателей и родителей, сотрудничество дошкольного учреждения с семьей.
Специфика условий воспитания здоровых детей в местности с радиационным загрязнением.
Режим дня дошкольников, его значение. Научные основы режима. Биологические и социальные ритмы и режим жизни. Принципы составления рационального режима. Соответствие режима дня ритму физиологических процессов, чередование активной деятельности и отдыха, постоянство основных элементов режима и изменения в нем, учет возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей, сезонных изменений, климатических, экологических и социальных условий.
Строгий и гибкий режим.
Специфика режима дня в группах детей разного возраста, в разновозрастной группе.
Особенности режима дня ребенка в дошкольном учреждении и семье.
Щадящий режим в зонах радиационного загрязнения.
Утренний прием детей. Задачи и методика его организации. Содержание деятельности детей в это время. Индивидуальная работа с детьми. Развитие их активности и самостоятельности, стремление к обеспечению радостного настроения.
Питание детей. Значение рационального питания для их здоровья. Режим питания. Подготовка детей к приему пищи. Обеспечение благоприятного эмоционального состояния во время питания. Воспитательно-образовательная работа с детьми при приеме пищи, формирование культурно-гигиенических навыков. Индивидуальный подход к детям в процессе приема пищи. Организация питания по заказному меню. Выявление причин плохого аппетита и меры их устранения. Специфика питания детей в зонах радиационного загрязнения.
Прогулки, их значение в развитии и воспитании детей. Место прогулки в режиме дня. Методика организации и проведения прогулок. Подготовка детей к прогулке. Содержание деятельности детей на прогулке в разных возрастных группах. Использование возможностей природной среды в целях оздоровления и гармонического развития детей. Специфика организации и проведения прогулок в зонах радиационно загрязненной местности.
Целевые прогулки, детский туризм, их значение. Индивидуальная работа с детьми во время прогулки, учет их интересов, способностей, склонностей, а также возможностей и потребностей мальчиков и девочек.
Сон детей, его значение. Подготовка детей ко сну. Организация дневного и ночного сна детей разного возраста в дошкольных учреждениях и семье. Учет индивидуальных и половых особенностей детей.
Организация второй половины дня. Виды и содержание деятельности детей разного возраста в этот период. Организация деятельности детей по интересам. Индивидуальная работа с детьми. Развитие их творческих способностей.
Ознакомление дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности. Формирование у них представлений о своем организме, здоровье, воспитание чувства радости жизни, уважения и бережного отношения к жизни и здоровью. Обучение детей нормам радиоэкологической культуры, правилам безопасного поведения дома, на природе, при контактах с другими людьми, на улицах, дорогах, в транспорте, в экстремальных ситуациях.
Зарубежный опыт воспитания здорового ребенка в дошкольных учреждениях и семье.
- Пояснительная записка
- Содержание дисциплины Введение
- Раздел 1. Общие основы педагогики
- Тема 1.1. Педагог: личность и профессия
- Тема 1.2. Педагогика как наука
- Тема 1.3. Сущность, структура и методы научно-педагогического исследования
- Тема 1.4. Отечественная система непрерывного образования
- Тема 1.5. Развитие, воспитание и социализация личности
- Тема 1.6. Проблема цели воспитания
- Раздел 2. Концепции и программы воспитания детей дошкольного возраста
- Раздел 3. Закономерности развития и воспитания ребенка раннего возраста
- Тема 3.1. Особенности периода раннего детства
- Тема 3.2. Адаптация ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
- Тема 3.3. Развитие и воспитание ребенка раннего возраста в деятельности
- Тема 3.4. Контроль за развитием ребенка раннего возраста
- Раздел 4. Закономерности развития и воспитания личности дошкольника в деятельности
- Тема 4.1. Особенности периода дошкольного детства
- Тема 4.2. Воспитание здорового ребенка
- Тема 4.3. Саморазвитие и воспитание личности дошкольника в игре
- Тема 4.4. Воспитание и развитие дошкольника в труде
- Тема 4.5. Саморазвитие и развитие дошкольника в познавательной деятельности
- Тема 4.6. Роль художественной деятельности в становлении творческой личности
- Тема 4.7. Развитие и воспитание личности ребенка в процессе общения
- Раздел 5. Формирование личности и социального поведения ребенка
- Тема 5.1. Теоретические основы формирования личности и социального поведения ребенка
- Тема 5.2. Условия становления уникальности личности, ее самореализации
- Тема 5.3 Личность и детское общество
- Тема 5.4. Воспитание основ гуманизма
- Тема 5.5. Формирование нравственно-волевых качеств и культуры поведения
- Тема 5.6. Полоролевое воспитание дошкольников
- Тема 5.7. Формирование основ гражданственности и правовой культуры
- Тема 5.8. Воспитание детей в духе мира и мировой гражданственности
- Раздел 6. Ребенок и система непрерывного образования.
- Тема 6.1. Ребенок и семья. Проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
- Тема 6.2. Ребенок и дошкольное учреждение
- Тема 6.3. Ребенок и школа. Проблемы преемственности и интеграции детского сада и школы
- Тема 6.4. Контроль за развитием ребенка дошкольного возраста
- Раздел 7. Основы организации и управления педагогическим процессом в дошкольном учреждении
- Тема 7.1. Планирование педагогического процесса
- Тема 7.3.Система управления дошкольным образованием