logo search
программа итоговой аттестаци

Тема 4.2. Воспитание здорового ребенка

Здоровье как важнейшая ценность человека и общества. Детство – период формирования здоровья.

Трактовка понятия «здоровье» в разные времена. Современное понимание этого понятия. Физическое, психическое и социальное здоровье как условие гармоничного развития личности. Целостность личности. Единство физического, психического и социального здоровья.

Критерии оценки состояния здоровья детей. Группы здоровья. Состояние здоровья детей дошкольного возраста на современном этапе. Влияние биологических, социально-экономических и экологических факторов на здоровье детей.

Необходимость использования оздоровительной педагогики. Валеология как наука о здоровье, включение человека в формирование своего здоровья. Становление педагогической валеологии.

Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, Е. А. Аркин, В.А. Сухомлинский о здоровье и гармонии физических и духовных сил человека. Современные исследования по проблемам воспитания здорового ребенка.

Задачи воспитания здорового ребенка: оздоровительные, образовательные, воспитательные. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, формирование у них заботы о личном здоровье как актуальные задачи валеологического воспитания.

Условия воспитания здорового ребенка: здоровый образ жизни (эмоциональный комфорт, рациональный режим, атмосфера активной деятельности и творчества, оптимальная двигательная активность, полноценное питание, экологически-благоприятная среда, гигиенические факторы, естественные силы природы, развивающая предметно-пространственная среда), лечебно-профилактическая работа, медико-педагогический контроль за состоянием здоровья, индивидуальный и дифференцированный подход, приобщение ребенка к познанию и созданию своего здоровья, валеологическая культура воспитателей и родителей, сотрудничество дошкольного учреждения с семьей.

Специфика условий воспитания здоровых детей в местности с радиационным загрязнением.

Режим дня дошкольников, его значение. Научные основы режима. Биологические и социальные ритмы и режим жизни. Принципы составления рационального режима. Соответствие режима дня ритму физиологических процессов, чередование активной деятельности и отдыха, постоянство основных элементов режима и изменения в нем, учет возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей, сезонных изменений, климатических, экологических и социальных условий.

Строгий и гибкий режим.

Специфика режима дня в группах детей разного возраста, в разновозрастной группе.

Особенности режима дня ребенка в дошкольном учреждении и семье.

Щадящий режим в зонах радиационного загрязнения.

Утренний прием детей. Задачи и методика его организации. Содержание деятельности детей в это время. Индивидуальная работа с детьми. Развитие их активности и самостоятельности, стремление к обеспечению радостного настроения.

Питание детей. Значение рационального питания для их здоровья. Режим питания. Подготовка детей к приему пищи. Обеспечение благоприятного эмоционального состояния во время питания. Воспитательно-образовательная работа с детьми при приеме пищи, формирование культурно-гигиенических навыков. Индивидуальный подход к детям в процессе приема пищи. Организация питания по заказному меню. Выявление причин плохого аппетита и меры их устранения. Специфика питания детей в зонах радиационного загрязнения.

Прогулки, их значение в развитии и воспитании детей. Место прогулки в режиме дня. Методика организации и проведения прогулок. Подготовка детей к прогулке. Содержание деятельности детей на прогулке в разных возрастных группах. Использование возможностей природной среды в целях оздоровления и гармонического развития детей. Специфика организации и проведения прогулок в зонах радиационно загрязненной местности.

Целевые прогулки, детский туризм, их значение. Индивидуальная работа с детьми во время прогулки, учет их интересов, способностей, склонностей, а также возможностей и потребностей мальчиков и девочек.

Сон детей, его значение. Подготовка детей ко сну. Организация дневного и ночного сна детей разного возраста в дошкольных учреждениях и семье. Учет индивидуальных и половых особенностей детей.

Организация второй половины дня. Виды и содержание деятельности детей разного возраста в этот период. Организация деятельности детей по интересам. Индивидуальная работа с детьми. Развитие их творческих способностей.

Ознакомление дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности. Формирование у них представлений о своем организме, здоровье, воспитание чувства радости жизни, уважения и бережного отношения к жизни и здоровью. Обучение детей нормам радиоэкологической культуры, правилам безопасного поведения дома, на природе, при контактах с другими людьми, на улицах, дорогах, в транспорте, в экстремальных ситуациях.

Зарубежный опыт воспитания здорового ребенка в дошкольных учреждениях и семье.