logo search
Шаповал

Глава 4. Методы психолого-педагогического изучения ребенка

Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.

М. В. Ломоносов

Когда попадается факт, противоречащий господствующей теории, нужно признать факт и отвергнуть теорию, даже если таковая поддерживается крупными именами и всеми принята.

К. Бернар

Основные понятия

§ 1. Причины необходимости модификации экспериментальных методик для специальной диагностики. Основные принципы построения экспериментальных методик при нарушениях развития. Формы и этапы помощи при проведении эксперимента. Обучающий эксперимент. Анализ экспериментальных данных. Констатирующий и формирующий эксперимент.

§ 2. Проблемы организации наблюдения за ребенком с отклоняющимся развитием. Наблюдение базовых проявлений активности ребенка. Критерии качественной оценки особенностей поведения. Наблюдение во время психологического обследования: фиксируемые характеристики. Недостатки метода наблюдения.

§ 3. Беседа с обследуемым ребенком. Беседа с родителями (педагогами). Этапы взаимодействия с семьей ребенка с подозрениями на отклонения в развитии. Специфика консультирования семьи с «проблемным» ребенком.

§ 4. Опросники, их виды. Применение опросников как диагностического метода в специальной психологии. Опросники для родителей.

§ 5. Требования к применению стандартизированных тестовых методик. Проблемы тестирования лиц с отклонениями в развитии. Общие условия использования тестов при изучении аномальных Детей. Тестовые методики в дефектологической практике.

§ 6. Анализ письменных работ, классных и домашних заданий ребенка как продуктов деятельности. Метод рисунков при изучении личностных особенностей. Диагностика уровня возрастного развития с помощью метода рисунка. Определение уровня развития пространственных представлений. Условия интерпретации рисунков детей с отклонениями в развитии.

Выше мы уже говорили о том, что самостоятельных методов изучения и диагностики отклоняющегося развития как принципиальных способов получения фактического материала нет. Однако, исходя из своеобразия психологической реальности изучаемого феномена, реализация общепсихологических методов и методик обретает свою специфику. Дифференцированные требования к психодиагностике при различных конкретных вариантах дизонтогенеза рассматриваются в последней главе, здесь же мы остановимся на общих для всех видов нарушенного развития положениях по поводу применения различных методов.