logo search
4 курс Педагогика лекции 1-13, 1-14

4. Педагогический профессионализм, этапы его становления

Результатами профессионального становления педагога как субъекта педагогической деятельности являются его профессионально-педагогическая культура и профессиональное мастерство. Профессионально-педагогическая культура учителя может быть охарактеризована как синтез профессионально-педагогической направленности, профессиональных знаний, педагогических способностей и педагогических умений.

Педагогическое мастерство в свою очередь есть высший уровень развития профессионально-педагогической культуры. Мастер - это специалист, достигший высокого искусства в своей профессии. Нередко педагогическое мастерство сочетается с педагогическим новаторством, которое понимается как деятельность по внесению и осуществлению новых прогрессивных идей, методов, форм, технологий в педагогическuй процесс и их применение наряду с традиционными подходами. Если же вносимые новшества принципиально отличаются от традиционного содержания, методов и форм образования, то говорят об инновационной направленности педагогической деятельности или об инновациях в образовании.

Профессионализм - степень овладения индивидом профессиональными умениями и навыками. Профессионал - специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию. Профессионализм как психологическое и личностное образование характеризуется профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также искусством постановки и решения профессиональных задач.

Какие факторы оказывают преимущественное влияние на профессиональное становление? Прежде всего это личностные особенности и желание развиваться. Не менее значимым выступает фактор самой профессиональной деятельности, которая вынуждает развивать профессионально значимые качества. Влияет также и способ, условия вхождения в профессию. Далее важным фактором оказывается стаж работы. Вместе с тем не всегда увеличение стажа говорит о повышении уровня профессионализма. Иногда наблюдается противоположная тенденция: человек оказывается во власти стереотипов, перестает развиваться, становится невосприимчивым к новому опыту. Тормозят профессиональное становление педагога и жизненные кризисы (чувство или осознание нереализованности, опустошенности, бесперспективности). Названные факторы относятся к внутренним.

Схема 9

Существуют и внешние факторы профессионального роста. К ним относятся, во-первых, индивидуальные особенности человека (задатки, наклонности, способности); во-вторых, потребность общества в тех или иных специалистах (современная ситуация на рынке образования характеризуется возрастанием спроса на образовательные услуги, поэтому педагогическая деятельность в ближайшие годы может быть достаточно актуальной); в-третьих, близлежащие возможности, то есть те ресурсы, которыми обладает человек при выборе своей профессии: реальное знание о будущей работе, расположение образовательного учреждения вблизи места жительства, определенный уровень знаний, ограничивающий выбор, материальное положение и т. п.

Рассмотрим этапы, которые проходит педагог в своем профессиональном развитии.

В настоящее время сложилась система непрерывного образования учителя.

Совершенствуя свое мастерство, учитель занимается на курсах, в институте повышения квалификации, в магистратуре, аспирантуре, становится соискателем на педагогических и других кафедрах вузов или НИИ, разрабатывает методические рекомендации и пособия, защищает диссертации.

Направление в педагогике, раскрывающее методологию, теорию и практику комплексного измерения и оценки качества педагогических объектов, явлений и процессов, получило название педагогическая квалиметрия (от лат. cval- качество и metros - измерять). Этим же термином обозначают область педагогического исследования, направленного на диагностирование профессиональных качеств педагогов, прежде всего их профессионализма, мастерства, новаторства. В педагогической практике педагогическая квалиметрия реализуется как аттестация педагогических работников.

Под последней понимают изучение деятельности педагогов с целью установления соответствия занимаемой должности и присвоения одной из квалификационных категорий.

В Беларуси сложилась практика официальной аттестации педагогов в зависимости от уровня профессионального мастерства. Аттестация является обязательной процедурой для педагогических работников системы образования. Она стимулирует рост профессионального мастерства и развитие творческой инициативы педагогов. Аттестация также способствует повышению уровня теоретической подготовки педагогических работников и поддерживает авторитет педагогического звания. В рамках аттестации педагогических работников определяются уровень их квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личностные качества. Результаты аттестации являются основой дифференцированной оплаты труда. После аттестации педагогам присваиваются вторая, первая и высшая квалификационные категории. Лучшим мастерам педагогической профессии присваиваются звания «Отличник Просвещения», «Заслуженный учитель», «Заслуженный работник образования» и другие.

У педагога есть путь служебного роста, профессионального продвижения. Педагогическая карьера - активное продвижение педагога в совершенствовании своего профессионализма и самореализации в своей профессии. Учителя могут назначить руководителем методической секции в школе (по предмету), заместителем директора, директором школы, инспектором и руководителем органов образования в районе, городе, области, выдвинуть сотрудником Министерства образования, руководителем учреждений дополнительного образования, подразделений ИПК и т. д.

В структуре карьеры педагога значимую роль играет его имидж. Имидж - эмоционально окрашенный стереотип восприятия педагога коллегами, социальным окружением, массовым сознанием. Имидж составляют природные качества, социальные качества (коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречие), образованность, профессиональная компетентность, нравственные ценности, владение технологиями принятия решений, а также ориентация на достижения, ответственность, обязательность и другие качества.

1. Определите понятие «педагогическая деятельность».

2. Какие подходы к раскрытию структуры педагогической деятельности существуют? Изобразите структуру педагогической деятельности схематически.

З. Проведите сравнительный анализ преподавания и воспитательной работы как основных видов педагогической деятельности.

4. Докажите, что учитель является субъектом педагогической деятельности.

5. Раскройте содержание основных педагогических умений.

6. Каково содержание понятий «профессионально-педагогическая культура учителя», «педагогическое мастерство», «педагогическое новаторство», «педагогический профессионализм»? Установите соотношение между ними.

7. Охарактеризуйте этапы становления педагогического профессионализма.

8. Для чего проводится аттестация педагогических кадров в системе образования?