logo
Педагогика-пособие

Теоретические основы организации процесса воспитания с учетом национального фактора

Проблему учета национального фактора при организации воспитательного процесса в середине XIX – начале XX века предполагалось решать на основе принципа народности, разработанного К.Д. Ушинским.

В советский период (1917–1991 годы) интенсивно разрабатывались такие направления воспитательной работы, как патриотическое и интернациональное воспитание. Акцент при этом делался не на своеобразные национальные характеристики, а на принципиальное единство всех народов, населявших нашу страну. В 70–80 годы XX века в социологических исследованиях рассматривалась проблема культуры межнациональных отношений, однако воспитательный аспект данной проблемы практически не затрагивался.

В настоящее время в педагогической науке существует несколько концепций учёта национального фактора в процессе воспитания.

Теория многокультурного образования (Г.Д. Дмитриев). Основное понятие данной теории – толерантность. Именно формирование толерантности, терпимого отношения к представителям иной расы, национальности, вероисповедания, социальной группы и т.д. является, согласно теории многокультурного образования, главным условием внутренней свободы человека и внешних возможностей для самореализации. В рамках данной теории рассматриваются проблемы организации взаимодействия в учебно-воспитательных коллективах, где есть представители разных этнических групп, педагогически целесообразного разрешения конфликтов, возникающих в таких коллективах на национальной почве, использования культуры отдельных учащихся для взаимного культурного обогащения, учёта этнопсихологических и этнокультурных особенностей учащихся в процессе воспитания и обучения, подготовки педагога, умеющего создать в классе атмосферу терпимости и доброжелательности, организовать воспитательную работу с представителями разных этнических групп, в которой реализуются демократические нормы и права человека.

Культурологический подход (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская). Основные понятия – культуросообразная среда, диалог культур. При этом культура понимается не как специфическая форма деятельности отдельных людей (например, в сфере искусства), и не как достигнутый отдельными людьми высокий уровень развития, а как совокупность всех жизненных отношений и форм деятельности людей, воплощающая в себе интересы, цели, субъектные смыслы, ценностные ориентации, духовный потенциал и реальные возможности народа и отдельного человека.

Национальная культура включает, таким образом, специфическое отношение к окружающему миру, широкий круг социально-бытовых и трудовых явлений, сферы искусства и религии, отношение к своей и чужим этническим общностям. В центре культуры и её проблем находится человек как представитель определённой культурной общности. Культура, включающая общечеловеческий, общенациональный, региональный, личностный аспекты, рассматривается как важнейший фактор развития человека.

Главным средством воспитания становится создание особой среды (совокупности внешних условий), наиболее благоприятной для самореализации человека как представителя определённой национальной культуры. Создание такой культуросообразной среды исключает замкнутость в рамках конкретной культуры, а предполагает широкое взаимодействие с другими культурами и их представителями. Освоение способов такого взаимодействия – важнейшая задача воспитания. При этом формы, методы, приёмы воспитания должны отвечать народным традициям, особенностям национальной культуры.

Аксиологический подход (А.В. Петровский, Е.Н. Шиянов). Основное понятие – ценности. В центре аксиологического мышления находится концепция взаимосвязанного, взаимодействующего мира. Человек рассматривается в ней как высшая ценность. Аксиологическая концепция утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть не только то, что объединяет человечество, но и то, что характеризует каждого отдельного человека, в том числе и как представителя определённой этнической группы. Традиционно ценности делят на терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства), включающие, в свою очередь, ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания.

Анализ литературы по проблеме позволяет выделить следующие признаки понятия ценности: компоненты индивидуально-психологической структуры личности; общественный идеал; межнаучная и междисциплинарная категория. Основными методологически важными механизмами ценностного подхода являются: совокупность ценностей, содержание ценностей, определение технологии и методики реализации совокупности ценностей в процессе воспитания школьников, единство содержания системы воспитания и внешней среды.

Ценности, будучи осознанными, имеют фундаментальное значение для ориентации человека в мире, для определенной направленности его поведения и деятельности. Так, например, общечеловеческие ценности позволяют носителям разных национальных культур, разных религий и идеологий найти «общий язык», позволяют людям вне зависимости от их происхождения и их самоидентификации с той или иной культурой ставить общие цели и обеспечивать их совместное достижение, решать национальные, порой и глобальные проблемы.

Общечеловеческие ценности делают возможным баланс интересов личности, народа и человечества, в конечном счете – их выживание и поступательное развитие в нашем общем, таком, в сущности, небольшом мире. Пример такой ценности – благополучие и воспитание детей. Осознание общечеловеческих ценностей возможно при формировании идей, чувств, представлений, направленных на общество; ориентации на сочетание национальных и общечеловеческих ценностей; изучении прав человека, обязанностей по отношению к обществу и другим людям; понимании единства прав и обязанностей гражданина; вос­питании гражданских чувств и поведения; развитии неза­висимости суждений, чувства сопереживания.

Ориентация на общечеловеческие ценности органично входит в содержание воспитания. Современные отечественные педагоги (Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров, В.А. Караковский и др.) утверждают, что общечеловеческое не отрицает национальное, а, напротив, обнаруживает себя в нем. Именно в форме национального впервые реализуется все то уникальное, неповторимое, что впоследствии обретает общечеловеческий статус.

Развитие ценностных ориентаций, в которых отражаются особенности времени, дает возможность каждому человеку ощущать себя гражданином планеты, человеком мира. В новой системе ценностей приоритетными должны стать устойчивое развитие, здоровый образ жизни, сохранение окружающей среды, достоинство личности, профессионализм и образованность, честность и обязательность, взаимное доверие, толерантность и плюрализм, законопослушность и т.д.

Критическая ситуация, в которой оказалось молодое поколение, требует обращения к определенной системе ценностей, связанных с лучшими национальными традициями, общечеловеческой традицией гуманизма как глобального мировоззрения, определяющего отношение человека к окружающему миру и к другим людям.

При воспитании культуры межнационального общения необходимо учитывать национальную принадлежность; национальные культурные запросы и интересы. Воспитание культуры межнационального общения предполагает: утверждение общечеловеческих ценностей, возрождение прогрессивных этнокультурных традиций; восстановление основ гуманистического воспитания; утверждение норм взаимодействия и непосредственного общения представителей различных национальностей; сопряжение прогрессивных педагогических технологий со средствами народной педагогики.

Настоящий гражданин – это не только носитель собственной национальной культуры, но и понимающий и уважающий культуру других народов, человек, умеющий уважать достоинство человека другой национальности. Мы убеждены, что в гражданском воспитании этот момент не может остаться без внимания. Он приобретает особое звучание и в связи с особенностями современной геополитики, когда, с одной стороны усиливается тенденция к глобализации мировых общественных процессов, подстегиваемая наиболее развитыми странами, а с другой, набирает мощь национализм, главным образом, порождаемый на религиозной основе, в частности, исламском фундаментализме. Неоднозначная, сложная ситуация складывается и в нашей многонациональной стране.

Поликультурность является необходимым элементом воспитания школьников, реализация которой возможна, как показала практика, через осознание школьником национальной культурной самобытности посредством включения в культурно-художественную деятельность, ознакомления с национальной культурой; осознание личностью самобытности культуры других народов и национальностей посредством познания их культуры в культурно-художественной деятельности, изучения культурных ценностей; формирование основ таких гражданских качеств, как национальное достоинство других народов, толерантность, стремление и способность к созидательному разрешению социально-национальных конфликтов.

Ценностный подход приводит к осознанию проблемы специфики общественного развития. Ценностные ориентации значительной части россиян имеют истоки в культуре и ментальности, сложившиеся на протяжении российской истории, включая советское время. Они отличаются от системы демократических ценностей, возникших и утвердившихся на определенном этапе развития западной цивилизации.

Таким образом, при организации воспитательной работы с учётом национальной специфики можно предложить следующую иерархию ценностей: общечеловеческие ценности; общенациональные ценности; местные ценности; традиционные ценности определённого воспитательного учреждения; личные ценности, представляющие сферу наибольшей свободы, разнообразия и гибкости.

Эти концепции тесно связаны друг с другом. Так, общенациональные ценности соотносятся с понятием национальной культуры и включает отношения к миру и человеку, нравственные, религиозные, эстетические ценности.