Понятие и сущность метода, приема и правила обучения
Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения. Методы обучения – это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей. Методы обучения отражают во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения.
Широко распространенными в дидактике являются также понятия "прием обучения" и "правило обучения". Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода обучения, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию "метод". Границы между этими двумя понятиями очень подвижны и изменчивы. В одних случаях метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других – как прием, имеющий частное назначение. Например, если преподаватель сообщает новые знания словесным методом (объяснение, рассказ, беседа), в процессе которого иногда демонстрирует наглядные пособия, то их показ выступает как прием. Если же наглядное пособие является объектом изучения и основные знания учащиеся получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения выступают как прием, а демонстрация – как метод обучения.
Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой. Приемы определяют своеобразие методов работы преподавателя и учащихся, придают индивидуальный характер их деятельности.
Правило обучения (дидактическое правило) – конкретное указание, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения. Правило служит описательной, нормативной моделью приема. Система правил для решения определенной задачи – это уже нормативно-описательная модель метода.
Метод обучения – категория историческая. Уровень развития производительных сил и характер производственных отношений оказывают влияние на цели, содержание, средства педагогического процесса. С их изменением меняются и методы обучения.
На ранних этапах общественного развития передача социального опыта подрастающим поколениям осуществлялась в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Преобладали методы обучения, основанные на подражании. Поступая так же, как взрослые, дети овладевали способами и приемами добывания пищи, получения огня, изготовления одежды и т.д. В основе лежал репродуктивный метод обучения ("делай как я"). Это самый древний метод обучения, из которого развились все другие.
С момента организации школ появились словесные методы обучения. Учитель устно передавал готовую информацию детям, которые ее усваивали. С возникновением письменности, а затем и книгопечатания появилась возможность выражать, накапливать и передавать знания в знаковой форме. Слово становится главным носителем информации, а обучение по книгам - массовым способом взаимодействия учителя и ученика.
Использовались же книги по-разному. В средневековой школе учащиеся механически заучивали тексты, главным образом религиозного содержания. Так возник догматический, или катехизисный, метод обучения. Более совершенный его вид связан с постановкой вопросов и представлением готовых ответов.
В эпоху великих открытий и изобретений словесные методы постепенно утрачивают значение единственного способа передачи знаний учащимся. В процесс обучения органично входят такие методы, как наблюдение, эксперимент, самостоятельная работа, упражнение, направленные на развитие активности, сознательности, инициативности ребенка. Распространение получают методы наглядного обучения.
На рубеже XIX и XX вв. важное место стал занимать эвристический метод как вариант словесного, который более полно учитывал потребности и интересы ребенка, способствовал развитию его самостоятельности. Методам "книжной" учебы противопоставлялись "естественные" методы, т.е. обучение в ходе непосредственного контакта с действительностью. Интерес вызвала концепция "учение через деятельность" с использованием практических методов обучения. Основное место ней отводилось ручному труду, деятельности различного рода, а также работе учащихся с литературой, в процессе которой у детей формировалась самостоятельность на основе использования собственного опыта. Утвердились частично-поисковые, исследовательские методы. Однако независимо от роли, которую в разные периоды развития образования отводили тем или иным методам обучения, ни один из них, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Ни один метод обучения не является универсальным. В учебном процессе следует использовать разнообразные методы обучения.
- Н.Н. Тулькибаева, з.М. Большакова, г.Я. Гревцева
- Введение
- Глава I. Лекции по разделу курса «педагогика»
- 1.1. Теория воспитания. Социальная педагогика Лекция 1 Сущность процесса воспитания. Основные понятия
- 1. Определение понятия «воспитание» и его роль в формировании личности
- 2. Движущие силы воспитания как педагогического явления
- 3. Основные признаки процесса воспитания
- 4. Предпосылки определения мредпосылки определения 00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000олодежной политики российского государства
- Лекция 2 Закономерности и принципы воспитания
- Закономерности воспитания
- Основные закономерности и постулаты воспитания
- Законы воспитания
- Определение принципа воспитания и основания для классификации создания принципов. Принципы воспитания
- 5. Система принципов
- Лекция 3 Содержание воспитательного процесса
- Основные понятия теории воспитания
- 2. Содержательные блоки воспитательного процесса
- 2. Систематизация содержания воспитания
- Построение содержания общеобразовательной школы на основании компонентов базовой культуры
- Лекция 4 Методы и средства воспитания
- 1. Понятие метода воспитания
- 2. Классификация методов воспитания
- 3. Основные средства воспитания
- Лекция 5 Формы организации воспитательного процесса
- Понятие о форме организации воспитательного процесса
- Многообразие форм воспитательной работы
- 3. Алгоритм подготовки и проведения любой формы воспитательной работы
- Основополагающие идеи и приемы конструирования творческих форм воспитательной работы
- Клятва учителя
- Лекция 6 Воспитательные модели, концепции и теории
- Базовые модели воспитания и их парадигмальное представление
- Педагогика авторитета
- 3. Парадигма педагогики манипуляции воспитания
- Авторские педагогические манипуляции воспитания
- Другие возможные подходы к выделению воспитательных моделей
- Лекция 7 Совокупность педагогических парадигм в современной теории и практике воспитания
- Определение парадигмы
- Основные педагогические парадигмы XXI века
- Когнитивно-информационная парадигма
- 4. Личностная парадигма
- Культурологическая парадигма
- Компетентностная парадигма
- Соотношение парадигм
- Основные принципы гармонизации образовательных парадигм
- Лекция 8 Национальное своеобразие воспитания
- Теоретические основы организации процесса воспитания с учетом национального фактора
- Учет национальных и региональных традиций в процессе воспитания
- Формирование культуры межнационального и межэтнического общения
- Лекция 9 Воспитание толерантности у школьников
- Понятие «толерантность»
- 2. Принципы воспитания толерантности
- Содержание воспитания толерантности
- Лекция 10 Гражданское воспитание как фактор социализации школьников
- 1. Генезис проблемы гражданского воспитания школьников
- Культурно-исторические предпосылки становления проблемы гражданского воспитания
- 3. Современное состояние проблемы гражданского воспитания как фактора социализации школьников
- Лекция 11 Возможная концепция гражданского воспитания школьников
- Лекция 12 Система гражданского воспитания школьников
- Основные компоненты системы гражданского воспитания школьников
- 2. Педагогические условия реализации системы гражданского воспитания школьников
- Лекция 13 Школьное самоуправление: вчера, сегодня, завтра
- 2. Самоуправление и российская школа
- 3. Модели школьного ученического самоуправления
- Лекция 14 Социальная педагогика
- 1. Понятие социализации
- 2. Факторы социализации
- Педагогическая структура процесса социализации
- Социальный опыт ребенка как основа его социализации
- 1.2. Теория обучения
- Обучение как дидактический процесс
- Функции процесса обучения
- Методологические основы обучения
- Лекция 2 Законы, закономерности и принципы обучения
- Понятие закона, закономерности и принципа обучения
- Обзор основных законов и закономерностей обучения
- Принципы и правила обучения
- 4. Взаимосвязь принципов обучения
- Лекция 3. Содержание образования
- Понятие и сущность содержания образования
- 2. Основные теории формирования содержания образования
- 3. Государственный образовательный стандарт
- Учебные планы, программы, учебники и учебные пособия
- Лекция 4 Методы и средства обучения
- Понятие и сущность метода, приема и правила обучения
- 2. Классификация методов обучения
- Средства обучения
- 4. Выбор методов и средств обучения
- Лекция 5 Формы обучения
- Понятие формы обучения
- Становление и совершенствование форм обучения
- Формы организации учебного процесса
- 4. Виды обучения
- Лекция 6 Диагностика и контроль в обучении
- Диагностика качества обучения
- Виды, формы и методы контроля
- Оценка и учет результатов учебной деятельности
- 4. Ошибки оценивания
- 1.3. Педагогические технологии
- Лекция 1
- Педагогические технологии: признаки,
- Особенности, классификация и содержание
- Понятие «педагогическая технология», ее признаки и структура
- Классификация педагогических технологий
- Лекция 2 Технология развития критического мышления через чтение и письмо
- Критическое мышление. Признаки и характеристика
- 2. Базовая технологическая модель развития критического мышления через чтение и письмо
- 3. Дидактический цикл л.Я. Зориной
- Лекция 3 Потенциал педагогической мастерской как средства самообразования
- 1. Понятие «педагогическая мастерская»
- Основные этапы, особенности технологии педагогической мастерской
- Педагогическая технология и педагогическое мастерство
- Лекция 4 Технология разработки и реализации социальных проектов
- Метод проектов в мировой педагогике
- 1. Социальный проект. Социальное проектирование
- 3. Выполнение проектной работы
- Глава II. Семинарские и практические занятия
- 2.1. Теория воспитания Семинар 1 Общие методы воспитания
- Семинар 2 Современные воспитательные системы школы
- Семинар 3 Коллектив как объект и субъект воспитания
- Семинар 4 Функции и основные направления воспитательной работы классного руководителя в условиях современной школы
- Семинар 5 Воспитание базовой культуры личности
- Семинар 6 Организационные формы и средства воспитания
- Семинар 7 Национальное своеобразие воспитания
- Семинар 8 Толерантность, ненасилие, миролюбие
- Семинар 9 Семья как фактор воспитания
- 2.2. Теория обучения (дидактика)
- Семинар 1
- Содержание общего образования как средство обучения
- И фактор развития личности учащегося
- Семинар 2. Дифференцированное обучение
- Семинар 3. Методы и средства обучения
- Семинар 4. Формы организации обучения
- Педагогические технологии Практическое занятие 1 Моделирование школьного самоуправления
- Практическое занятие 2 Портфель («портфолио») будущего учителя
- Практическое занятие 3 Моделирование и диагностирование воспитательной работы учителя
- Игровое взаимодействие
- Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации
- Тест на оценку уровня конфликтности личности
- Практическое занятие 4 Воспитательные системы XX века
- Практическое занятие 5 Конкурс «Знатоки педагогики»
- Словарь
- Библиографический список
- Содержание
- Глава I. Лекции по курсу «педагогика» 6
- 1.1. Теория воспитания. Социальная педагогика 6
- 1.2. Теория обучения (дидактика) 128
- 1.3. Педагогические технологии 202
- Глава II. Семинарские и практические занятия
- 2.1. Теория воспитания 234
- 2.2. Теория обучения (дидактика) 250
- 2.3. Педагогические технологии 256
- Глава III. Организация самостоятельной
- Педагогика
- 454080, Г. Челябинск, пр. В.И. Ленина, 69
- 454080, Г. Челябинск, пр. В.И. Ленина, 69