Педагогическая технология и педагогическое мастерство
При конструировании мастерской от руководителя-мастера требуется широкая эрудиция, глубокое знание материала темы мастерской, нестандартное видение темы. Как пишет А. Бассис, спланировать мастерскую – это "всего лишь (но в этом "всего лишь" – главное) очертить концептуальное содержание, т.е. узел разрыва, коренного поворота, найти тот удивительный секрет, который наполнит смыслом и содержанием знания, остававшиеся до сих пор книжными" [1].
Поэтому задача мастера – создать условия для выведения внутреннего опыта учителя, студента, ученика вовне: во внешнем диалоге с другими, в совместной групповой работе есть возможность увидеть свои ошибки. Педагогическая мастерская обеспечивает обозначенные Г.А. Цукерман пять условий саморазвития школьника: 1.Особый способ введения в предмет изучения через генетически-исходное понятие, потенциально содержащее всю систему понятий, описывающих этот предмет. Целое задано до того, как будут предложены его составные части, что позволит ученику, не знакомому с целым, строить гипотезы о его содержании. 2. Особый, нерепродуктивный тип взаимодействия учащихся с педагогом-мастером. 3.Особый тип взаимодействия с самим собой, меняющимся в ходе обучения. 4. Особый тип взаимодействия со сверстниками. 5. Обеспечение психологической безопасности работы группы за счет обязательного включения наряду с рефлексивными, дискуссионными процедурами, в которых точки зрения партнеров формулируются и противопоставляются, нерефлексивных процедур, работающих "на слияние": на установление чувства общности, доверия, защищенности, поддержки. Главное – создать в мастерской условия для саморазвития, самовоспитания, самопознания.
Н.И. Белова отмечает, что социализация внутри мастерской является не только психологическим механизмом сотрудничества, соборности, общения, приобщения к социуму отдельной личности, но и этапом, шагом в алгоритме данной технологии. Здесь социализация – процесс предъявления своего интеллектуального или художественного продукта социуму: группе, всему коллективу [3]. Произведения участников оформляются в виде плакатов, текстов, рисунков и других графических работ; проектов, моделей и т.д. Используются разнообразные процедуры предъявления продукта деятельности: афиширование – вывешивание на стенах аудитории, озвучивание; краткая, быстрая запись на доске или на плакате; живые выступления (вербальные и невербальные).
На занятиях будущие учителя выступают в качестве обучаемых, моделируя работу обычного класса. Цель мастерской: повышение профессиональной компетенции, расширение методического мышления, освоение современных педагогических технологий, формирование рефлексии и умения создавать условия для успешного воспитания и обучения. Занятия выстраивается таким образом, чтобы будущие учителя могли провести подобные занятия со своими учениками или коллегами во время педагогической практики, методических дней, семинаров.
Мастер опирается на ряд принципов, необходимых для осуществления педагогической мастерской. Реализация задач педагогической мастерской осуществляется не только с помощью набора педагогических приемов, которые могут создать определенную структуру, важно знать и принципы педагогической техники. Кроме того, в технологии педагогической мастерской нам кажется целесообразным личностно-личностный тип взаимодействия.
Каждый участник мастерской должен получить возможность высказать замечания по его ходу; процедуре организации. Важно, чтобы участники мастерской проанализировали свои действия на занятии, зафиксировав свое эмоциональное отношение к работе, ответили на вопрос: как себя чувствовали в роли учеников, комфортно им было или нет. Итогом занятия может быть анкета обратной связи или опросный лист, результаты опроса – информация для размышления автору.
Любая форма проведения педагогической мастерской: тренинги, ролевые игры, дебаты; презентация; практикумы; стендовая защита и др. требует серьезной подготовительной работы, в том числе подготовки оснащения мастерской. Если у участника мастерской появиться желание совершенствовать свое педагогическое мастерство: активно использовать полученные знания в практике работы, а также провести личное исследование на основе приобретенных знаний и содействовать развитию новой для него методики обучения, значит – цель педагогической мастерской выполнена. Примерная схема проведения мастерской по теме:
«Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса»
Цели:
1. Углубить знания по проблеме дифференциации и индивидуализации в современной школе.
2. Повысить уровень компетентности и профессионализма в освоении новых способов профессионально-педагогической деятельности, в применении современных педагогических технологий.
План:
1. Проблема дифференциации и индивидуализации в современной педагогике.
2. Состояние локальной образовательной среды:
-условия, обеспечивающие профилизацию образования в лицее;
-индивидуализация и дифференциация как основа профильного обучения.
3. Проблемы и перспективы профильного образования в лицее.
1 этап. Вступительное слово руководителя мастерской. Уточнение понятий: интерактивное обучение, критическое мышление, педагогическая мастерская. Построение информационного блока знания на этапах мастерской.
2 этап. Сообщение на тему: «Проблема дифференциации и индивидуализации в современной педагогике».
Вывод: «Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» (Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М. – 2002. – с. 3).
3 этап. Беседа. Вопрос и задания для участников мастерской:
1. Какие понятия Вы считаете наиболее важными для нашей темы? (профилизация, выбор, ответственность, мотив, мониторинг, компетентность, диагностика, способности, личность, содержание элективные курсы….).
4 этап. Работа в группах с понятиями: личность, выбор, содержание, ответственность, стиль взаимоотношений.
Задание: Рассмотреть понятие и ответить на следующие вопросы:
Каким образом можно изобразить данное понятие?
Каково значение понятия (для человека и для человеческого сообщества)?
Дайте определение выбранному понятию.
Как может звучать краткий лозунг полученного понятия?
Назовите 3–4 термина, связанных с рассматриваемым понятием.
Подумайте, как Вы предъявите свою работу!
Обсуждение вопросов:
1 группа. Профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения.
1. Проблема определения профиля в лицее.
2. Проблема самоопределения личности ученика в условиях профильного обучения.
3. Проблема соответствия школьного и федерального БУП.
2 группа. Компетентностный подход к образованию как условие реализации целей профильной школы.
1.Проблема формирования знаний, умений и навыков и компетентностей.
2. Проблема формирования ключевых компетентностей.
3 группа. Коммуникативное взаимодействие как условие индивидуализации обучения.
1. Взаимодействие учителя и ученика в условиях профильного образования.
2. Компьютерные технологии как средство определения индивидуальной образовательной траектории.
3. Пути создания коммуникативной среды в условиях личностно ориентированного обучения.
5 этап. Представление результатов работы групп.
6 этап. Просмотр и обсуждение видеофрагмента: составление и предъявление коллажа «Мое здоровье».
7 этап. Дискуссия. Проблемы и перспективы профильного образования.
8 этап. Рефлексия. Анкета обратной связи.
Задания для самостоятельного осмысления
Что такое педагогическая мастерская?
Каковы основные особенности педагогической мастерской?
Могут ли быть взаимозаменяемыми понятия «педагогическая мастерская» и «мастер-класс»?
Каковы структурные компоненты педагогической мастерской?
Каково значение педагогической мастерской?
Подготовьте проект педагогического совета по теме: Использование системного подхода в деятельности классного руководителя».
- Н.Н. Тулькибаева, з.М. Большакова, г.Я. Гревцева
- Введение
- Глава I. Лекции по разделу курса «педагогика»
- 1.1. Теория воспитания. Социальная педагогика Лекция 1 Сущность процесса воспитания. Основные понятия
- 1. Определение понятия «воспитание» и его роль в формировании личности
- 2. Движущие силы воспитания как педагогического явления
- 3. Основные признаки процесса воспитания
- 4. Предпосылки определения мредпосылки определения 00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000олодежной политики российского государства
- Лекция 2 Закономерности и принципы воспитания
- Закономерности воспитания
- Основные закономерности и постулаты воспитания
- Законы воспитания
- Определение принципа воспитания и основания для классификации создания принципов. Принципы воспитания
- 5. Система принципов
- Лекция 3 Содержание воспитательного процесса
- Основные понятия теории воспитания
- 2. Содержательные блоки воспитательного процесса
- 2. Систематизация содержания воспитания
- Построение содержания общеобразовательной школы на основании компонентов базовой культуры
- Лекция 4 Методы и средства воспитания
- 1. Понятие метода воспитания
- 2. Классификация методов воспитания
- 3. Основные средства воспитания
- Лекция 5 Формы организации воспитательного процесса
- Понятие о форме организации воспитательного процесса
- Многообразие форм воспитательной работы
- 3. Алгоритм подготовки и проведения любой формы воспитательной работы
- Основополагающие идеи и приемы конструирования творческих форм воспитательной работы
- Клятва учителя
- Лекция 6 Воспитательные модели, концепции и теории
- Базовые модели воспитания и их парадигмальное представление
- Педагогика авторитета
- 3. Парадигма педагогики манипуляции воспитания
- Авторские педагогические манипуляции воспитания
- Другие возможные подходы к выделению воспитательных моделей
- Лекция 7 Совокупность педагогических парадигм в современной теории и практике воспитания
- Определение парадигмы
- Основные педагогические парадигмы XXI века
- Когнитивно-информационная парадигма
- 4. Личностная парадигма
- Культурологическая парадигма
- Компетентностная парадигма
- Соотношение парадигм
- Основные принципы гармонизации образовательных парадигм
- Лекция 8 Национальное своеобразие воспитания
- Теоретические основы организации процесса воспитания с учетом национального фактора
- Учет национальных и региональных традиций в процессе воспитания
- Формирование культуры межнационального и межэтнического общения
- Лекция 9 Воспитание толерантности у школьников
- Понятие «толерантность»
- 2. Принципы воспитания толерантности
- Содержание воспитания толерантности
- Лекция 10 Гражданское воспитание как фактор социализации школьников
- 1. Генезис проблемы гражданского воспитания школьников
- Культурно-исторические предпосылки становления проблемы гражданского воспитания
- 3. Современное состояние проблемы гражданского воспитания как фактора социализации школьников
- Лекция 11 Возможная концепция гражданского воспитания школьников
- Лекция 12 Система гражданского воспитания школьников
- Основные компоненты системы гражданского воспитания школьников
- 2. Педагогические условия реализации системы гражданского воспитания школьников
- Лекция 13 Школьное самоуправление: вчера, сегодня, завтра
- 2. Самоуправление и российская школа
- 3. Модели школьного ученического самоуправления
- Лекция 14 Социальная педагогика
- 1. Понятие социализации
- 2. Факторы социализации
- Педагогическая структура процесса социализации
- Социальный опыт ребенка как основа его социализации
- 1.2. Теория обучения
- Обучение как дидактический процесс
- Функции процесса обучения
- Методологические основы обучения
- Лекция 2 Законы, закономерности и принципы обучения
- Понятие закона, закономерности и принципа обучения
- Обзор основных законов и закономерностей обучения
- Принципы и правила обучения
- 4. Взаимосвязь принципов обучения
- Лекция 3. Содержание образования
- Понятие и сущность содержания образования
- 2. Основные теории формирования содержания образования
- 3. Государственный образовательный стандарт
- Учебные планы, программы, учебники и учебные пособия
- Лекция 4 Методы и средства обучения
- Понятие и сущность метода, приема и правила обучения
- 2. Классификация методов обучения
- Средства обучения
- 4. Выбор методов и средств обучения
- Лекция 5 Формы обучения
- Понятие формы обучения
- Становление и совершенствование форм обучения
- Формы организации учебного процесса
- 4. Виды обучения
- Лекция 6 Диагностика и контроль в обучении
- Диагностика качества обучения
- Виды, формы и методы контроля
- Оценка и учет результатов учебной деятельности
- 4. Ошибки оценивания
- 1.3. Педагогические технологии
- Лекция 1
- Педагогические технологии: признаки,
- Особенности, классификация и содержание
- Понятие «педагогическая технология», ее признаки и структура
- Классификация педагогических технологий
- Лекция 2 Технология развития критического мышления через чтение и письмо
- Критическое мышление. Признаки и характеристика
- 2. Базовая технологическая модель развития критического мышления через чтение и письмо
- 3. Дидактический цикл л.Я. Зориной
- Лекция 3 Потенциал педагогической мастерской как средства самообразования
- 1. Понятие «педагогическая мастерская»
- Основные этапы, особенности технологии педагогической мастерской
- Педагогическая технология и педагогическое мастерство
- Лекция 4 Технология разработки и реализации социальных проектов
- Метод проектов в мировой педагогике
- 1. Социальный проект. Социальное проектирование
- 3. Выполнение проектной работы
- Глава II. Семинарские и практические занятия
- 2.1. Теория воспитания Семинар 1 Общие методы воспитания
- Семинар 2 Современные воспитательные системы школы
- Семинар 3 Коллектив как объект и субъект воспитания
- Семинар 4 Функции и основные направления воспитательной работы классного руководителя в условиях современной школы
- Семинар 5 Воспитание базовой культуры личности
- Семинар 6 Организационные формы и средства воспитания
- Семинар 7 Национальное своеобразие воспитания
- Семинар 8 Толерантность, ненасилие, миролюбие
- Семинар 9 Семья как фактор воспитания
- 2.2. Теория обучения (дидактика)
- Семинар 1
- Содержание общего образования как средство обучения
- И фактор развития личности учащегося
- Семинар 2. Дифференцированное обучение
- Семинар 3. Методы и средства обучения
- Семинар 4. Формы организации обучения
- Педагогические технологии Практическое занятие 1 Моделирование школьного самоуправления
- Практическое занятие 2 Портфель («портфолио») будущего учителя
- Практическое занятие 3 Моделирование и диагностирование воспитательной работы учителя
- Игровое взаимодействие
- Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации
- Тест на оценку уровня конфликтности личности
- Практическое занятие 4 Воспитательные системы XX века
- Практическое занятие 5 Конкурс «Знатоки педагогики»
- Словарь
- Библиографический список
- Содержание
- Глава I. Лекции по курсу «педагогика» 6
- 1.1. Теория воспитания. Социальная педагогика 6
- 1.2. Теория обучения (дидактика) 128
- 1.3. Педагогические технологии 202
- Глава II. Семинарские и практические занятия
- 2.1. Теория воспитания 234
- 2.2. Теория обучения (дидактика) 250
- 2.3. Педагогические технологии 256
- Глава III. Организация самостоятельной
- Педагогика
- 454080, Г. Челябинск, пр. В.И. Ленина, 69
- 454080, Г. Челябинск, пр. В.И. Ленина, 69