logo
Педагогика-пособие

Педагогическая технология и педагогическое мастерство

При конструировании мастерской от руководителя-мастера требуется широкая эрудиция, глубокое знание материала темы мастерской, нестандартное видение темы. Как пишет А. Бассис, спланировать мастерскую – это "всего лишь (но в этом "всего лишь" – главное) очертить концептуальное содержание, т.е. узел разрыва, коренного поворота, найти тот удивительный секрет, который наполнит смыслом и содержанием знания, остававшиеся до сих пор книжными" [1].

Поэтому задача мастера – создать условия для выведения внутреннего опыта учителя, студента, ученика вовне: во внешнем диалоге с другими, в совместной групповой работе есть возможность увидеть свои ошибки. Педагогическая мастерская обеспечивает обозначенные Г.А. Цукерман пять условий саморазвития школьника: 1.Особый способ введения в предмет изучения через генетически-исходное понятие, потенциально содержащее всю систему понятий, описывающих этот предмет. Целое задано до того, как будут предложены его составные части, что позволит ученику, не знакомому с целым, строить гипотезы о его содержании. 2. Особый, нерепродуктивный тип взаимодействия учащихся с педагогом-мастером. 3.Особый тип взаимодействия с самим собой, меняющимся в ходе обучения. 4. Особый тип взаимодействия со сверстниками. 5. Обеспечение психологической безопасности работы группы за счет обязательного включения наряду с рефлексивными, дискуссионными процедурами, в которых точки зрения партнеров формулируются и противопоставляются, нерефлексивных процедур, работающих "на слияние": на установление чувства общности, доверия, защищенности, поддержки. Главное – создать в мастерской условия для саморазвития, самовоспитания, самопознания.

Н.И. Белова отмечает, что социализация внутри мастерской является не только психологическим механизмом сотрудничества, соборности, общения, приобщения к социуму отдельной личности, но и этапом, шагом в алгоритме данной технологии. Здесь социализация – процесс предъявления своего интеллектуального или художественного продукта социуму: группе, всему коллективу [3]. Произведения участников оформляются в виде плакатов, текстов, рисунков и других графических работ; проектов, моделей и т.д. Используются разнообразные процедуры предъявления продукта деятельности: афиширование – вывешивание на стенах аудитории, озвучивание; краткая, быстрая запись на доске или на плакате; живые выступления (вербальные и невербальные).

На занятиях будущие учителя выступают в качестве обучаемых, моделируя работу обычного класса. Цель мастерской: повышение профессиональной компетенции, расширение методического мышления, освоение современных педагогических технологий, формирование рефлексии и умения создавать условия для успешного воспитания и обучения. Занятия выстраивается таким образом, чтобы будущие учителя могли провести подобные занятия со своими учениками или коллегами во время педагогической практики, методических дней, семинаров.

Мастер опирается на ряд принципов, необходимых для осуществления педагогической мастерской. Реализация задач педагогической мастерской осуществляется не только с помощью набора педагогических приемов, которые могут создать определенную структуру, важно знать и принципы педагогической техники. Кроме того, в технологии педагогической мастерской нам кажется целесообразным личностно-личностный тип взаимодействия.

Каждый участник мастерской должен получить возможность высказать замечания по его ходу; процедуре организации. Важно, чтобы участники мастерской проанализировали свои действия на занятии, зафиксировав свое эмоциональное отношение к работе, ответили на вопрос: как себя чувствовали в роли учеников, комфортно им было или нет. Итогом занятия может быть анкета обратной связи или опросный лист, результаты опроса – информация для размышления автору.

Любая форма проведения педагогической мастерской: тренинги, ролевые игры, дебаты; презентация; практикумы; стендовая защита и др. требует серьезной подготовительной работы, в том числе подготовки оснащения мастерской. Если у участника мастерской появиться желание совершенствовать свое педагогическое мастерство: активно использовать полученные знания в практике работы, а также провести личное исследование на основе приобретенных знаний и содействовать развитию новой для него методики обучения, значит – цель педагогической мастерской выполнена. Примерная схема проведения мастерской по теме:

«Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса»

Цели:

1. Углубить знания по проблеме дифференциации и индивидуализации в современной школе.

2. Повысить уровень компетентности и профессионализма в освоении новых способов профессионально-педагогической деятельности, в применении современных педагогических технологий.

План:

1. Проблема дифференциации и индивидуализации в современной педагогике.

2. Состояние локальной образовательной среды:

-условия, обеспечивающие профилизацию образования в лицее;

-индивидуализация и дифференциация как основа профильного обучения.

3. Проблемы и перспективы профильного образования в лицее.

1 этап. Вступительное слово руководителя мастерской. Уточнение понятий: интерактивное обучение, критическое мышление, педагогическая мастерская. Построение информационного блока знания на этапах мастерской.

2 этап. Сообщение на тему: «Проблема дифференциации и индивидуализации в современной педагогике».

Вывод: «Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» (Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М. – 2002. – с. 3).

3 этап. Беседа. Вопрос и задания для участников мастерской:

1. Какие понятия Вы считаете наиболее важными для нашей темы? (профилизация, выбор, ответственность, мотив, мониторинг, компетентность, диагностика, способности, личность, содержание элективные курсы….).

4 этап. Работа в группах с понятиями: личность, выбор, содержание, ответственность, стиль взаимоотношений.

Задание: Рассмотреть понятие и ответить на следующие вопросы:

  1. Каким образом можно изобразить данное понятие?

  2. Каково значение понятия (для человека и для человеческого сообщества)?

  3. Дайте определение выбранному понятию.

  4. Как может звучать краткий лозунг полученного понятия?

  5. Назовите 3–4 термина, связанных с рассматриваемым понятием.

  6. Подумайте, как Вы предъявите свою работу!

Обсуждение вопросов:

1 группа. Профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения.

1. Проблема определения профиля в лицее.

2. Проблема самоопределения личности ученика в условиях профильного обучения.

3. Проблема соответствия школьного и федерального БУП.

2 группа. Компетентностный подход к образованию как условие реализации целей профильной школы.

1.Проблема формирования знаний, умений и навыков и компетентностей.

2. Проблема формирования ключевых компетентностей.

3 группа. Коммуникативное взаимодействие как условие индивидуализации обучения.

1. Взаимодействие учителя и ученика в условиях профильного образования.

2. Компьютерные технологии как средство определения индивидуальной образовательной траектории.

3. Пути создания коммуникативной среды в условиях личностно ориентированного обучения.

5 этап. Представление результатов работы групп.

6 этап. Просмотр и обсуждение видеофрагмента: составление и предъявление коллажа «Мое здоровье».

7 этап. Дискуссия. Проблемы и перспективы профильного образования.

8 этап. Рефлексия. Анкета обратной связи.

Задания для самостоятельного осмысления

  1. Что такое педагогическая мастерская?

  2. Каковы основные особенности педагогической мастерской?

  3. Могут ли быть взаимозаменяемыми понятия «педагогическая мастерская» и «мастер-класс»?

  4. Каковы структурные компоненты педагогической мастерской?

  5. Каково значение педагогической мастерской?

  6. Подготовьте проект педагогического совета по теме: Использование системного подхода в деятельности классного руководителя».