logo
Педагогика-пособие

Авторские педагогические манипуляции воспитания

Педагогика Сократа

Педагогика Жан-Жака Руссо

Педагогика Марии Монтессори

Все держится на слове учителя, на диалоге, вербальном общении

Стремление организовать собственный практический опыт

Хорошо направленная свобода, организованная среда

Типы ориентировок (по Гальперину):

1. Педагог задает готовый алгоритм и предлагает действовать по нему самостоятельно.

2. Педагог помогает действовать по предложенному алгоритму.

3. Педагогом создается ситуация самостоятельного осмысления необходимости поиска, а затем построения алгоритма (под руководством учителя).

Третий тип ориентировки обеспечивает обучаемому самостоятельное принятие решения. Поэтому остановимся на технологии осуществления действия по нему.

Выделим основные операции:

1) Начинается с анализа результатов конкретного дела, поступка, результатов контрольных работ.

2) Выделяется основная причина неуспешности.

3) Формулируется алгоритм этой деятельности в результате коллективной деятельности преподавателя и обучающихся.

4) Определяется структура алгоритма, его эвристические функции.

4. Парадигма педагогики поддержки в воспитании. В данной парадигме воспитанника определяем полноправным партнером. Тип взаимодействия субъект - субъектный.

Сущность: не вести ребенка за собой и даже не направлять его развитие, а следовать за ним, поддерживать его в осуществлении самости, помогать ему в решении собственных проблем.

Научные знания о воспитательных моделях, концепциях и теориях становятся основой проектирования воспитательного процесса в конкретной ситуации. При этом рождается новое научное знание – логика конструирования воспитательной программы. Сформулируем общую логику конструирования воспитательной программы как систему необходимых задач:

1) первая задача – знакомство с ребенком (вхождение в контакт, налаживание продуктивной коммуникации, принятие друг друга, взаимное уважение и доверие);

2) вторая задача – выявить потребности и способности ребенка, актуализировать его интерес;

3) третья задача:

а) поддержка ребенка в познании себя, что помогает ребенку определить и вербализировать цели собственного развития, собственного продвижения по жизни. Сформировать совместно с ребенком педагогические цели его развития;

б) помощь реализации своего актуального интереса («здесь и сейчас»);

в) оказание учителем помощи в осознании воспитанником собственных проблем.

Таким образом, цель воспитания ребенка оказывается продуктом совместных усилий воспитателя и воспитанника.

Задача педагога: стимулирование самостоятельности воспитанника и нейтрализации асоциальных и личностно-деструктивных целей.

Достоинства педагогики поддержки:

– исключает рассогласование целей педагога и воспитанника;

– предотвращает столкновение воли участников;

– повышает эффективность воспитательного процесса;

– позиция педагога оказывается позицией старшего товарища.

Историография педагогики поддержки

Если посмотреть на исторические корни педагогики поддержки, то можно отметить значительный вклад многих педагогов в познании содержания педагогики поддержки:

– Я.А. Коменский – видел педагогический идеал в самом человеке.

– Ж.-Ж. Руссо – призывал способствовать естественному росту детей.

– И.Г. Песталоцци – предлагал поддержку ребенку в его самостоятельном развитии.

– А. Бэн (вторая половина XIX в., Англия) связывал понимание воспитания с пониманием индивидуальности воспитанника.

– Д. Дьюи – совершил «коперниковскую революцию» в педагогике – превращение ребенка в солнце. Он предложил лозунг «Дайте жить детям» вместо «Жить ради детей». При этом говорил о необходимости опираться на присущее каждому человеку естественное стремление к максимальной, полной реализации в активной деятельности своего «Я».

– «Гуманистическая педагогика» предполагает создание условий для самоактуализации личности.