Понятие «педагогическая технология», ее признаки и структура
Технология обучения как новое направление в нашей стране заявило о себе в 50-е годы, которое занимается конструированием, проектированием учебных процессов. Этот термин долго не принимался. В его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
Технология – совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). «Технология – более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели» (М.Л. Махмутов).
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв).
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
Понятие “педагогическая технология” может быть представлено тремя аспектами:
1) научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным: описание процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Характерные признаки технологии:
1. Наличие конкретной цели (во имя чего необходимо ее применение).
2. Наличие средств диагностики и корректировки не только результатов, но и процесса (мониторинг воспитательного процесса).
3. Объективные закономерности структурирования взаимодействия педагога и воспитанников, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс.
4. Система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей.
В Российской современной школе учитель становится технологом образовательного процесса. В основе модели образования лежит изменение взглядов на личность ребёнка. Современная педагогика всё чаще обращается к ребёнку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации.
Этапы освоения педагогических технологий:
1. Знакомство с педагогической технологией:
На решение каких проблем направлена данная технология?
В каких условиях она обещает быть эффективной?
Следует ли использовать конкретную технологию в своей работе?
2. Изучение технологии:
Цели, средства диагностики и корректировки результатов хода воспитательного процесса.
Закономерности структурирования взаимодействия педагога и воспитанников, позволяющие проектировать (программировать) воспитательный процесс.
Система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей.
3. Применение технологии:
Применение отдельных элементов технологии.
Группировка освоенных элементов, применение их на уровне фрагментов технологии.
Последовательное применение всей технологии в целом, восстановление логики, заложенной в ней.
Творческое применение технологии, адаптация ее к особенностям своего стиля работы, усовершенствование отдельных элементов.
В структуру технологии входят:
Название технологии, идентификация в соответствии с принятой классификацией, основные направления модернизации учебно-воспитательного процесса.
Концептуальная основа: а) научная концепция, ее основоположник (автор); б) краткое описание идей, принципов этой технологии; в) целевые установки, ориентации; г) позиция ребенка в образовательном процессе.
Содержательная часть технологии: а) цели обучения – общие и конкретные; б) содержание учебного материала – учебный план, программы.
Процессуальная часть, т.е. технологический процесс: а) организация учебного процесса; б) методы и формы учебной деятельности школьников; в) методы и формы работы учителя;
Управление образовательным процессом: а) диагностика целеполагания; б) планирование; в) проектирование процесса обучения; г) коррекция результатов.
Программно-методическое обеспечение: а) учебные планы и программы; б) учебные и методические пособия; в) наглядные, технические средства обучения; г) дидактические материалы; д) диагностический инструментарий.
Диагностический инструментарий, главный критерий оценки.
Технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть:
а) эффективными по результатам;
б) оптимальными по затратам;
в) гарантировать достижение определённого стандарта обучения;
г) воспроизводимыми – применимыми в других образовательных учреждениях;
д) единство обеспечения средствами – школьный учебник.
Источники и составные части новых педагогических технологий:
социальные преобразования и новое педагогическое мышление;
наука – педагогическая, психологическая, общественные науки;
передовой педагогический опыт;
опыт прошлого, отечественный и зарубежный;
народная педагогика (этнопедагогика).
- Н.Н. Тулькибаева, з.М. Большакова, г.Я. Гревцева
- Введение
- Глава I. Лекции по разделу курса «педагогика»
- 1.1. Теория воспитания. Социальная педагогика Лекция 1 Сущность процесса воспитания. Основные понятия
- 1. Определение понятия «воспитание» и его роль в формировании личности
- 2. Движущие силы воспитания как педагогического явления
- 3. Основные признаки процесса воспитания
- 4. Предпосылки определения мредпосылки определения 00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000олодежной политики российского государства
- Лекция 2 Закономерности и принципы воспитания
- Закономерности воспитания
- Основные закономерности и постулаты воспитания
- Законы воспитания
- Определение принципа воспитания и основания для классификации создания принципов. Принципы воспитания
- 5. Система принципов
- Лекция 3 Содержание воспитательного процесса
- Основные понятия теории воспитания
- 2. Содержательные блоки воспитательного процесса
- 2. Систематизация содержания воспитания
- Построение содержания общеобразовательной школы на основании компонентов базовой культуры
- Лекция 4 Методы и средства воспитания
- 1. Понятие метода воспитания
- 2. Классификация методов воспитания
- 3. Основные средства воспитания
- Лекция 5 Формы организации воспитательного процесса
- Понятие о форме организации воспитательного процесса
- Многообразие форм воспитательной работы
- 3. Алгоритм подготовки и проведения любой формы воспитательной работы
- Основополагающие идеи и приемы конструирования творческих форм воспитательной работы
- Клятва учителя
- Лекция 6 Воспитательные модели, концепции и теории
- Базовые модели воспитания и их парадигмальное представление
- Педагогика авторитета
- 3. Парадигма педагогики манипуляции воспитания
- Авторские педагогические манипуляции воспитания
- Другие возможные подходы к выделению воспитательных моделей
- Лекция 7 Совокупность педагогических парадигм в современной теории и практике воспитания
- Определение парадигмы
- Основные педагогические парадигмы XXI века
- Когнитивно-информационная парадигма
- 4. Личностная парадигма
- Культурологическая парадигма
- Компетентностная парадигма
- Соотношение парадигм
- Основные принципы гармонизации образовательных парадигм
- Лекция 8 Национальное своеобразие воспитания
- Теоретические основы организации процесса воспитания с учетом национального фактора
- Учет национальных и региональных традиций в процессе воспитания
- Формирование культуры межнационального и межэтнического общения
- Лекция 9 Воспитание толерантности у школьников
- Понятие «толерантность»
- 2. Принципы воспитания толерантности
- Содержание воспитания толерантности
- Лекция 10 Гражданское воспитание как фактор социализации школьников
- 1. Генезис проблемы гражданского воспитания школьников
- Культурно-исторические предпосылки становления проблемы гражданского воспитания
- 3. Современное состояние проблемы гражданского воспитания как фактора социализации школьников
- Лекция 11 Возможная концепция гражданского воспитания школьников
- Лекция 12 Система гражданского воспитания школьников
- Основные компоненты системы гражданского воспитания школьников
- 2. Педагогические условия реализации системы гражданского воспитания школьников
- Лекция 13 Школьное самоуправление: вчера, сегодня, завтра
- 2. Самоуправление и российская школа
- 3. Модели школьного ученического самоуправления
- Лекция 14 Социальная педагогика
- 1. Понятие социализации
- 2. Факторы социализации
- Педагогическая структура процесса социализации
- Социальный опыт ребенка как основа его социализации
- 1.2. Теория обучения
- Обучение как дидактический процесс
- Функции процесса обучения
- Методологические основы обучения
- Лекция 2 Законы, закономерности и принципы обучения
- Понятие закона, закономерности и принципа обучения
- Обзор основных законов и закономерностей обучения
- Принципы и правила обучения
- 4. Взаимосвязь принципов обучения
- Лекция 3. Содержание образования
- Понятие и сущность содержания образования
- 2. Основные теории формирования содержания образования
- 3. Государственный образовательный стандарт
- Учебные планы, программы, учебники и учебные пособия
- Лекция 4 Методы и средства обучения
- Понятие и сущность метода, приема и правила обучения
- 2. Классификация методов обучения
- Средства обучения
- 4. Выбор методов и средств обучения
- Лекция 5 Формы обучения
- Понятие формы обучения
- Становление и совершенствование форм обучения
- Формы организации учебного процесса
- 4. Виды обучения
- Лекция 6 Диагностика и контроль в обучении
- Диагностика качества обучения
- Виды, формы и методы контроля
- Оценка и учет результатов учебной деятельности
- 4. Ошибки оценивания
- 1.3. Педагогические технологии
- Лекция 1
- Педагогические технологии: признаки,
- Особенности, классификация и содержание
- Понятие «педагогическая технология», ее признаки и структура
- Классификация педагогических технологий
- Лекция 2 Технология развития критического мышления через чтение и письмо
- Критическое мышление. Признаки и характеристика
- 2. Базовая технологическая модель развития критического мышления через чтение и письмо
- 3. Дидактический цикл л.Я. Зориной
- Лекция 3 Потенциал педагогической мастерской как средства самообразования
- 1. Понятие «педагогическая мастерская»
- Основные этапы, особенности технологии педагогической мастерской
- Педагогическая технология и педагогическое мастерство
- Лекция 4 Технология разработки и реализации социальных проектов
- Метод проектов в мировой педагогике
- 1. Социальный проект. Социальное проектирование
- 3. Выполнение проектной работы
- Глава II. Семинарские и практические занятия
- 2.1. Теория воспитания Семинар 1 Общие методы воспитания
- Семинар 2 Современные воспитательные системы школы
- Семинар 3 Коллектив как объект и субъект воспитания
- Семинар 4 Функции и основные направления воспитательной работы классного руководителя в условиях современной школы
- Семинар 5 Воспитание базовой культуры личности
- Семинар 6 Организационные формы и средства воспитания
- Семинар 7 Национальное своеобразие воспитания
- Семинар 8 Толерантность, ненасилие, миролюбие
- Семинар 9 Семья как фактор воспитания
- 2.2. Теория обучения (дидактика)
- Семинар 1
- Содержание общего образования как средство обучения
- И фактор развития личности учащегося
- Семинар 2. Дифференцированное обучение
- Семинар 3. Методы и средства обучения
- Семинар 4. Формы организации обучения
- Педагогические технологии Практическое занятие 1 Моделирование школьного самоуправления
- Практическое занятие 2 Портфель («портфолио») будущего учителя
- Практическое занятие 3 Моделирование и диагностирование воспитательной работы учителя
- Игровое взаимодействие
- Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации
- Тест на оценку уровня конфликтности личности
- Практическое занятие 4 Воспитательные системы XX века
- Практическое занятие 5 Конкурс «Знатоки педагогики»
- Словарь
- Библиографический список
- Содержание
- Глава I. Лекции по курсу «педагогика» 6
- 1.1. Теория воспитания. Социальная педагогика 6
- 1.2. Теория обучения (дидактика) 128
- 1.3. Педагогические технологии 202
- Глава II. Семинарские и практические занятия
- 2.1. Теория воспитания 234
- 2.2. Теория обучения (дидактика) 250
- 2.3. Педагогические технологии 256
- Глава III. Организация самостоятельной
- Педагогика
- 454080, Г. Челябинск, пр. В.И. Ленина, 69
- 454080, Г. Челябинск, пр. В.И. Ленина, 69