Основные компоненты системы гражданского воспитания школьников
Реализация концепции представлена системой гражданского воспитания школьников, которая представляет собой интеграцию компонентов: целевого, мотивационно-ценностного, содержательного, практически-дятельностного, оценочно-результативного, характеризуется целенаправленностью, сложностью, непрерывностью, динамичностью.
Целевой компонент системы гражданского воспитания определяет общие цели на основе более полного учета их интересов и с учетом тенденций общественного развития и требований. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданских качеств у школьников, которые предполагают освоение определенной системы знаний и умений, необходимых ему для успешной социализации.
Задачи гражданского воспитания: а) формирование гражданского сознания, самосознания растущего человека, социально-правовых и моральных норм; критического мышления, гражданской ответственности, активности, толерантности; б) развитие потребности в осознанной целенаправленной гражданской деятельности; в) воспитание уважения гражданских прав и свобод в обществе, патриотических чувств как необходимого условия духовного развития и показателя цивилизованности человека, уважения к традициям и ценностям российского общества, ценностного отношения к социальному институту семьи, бережного отношения к окружающей природе.
Содержательный компонент системы включает в себя основные направления гражданского воспитания школьников, формирует систему взглядов, определяющих целенаправленную гражданскую деятельность; формирует критическое мышление, гражданский опыт для осознанного выбора жизненных ориентиров, гражданских ценностей. В рамках разработанной нами концепции гражданского воспитания школьников основными направлениями реализации содержательного компонента системы являются учебная (урочная и внеурочная) и внеучебная (внеклассная и внешкольная) деятельность. Процесс гражданского воспитания школьников в учебной и внеучебной деятельности имеет общие и специфические черты.
Важная роль в развитии нравственного потенциала школьника, предполагающая формирование знаний о человеке, природе, обществе, государстве и гражданских ценностях, отводится социально-гуманитарным дисциплинам, особенностями которых являются интегративность, полифоничность, многоаспектность. В основу разнообразных форм внеучебной работы с детьми положены различные виды воспитывающей деятельности: познавательная, ценностно-ориентировочная, гражданская, трудовая и т.д.
Мотивационно-ценностный компонент системы выделяет ценностно-смысловые аспекты в содержании социально-гуманитарных дисциплин. Мотив – интегральный, целостный способ организации активности человека, который объединяет когнитивные, потребностные и регулятивно-исполнительские функции (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.С. Мерлин и др.). Мотивация, как стержень личности, должна являться не суммой отдельных мотивов, а направляющей и организующей целостной системой. Данный компонент системы позволяет влиять на мотивационно-ценностную сферу школьника, способствует развитию социального успеха, достигнутого на предыдущем учебном уровне, воспитанию с учетом особенностей социализации личности в нестабильном обществе. Этими особенностями являются неопределенность ценностного поля, криминализация, социальная дифференциация и другие.
Осуществляя в этих условиях гражданское воспитание школьников, целесообразно использовать опыт проектной деятельности в образовании. Основная цель социального проектирования – приобретение гражданского опыта. Социальное проектирование позволяет организовать должным образом деятельность по развитию культуры выстраивания отношений в группе, коллективе, с сотрудниками различных учреждений, культуры кооперации, способов коллективной деятельности для решения общих интересов, проектирования как основы эффективной созидательной деятельности, а также максимально использовать школьное самоуправление и включить подростков в разработку и реализацию социально значимых проектов.
Практически-деятельностный компонент системы формирует позитивные ценности через деятельность, создает условия для личностного самоопределения в поле этих ценностей и самореализации школьника как гражданина правового государства. Основным средством реализации данного компонента в правовом пространстве школы являются разнообразные виды деятельности, направленные на гражданское самоопределение. Способами гражданского участия, например, являются школьное самоуправление, Всероссийская акция «Я – Гражданин России», а средством – реализация программы гражданского воспитания школьников.
Целенаправленная гражданская деятельность обогащает личность оправданными гражданскими действиями, формирует гражданское самосознание и гражданское «Я», усиливает гражданскую компетенцию, которая проявляется в умениях сформулировать проблемы современного общества и предложить пути их решения. Гражданская деятельность – результат наличия сложного структурного образования – совокупности гражданских качеств. Практически-деятельностный компонент системы направлен на приобретение опыта делового взаимодействия в реальных ситуациях ответственных отношений, на проявление гражданских качеств.
Третий компонент системы – оценочно-результативный, который предполагает отслеживание эффективности процесса гражданского воспитания школьников, характеризующееся изменениями в уровне гражданской воспитанности школьников. Гражданская воспитанность – результат гражданского воспитания, предполагающий формирование ценностных отношений личности к человеку, природе, обществу, самому себе, обеспечивающий старшекласснику свободу в выборе способов практической гражданской деятельности в условиях формирования гражданской позиции.
Существуют программы изучения уровня гражданской воспитанности школьников, которые помогают определить тактику и стратегию работы с учащимся с разными уровнями гражданской воспитанности, обеспечить индивидуальный подход. Итак, данный компонент позволяет определить особо важные причины недостатков и успехов, что позволит затем более эффективно проектировать новые этапы совершенствования гражданского воспитания школьников. Все компоненты являются равнозначными, поэтому предполагается их одновременная реализация в воспитательном процессе, что обусловливается целостностью личности. Тесная взаимосвязь между компонентами проявляется в том, что их содержание отражает одну из сторон гражданского воспитания школьников. Система гражданского воспитания школьников выполняет аналитическую, диагностическую, прогностическую, проектировочную, практико-ориентационную, адаптационную, воспитательно-познавательную, организаторскую и контрольно-оценочную функции.
Концепция выражает сущность и содержание гражданского воспитания посредством присвоения гражданских ценностей в целенаправленной гражданской деятельности. Все ее разделы (общие положения, понятийный аппарат, основания, ядро), система гражданского воспитания школьников и педагогические условия ее реализации представлены во взаимосвязи.
- Н.Н. Тулькибаева, з.М. Большакова, г.Я. Гревцева
- Введение
- Глава I. Лекции по разделу курса «педагогика»
- 1.1. Теория воспитания. Социальная педагогика Лекция 1 Сущность процесса воспитания. Основные понятия
- 1. Определение понятия «воспитание» и его роль в формировании личности
- 2. Движущие силы воспитания как педагогического явления
- 3. Основные признаки процесса воспитания
- 4. Предпосылки определения мредпосылки определения 00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000олодежной политики российского государства
- Лекция 2 Закономерности и принципы воспитания
- Закономерности воспитания
- Основные закономерности и постулаты воспитания
- Законы воспитания
- Определение принципа воспитания и основания для классификации создания принципов. Принципы воспитания
- 5. Система принципов
- Лекция 3 Содержание воспитательного процесса
- Основные понятия теории воспитания
- 2. Содержательные блоки воспитательного процесса
- 2. Систематизация содержания воспитания
- Построение содержания общеобразовательной школы на основании компонентов базовой культуры
- Лекция 4 Методы и средства воспитания
- 1. Понятие метода воспитания
- 2. Классификация методов воспитания
- 3. Основные средства воспитания
- Лекция 5 Формы организации воспитательного процесса
- Понятие о форме организации воспитательного процесса
- Многообразие форм воспитательной работы
- 3. Алгоритм подготовки и проведения любой формы воспитательной работы
- Основополагающие идеи и приемы конструирования творческих форм воспитательной работы
- Клятва учителя
- Лекция 6 Воспитательные модели, концепции и теории
- Базовые модели воспитания и их парадигмальное представление
- Педагогика авторитета
- 3. Парадигма педагогики манипуляции воспитания
- Авторские педагогические манипуляции воспитания
- Другие возможные подходы к выделению воспитательных моделей
- Лекция 7 Совокупность педагогических парадигм в современной теории и практике воспитания
- Определение парадигмы
- Основные педагогические парадигмы XXI века
- Когнитивно-информационная парадигма
- 4. Личностная парадигма
- Культурологическая парадигма
- Компетентностная парадигма
- Соотношение парадигм
- Основные принципы гармонизации образовательных парадигм
- Лекция 8 Национальное своеобразие воспитания
- Теоретические основы организации процесса воспитания с учетом национального фактора
- Учет национальных и региональных традиций в процессе воспитания
- Формирование культуры межнационального и межэтнического общения
- Лекция 9 Воспитание толерантности у школьников
- Понятие «толерантность»
- 2. Принципы воспитания толерантности
- Содержание воспитания толерантности
- Лекция 10 Гражданское воспитание как фактор социализации школьников
- 1. Генезис проблемы гражданского воспитания школьников
- Культурно-исторические предпосылки становления проблемы гражданского воспитания
- 3. Современное состояние проблемы гражданского воспитания как фактора социализации школьников
- Лекция 11 Возможная концепция гражданского воспитания школьников
- Лекция 12 Система гражданского воспитания школьников
- Основные компоненты системы гражданского воспитания школьников
- 2. Педагогические условия реализации системы гражданского воспитания школьников
- Лекция 13 Школьное самоуправление: вчера, сегодня, завтра
- 2. Самоуправление и российская школа
- 3. Модели школьного ученического самоуправления
- Лекция 14 Социальная педагогика
- 1. Понятие социализации
- 2. Факторы социализации
- Педагогическая структура процесса социализации
- Социальный опыт ребенка как основа его социализации
- 1.2. Теория обучения
- Обучение как дидактический процесс
- Функции процесса обучения
- Методологические основы обучения
- Лекция 2 Законы, закономерности и принципы обучения
- Понятие закона, закономерности и принципа обучения
- Обзор основных законов и закономерностей обучения
- Принципы и правила обучения
- 4. Взаимосвязь принципов обучения
- Лекция 3. Содержание образования
- Понятие и сущность содержания образования
- 2. Основные теории формирования содержания образования
- 3. Государственный образовательный стандарт
- Учебные планы, программы, учебники и учебные пособия
- Лекция 4 Методы и средства обучения
- Понятие и сущность метода, приема и правила обучения
- 2. Классификация методов обучения
- Средства обучения
- 4. Выбор методов и средств обучения
- Лекция 5 Формы обучения
- Понятие формы обучения
- Становление и совершенствование форм обучения
- Формы организации учебного процесса
- 4. Виды обучения
- Лекция 6 Диагностика и контроль в обучении
- Диагностика качества обучения
- Виды, формы и методы контроля
- Оценка и учет результатов учебной деятельности
- 4. Ошибки оценивания
- 1.3. Педагогические технологии
- Лекция 1
- Педагогические технологии: признаки,
- Особенности, классификация и содержание
- Понятие «педагогическая технология», ее признаки и структура
- Классификация педагогических технологий
- Лекция 2 Технология развития критического мышления через чтение и письмо
- Критическое мышление. Признаки и характеристика
- 2. Базовая технологическая модель развития критического мышления через чтение и письмо
- 3. Дидактический цикл л.Я. Зориной
- Лекция 3 Потенциал педагогической мастерской как средства самообразования
- 1. Понятие «педагогическая мастерская»
- Основные этапы, особенности технологии педагогической мастерской
- Педагогическая технология и педагогическое мастерство
- Лекция 4 Технология разработки и реализации социальных проектов
- Метод проектов в мировой педагогике
- 1. Социальный проект. Социальное проектирование
- 3. Выполнение проектной работы
- Глава II. Семинарские и практические занятия
- 2.1. Теория воспитания Семинар 1 Общие методы воспитания
- Семинар 2 Современные воспитательные системы школы
- Семинар 3 Коллектив как объект и субъект воспитания
- Семинар 4 Функции и основные направления воспитательной работы классного руководителя в условиях современной школы
- Семинар 5 Воспитание базовой культуры личности
- Семинар 6 Организационные формы и средства воспитания
- Семинар 7 Национальное своеобразие воспитания
- Семинар 8 Толерантность, ненасилие, миролюбие
- Семинар 9 Семья как фактор воспитания
- 2.2. Теория обучения (дидактика)
- Семинар 1
- Содержание общего образования как средство обучения
- И фактор развития личности учащегося
- Семинар 2. Дифференцированное обучение
- Семинар 3. Методы и средства обучения
- Семинар 4. Формы организации обучения
- Педагогические технологии Практическое занятие 1 Моделирование школьного самоуправления
- Практическое занятие 2 Портфель («портфолио») будущего учителя
- Практическое занятие 3 Моделирование и диагностирование воспитательной работы учителя
- Игровое взаимодействие
- Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации
- Тест на оценку уровня конфликтности личности
- Практическое занятие 4 Воспитательные системы XX века
- Практическое занятие 5 Конкурс «Знатоки педагогики»
- Словарь
- Библиографический список
- Содержание
- Глава I. Лекции по курсу «педагогика» 6
- 1.1. Теория воспитания. Социальная педагогика 6
- 1.2. Теория обучения (дидактика) 128
- 1.3. Педагогические технологии 202
- Глава II. Семинарские и практические занятия
- 2.1. Теория воспитания 234
- 2.2. Теория обучения (дидактика) 250
- 2.3. Педагогические технологии 256
- Глава III. Организация самостоятельной
- Педагогика
- 454080, Г. Челябинск, пр. В.И. Ленина, 69
- 454080, Г. Челябинск, пр. В.И. Ленина, 69