Лекция 13 Школьное самоуправление: вчера, сегодня, завтра
«Самодеятельность – очень острое оружие:
деятельность, совершаемая по внутреннему побуждению,
обязательно отражается в чертах личности»
/Т.Е. Конникова/
Цель – сформировать у студентов представления о возможных вариантах организации самоуправления в классе, школе
План лекции
1. Понятие «самоуправление», «школьное самоуправление».
2. Самоуправление и российская школа.
3. Правовые основы организации школьного самоуправления.
3. Модель школьного самоуправления.
Основные понятия: самоуправление, школьное самоуправление.
Понятие «самоуправление», «школьное самоуправление»
Составители «Педагогического энциклопедического словаря» [347] определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Н.К. Крупская трактовала самоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы [25] В.М. Коротов [22] рассматривает самоуправление, как метод организации воспитательного коллектива, а уральский ученый И.А. Филиппова о том, что «самоуправление создается для участия детей в управлении и руководстве делами своего коллектива; предполагает создание системы органов управления, четкого определения функций каждого органа, прав и обязанностей каждого члена коллектива: детей и взрослых; в самоуправлении должно найтись дело для каждого, причем дела эти не выдумываются, а вытекают из нужд коллектива и интересов детей; позиция взрослых – требовательность, доверие и уважение к каждой личности, независимо от возраста и положения в коллективе» [65, c. 120 – 121].
Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как самостоятельные или осуществляемые совместно с родителями, педагогами действия школьников по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классном коллективе, направленные на создание благоприятных условий для их общения и развития.
Самоуправление в школе находится в непрерывном развитии. Самоуправление – непременный признак коллектива. Чем совершеннее самоуправление, тем совершенней коллектив Самоуправление – это зона разнообразных социальных отношений. Включая детей в разнообразные отношения взаимозависимости, самоуправление формирует особую атмосферу в классе, в школе, реализует идею «защищенности» каждого. Истинное детское самоуправление – это организация гуманистических, полноправных человеческих отношений подростков друг с другом в различных видах и формах совместной деятельности, когда каждый испытывает в коллективе защищенность, духовный комфорт.
Через различные виды совместной деятельности вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В сообществе сверстников, где взаимодействие строится на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток вырабатывает необходимые взрослому коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. Сознание групповой принадлежности, солидарности дает подростку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия, устойчивости, формирует чувство ответственности за себя, других. Задача демократического самоуправления – найти механизм и организаторской, и творческой работы для всех, начиная с возникновения замыслов, планирования деятельности и кончая подведением итогов.
Целевые ориентиры самоуправления:
1) содействовать развитию ребенка;
2) организовать эффективное функционирование учебной группы;
3) формировать у учащихся готовность и способность выполнять систему социальных ролей человека.
Итак, самоуправление необходимо не ради тренировки организатора, но и дающее образ демократической жизни, развивающее гражданское достоинство и ценностные представления воспитанников.
- Н.Н. Тулькибаева, з.М. Большакова, г.Я. Гревцева
- Введение
- Глава I. Лекции по разделу курса «педагогика»
- 1.1. Теория воспитания. Социальная педагогика Лекция 1 Сущность процесса воспитания. Основные понятия
- 1. Определение понятия «воспитание» и его роль в формировании личности
- 2. Движущие силы воспитания как педагогического явления
- 3. Основные признаки процесса воспитания
- 4. Предпосылки определения мредпосылки определения 00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000олодежной политики российского государства
- Лекция 2 Закономерности и принципы воспитания
- Закономерности воспитания
- Основные закономерности и постулаты воспитания
- Законы воспитания
- Определение принципа воспитания и основания для классификации создания принципов. Принципы воспитания
- 5. Система принципов
- Лекция 3 Содержание воспитательного процесса
- Основные понятия теории воспитания
- 2. Содержательные блоки воспитательного процесса
- 2. Систематизация содержания воспитания
- Построение содержания общеобразовательной школы на основании компонентов базовой культуры
- Лекция 4 Методы и средства воспитания
- 1. Понятие метода воспитания
- 2. Классификация методов воспитания
- 3. Основные средства воспитания
- Лекция 5 Формы организации воспитательного процесса
- Понятие о форме организации воспитательного процесса
- Многообразие форм воспитательной работы
- 3. Алгоритм подготовки и проведения любой формы воспитательной работы
- Основополагающие идеи и приемы конструирования творческих форм воспитательной работы
- Клятва учителя
- Лекция 6 Воспитательные модели, концепции и теории
- Базовые модели воспитания и их парадигмальное представление
- Педагогика авторитета
- 3. Парадигма педагогики манипуляции воспитания
- Авторские педагогические манипуляции воспитания
- Другие возможные подходы к выделению воспитательных моделей
- Лекция 7 Совокупность педагогических парадигм в современной теории и практике воспитания
- Определение парадигмы
- Основные педагогические парадигмы XXI века
- Когнитивно-информационная парадигма
- 4. Личностная парадигма
- Культурологическая парадигма
- Компетентностная парадигма
- Соотношение парадигм
- Основные принципы гармонизации образовательных парадигм
- Лекция 8 Национальное своеобразие воспитания
- Теоретические основы организации процесса воспитания с учетом национального фактора
- Учет национальных и региональных традиций в процессе воспитания
- Формирование культуры межнационального и межэтнического общения
- Лекция 9 Воспитание толерантности у школьников
- Понятие «толерантность»
- 2. Принципы воспитания толерантности
- Содержание воспитания толерантности
- Лекция 10 Гражданское воспитание как фактор социализации школьников
- 1. Генезис проблемы гражданского воспитания школьников
- Культурно-исторические предпосылки становления проблемы гражданского воспитания
- 3. Современное состояние проблемы гражданского воспитания как фактора социализации школьников
- Лекция 11 Возможная концепция гражданского воспитания школьников
- Лекция 12 Система гражданского воспитания школьников
- Основные компоненты системы гражданского воспитания школьников
- 2. Педагогические условия реализации системы гражданского воспитания школьников
- Лекция 13 Школьное самоуправление: вчера, сегодня, завтра
- 2. Самоуправление и российская школа
- 3. Модели школьного ученического самоуправления
- Лекция 14 Социальная педагогика
- 1. Понятие социализации
- 2. Факторы социализации
- Педагогическая структура процесса социализации
- Социальный опыт ребенка как основа его социализации
- 1.2. Теория обучения
- Обучение как дидактический процесс
- Функции процесса обучения
- Методологические основы обучения
- Лекция 2 Законы, закономерности и принципы обучения
- Понятие закона, закономерности и принципа обучения
- Обзор основных законов и закономерностей обучения
- Принципы и правила обучения
- 4. Взаимосвязь принципов обучения
- Лекция 3. Содержание образования
- Понятие и сущность содержания образования
- 2. Основные теории формирования содержания образования
- 3. Государственный образовательный стандарт
- Учебные планы, программы, учебники и учебные пособия
- Лекция 4 Методы и средства обучения
- Понятие и сущность метода, приема и правила обучения
- 2. Классификация методов обучения
- Средства обучения
- 4. Выбор методов и средств обучения
- Лекция 5 Формы обучения
- Понятие формы обучения
- Становление и совершенствование форм обучения
- Формы организации учебного процесса
- 4. Виды обучения
- Лекция 6 Диагностика и контроль в обучении
- Диагностика качества обучения
- Виды, формы и методы контроля
- Оценка и учет результатов учебной деятельности
- 4. Ошибки оценивания
- 1.3. Педагогические технологии
- Лекция 1
- Педагогические технологии: признаки,
- Особенности, классификация и содержание
- Понятие «педагогическая технология», ее признаки и структура
- Классификация педагогических технологий
- Лекция 2 Технология развития критического мышления через чтение и письмо
- Критическое мышление. Признаки и характеристика
- 2. Базовая технологическая модель развития критического мышления через чтение и письмо
- 3. Дидактический цикл л.Я. Зориной
- Лекция 3 Потенциал педагогической мастерской как средства самообразования
- 1. Понятие «педагогическая мастерская»
- Основные этапы, особенности технологии педагогической мастерской
- Педагогическая технология и педагогическое мастерство
- Лекция 4 Технология разработки и реализации социальных проектов
- Метод проектов в мировой педагогике
- 1. Социальный проект. Социальное проектирование
- 3. Выполнение проектной работы
- Глава II. Семинарские и практические занятия
- 2.1. Теория воспитания Семинар 1 Общие методы воспитания
- Семинар 2 Современные воспитательные системы школы
- Семинар 3 Коллектив как объект и субъект воспитания
- Семинар 4 Функции и основные направления воспитательной работы классного руководителя в условиях современной школы
- Семинар 5 Воспитание базовой культуры личности
- Семинар 6 Организационные формы и средства воспитания
- Семинар 7 Национальное своеобразие воспитания
- Семинар 8 Толерантность, ненасилие, миролюбие
- Семинар 9 Семья как фактор воспитания
- 2.2. Теория обучения (дидактика)
- Семинар 1
- Содержание общего образования как средство обучения
- И фактор развития личности учащегося
- Семинар 2. Дифференцированное обучение
- Семинар 3. Методы и средства обучения
- Семинар 4. Формы организации обучения
- Педагогические технологии Практическое занятие 1 Моделирование школьного самоуправления
- Практическое занятие 2 Портфель («портфолио») будущего учителя
- Практическое занятие 3 Моделирование и диагностирование воспитательной работы учителя
- Игровое взаимодействие
- Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации
- Тест на оценку уровня конфликтности личности
- Практическое занятие 4 Воспитательные системы XX века
- Практическое занятие 5 Конкурс «Знатоки педагогики»
- Словарь
- Библиографический список
- Содержание
- Глава I. Лекции по курсу «педагогика» 6
- 1.1. Теория воспитания. Социальная педагогика 6
- 1.2. Теория обучения (дидактика) 128
- 1.3. Педагогические технологии 202
- Глава II. Семинарские и практические занятия
- 2.1. Теория воспитания 234
- 2.2. Теория обучения (дидактика) 250
- 2.3. Педагогические технологии 256
- Глава III. Организация самостоятельной
- Педагогика
- 454080, Г. Челябинск, пр. В.И. Ленина, 69
- 454080, Г. Челябинск, пр. В.И. Ленина, 69