logo
Подготовка к госам / ответы_наши / ответы_наши

54. Возраст как основная категория психологии развития и современные интерпретации возрастного подхода в обучении.

Возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития (Л.С. Выготский).

Возраст – это не столько факт прожитых лет, не столько ступень созревания, сколько социальный статус, социальная деятельность.

Таким образом, возраст не столько биологическая, сколько социальная категория (И.С. Кон).

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);

2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);

3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается:

а) умственный возраст

Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный "общий интеллектуальный показатель". Психолог вычисляет IQ - интеллектуальный коэффициент:

умственный возраст x 100%

IQ = хронологический возраст

б) социальная зрелость - SQ - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает)

в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.

В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

2. Основные группы периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии

Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии. Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:

I. Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с сами процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.

II. Для второй группы характерно построены на основе одного, произвольно выбранного автором, внутреннего критерия.

1) Зигмунд Фрейд

2) Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.

3) Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека/

Э. Эриксон. Периодизация личностного развития

3. Периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина

III Группа периодизаций выделяет периоды на основе существенных критериев, признаков.

1) В.И. Слободчиков

2) Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина. В них используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Понятие "ведущая деятельность" было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.

Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.