logo
Подготовка к госам / ответы_наши / ответы_наши

26.Психолого-педагогические и методические основы современных технологий воспитания. Особенности их реализации в системе профессионального обучения.

Развивающие и воспитывающие возможности деятельности значительно возрастают, если она специально организуется как коллективная и творческая, если она направлена на удовлетворение потребностей общества и в то же время учитывает интересы и потребности воспитанников (И.П. Иванов).

Анализ, прогноз и проект - неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее предметно-содержательного наполнения и временных ограничений. Продуктивность решения стратегических, тактических и оперативных задач в равной мере обусловливается качеством технологии конструирования вне зависимости от того, был ли проект как ее результат заранее зафиксирован на бумаге в форме плана (плана-конспекта, конспекта) или нет.

Логическим итогом технологии конструирования воспитательного процесса является материализация проекта педагогической деятельности в виде плана, плана-конспекта или сценария в зависимости от опытности педагога. При этом важно отметить, что при составлении планов организации воспитательной деятельности школьников, учитель имеет возможность обращаться к имеющимся рекомендациям.

Поскольку основной формой функционирования педагогического процесса является коллектив, то технология воспитательного мероприятия может рассматриваться в контексте общей технологии организации коллективной творческой деятельности.

Технология коллективного творческого воспитания - это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Если мы хотим, чтобы многообразная школьная жизнь действительно стала важнейшим воспитывающим фактором, силами педагогов должны систематически приниматься меры, в том числе превентивные, упреждающие (отсюда - мероприятие), корректирующие и направляющие течение педагогического процесса. Цель любого мероприятия с позиций педагогов - формирование того или иного отношения личности (к труду, обществу, учению и т.п.).

В технологии коллективного творческого воспитания такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и "огоньки", коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного, являются основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий педагогов и воспитанников. Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий. Первые три (предварительная работа воспитателей, коллективное планирование КТД и коллективная подготовка КТД) рассмотрены в предыдущей теме "Технология конструирования педагогического процесса".

Подготовка мероприятия (КТД) предполагает на своем завершающем этапе строгое распределение ролей на период его осуществления (кто за что отвечает, что делает каждый), определение места и времени его проведения. Само же проведение мероприятия связано уже с четвертой стадией. Она предполагает, в свою очередь, три этапа: начало, основную часть и окончание.

Начало мероприятия как организационный момент (по аналогии с уроком) должно вызвать определенный психологический настрой воспитанников. В качестве средств здесь могут выступать песня, вступительное слово педагога или ведущего, музыка и др.

Основная часть мероприятия отдается осуществлению запланированной предметной деятельности, объем которой должен соответствовать возрасту воспитанников и поставленным задачам. Применительно к этой части не может быть никаких других регламентаций и ограничений.

Окончание, так же как и начало мероприятия, - обязательный этап в его проведении. Здесь могут использоваться те же средства. Главное, чтобы они упрочили вызванное основной частью чувство удовлетворенности фактом причастности к коллективу, а также личностной значимости переживаний.

Пятая стадия технологии коллективного творческого воспитания - коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общее собрание коллектива или специальный сбор-"огонек", посвященный результатам данного дела. Во многих случаях после проведения мероприятия достаточно простого обмена мнениями: что получилось, а что не совсем, что учесть на будущее.

Технология коллективного творческого воспитания не завершается подведением итогов. На шестой стадии, тесно сливающейся по времени и содержанию с предыдущей, определяются ближайшие перспективы КТД, выполняются те решения, которые были приняты на общем собрании, вносятся изменения в чередующиеся творческие поручения микрогруппам и отдельным учащимся, задумывается и подготавливается новое коллективное творческое дело.

Технологию коллективной творческой деятельности, в которой аккумулирована технология коллективного требования к личности, нельзя абсолютизировать, тем более уповать на нее как на универсальное средство, когда коллектив еще не сформирован. Если большие мероприятия могут быть 3 - 4 раза в году, то ежедневно педагог проводит те или иные малые мероприятия, решает множество более или менее сложных педагогических задач, выражая в той или иной форме требования общества к личности.

Воспитательная технология Щурковой Н.Е.

Первый принцип (ценностных ориентаций) требует от педагога- воспитателя наполнения взаимодействия с детьми ценностным содержанием. В большинстве школ края организована методдеятельность по разработке "модели выпускника", "правил чести школьника", "кодекса нравственности" и других форм, ориентирующих на высшие ценности общечеловеческой культуры: человек, труд, жизнь, познание, природа, общение и т.д.

Второй принцип (субъективности) направляет внимание педагога на пробуждение и инициирование в ребенке способности быть субъектом собственных действий, поведения, своей жизни. Это требует умения вести диалог, выводить на диалог, выстраивать "диалог» детей с миром и культурой... , развивать диалог с самим собой, чтобы, в итоге, ребенок вырастал субъектом, вполне осознающим себя в этом мире и могущим производить свободный выбор, за который может нести ответственность, только в диалоге и через диалог формируется жизненная позиция, осознание связи своего "Я" с миром" - это утверждение Н.Е. Щурковой. разработанные ею студийные занятия и новые технологии воспитания.

Третий принцип (данности) определяет такое отношение к ребенку. когда его принимают как безусловную ценность, уважительно относясь к истории его жизни, развития, специфике личностного становления. Это особенно важно, если исходить из того, что воспитание - целенаправленный процесс управления развитием личности. Очевидна необходимость тонкого прикосновения к индивидуальности, проведения границы между чертами характера и действиями, вызванными различными обстоятельствами. Чтобы не стереть уникальные черты, неповторимость проявлений, но не дать возможность перейти границы разумного отношения к ребенку, за которыми - своеволие, анархия, вседозволенность, нужны специальные знания, умения, навыки в работе. Вот почему так необходима сегодня психологизация образования, введение не только должности практического психолога в каждую школу, но и социального педагога, валеолога, узких специалистов по вопросам воспитания. Эти вопросы находятся в стадии решения, идет подготовка специалистов в вузах края, действует целая сеть курсовой подготовки и переподготовки кадров в системе непрерывного образования.

Технология индивидуального рефлексивного воспитания, описанная Н.П.Капустиным, позволяет таким образом организовать совместную деятельность участников учебно-воспитательного процесса, в ходе которой происходит актуализация накопившихся проблем, осмысление собственных неудач и ошибок, осознание ответственности за принимаемые решения, разрабатываются стратегии поведения на будущее. Для технологии и методики индивидуального воспитания используется форма ситуационного классного часа. Ситуационный классный час конструируется с использованием следующих технологических компонентов:

  1. Цель (классный руководитель сообщает тему и цель).

  2. Информация (сообщает учитель или лидер класса).

  3. «Я-позиция» (выявляется причина «Я-позиции», учащиеся по кругу отвечают на вопросы).

  4. «Я-позиция» и общественно значимая норма (работа в группах).

  5. Проведение дискуссии (группы и отдельные учащиеся высказывают свои мнения, точки зрения, позицию).

  6. Рефлексия (дети отвечают по кругу).

  7. Свободный выбор (советы классного руководителя учащимся).

  8. Мотивация (заключается в поддержке вниманием, помощью, заботой тех учащихся, которые на классном часе приняли решение исправить что-то в своём поведении).

  9. Мониторинг (наблюдение, отслеживание изменений в поведении детей).

Основу технологии составляет структура развивающего метода, поэтому проведение «круглых столов», дискуссий, диспутов, мозгового штурма является неотъемлемой частью данной методики. По мнению У. Глассера, проведение дискуссий по важным и актуальным для учащихся проблемам на классных собраниях способно изменить поведение целой группы детей. Отсутствие наказаний, «чтения нотаций» даёт вести захватывающий диалог и служит почвой для более радостных и открытых взаимоотношений между детьми и учителями. Можно предложить следующие темы для проведения ситуационных классных часов: «Я и школа», «Наши отношения в классе», «Об опозданиях и пропусках занятий», «Листая свой школьный дневник …», «Я попал в конфликтную ситуацию», « Как достичь взаимопонимания?» и др.