logo
Подготовка к госам / ответы_наши / ответы_наши

40.Психологическая характеристика конфликта. Типичные конфликты в процессе обучения, способы их профилактики и разрешения.

Исследователи рассматривают конфликт как столкновение, противодействие, противоречие, вид общения, ситуационную несовместимость, ситуацию ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. С социально-психологической точки зрения, это вид общения, в основе которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные и в различной мере осознанные противоречия в целях общающихся личностей при попытках их разрешения на фоне эмоциональных состояний (Н.В. Гришина, В.И.Некрасов, Н.И.Леонов и др.) [12].

Конфликты – наличие противоречия, разногласие интересов, потребностей и целей, нарушающее нормальное взаимодействие людей, препятствующее достижению их целей, приводящее к противоборству.

Конфликт - это противодействующее состязание двух или более сторон с разнонаправленными интересами[1].

Конфликты возникают в результате столкновения противоречивых тенденций деятельности отдельных людей, групп, социальных структур и проявляются в форме борьбы за извлечение различных выгод.

Структуру конфликта образуют следующие характеристики:

  1. участники или стороны конфликта

  2. количество участников и масштаб распространения

  3. предмет конфликта

  4. представление участников о самих себе и противостоящих сторонах.

Конфликты выполняют разнообразные функции:

  1. Разрушительная (деструктивная) проявляется в негативных последствиях конфликта (неприязнь, эмоциональная напряженность, психологические травмы и постоянные последствия).

  2. Созидательная функция (конструктивная) заключается в преодолении трудностей и кризисов.

  3. Диагностическая, она связана с пониманием причин возникших противоборств.

Динамика конфликта включает в себя следующие стадии:

I. Предконфликтная ситуация характеризуется натянутостью отношений и официальным тоном.

II. Конфликтное взаимодействие:

1 вар. Выход из конфликта

2 вар. Вхождение конфликта

3 вар. Борьба до победного конца[1]

III. Разрешение конфликта

Наиболее распространенным является внутри личностные межличностные отношения конфликты между личностью и группой.

Внутриличностный может возникнуть при низкой удовлетворенности собой, неуверенности в себе вследствие чего у человека возникает стресс.

Межличностныйсамый распространенный тип, когда люди с разными чертами характера, взглядами и ценностями и иногда просто не в состоянии ладить друг с другом.

Конфликт между личностью и группойможет возникнуть, если личность займет позицию отличную от позиции группы.

Факторы, обуславливающие конфликт:

Информация – неполные или неточные факты, слухи, что дезинформирует партнеров по общению.

Ценностныйпринципы, которые мы провозглашаем и отвергаем. Это общегрупповые личностные системы убеждений, мировоззрение и поведение людей.

Отношений – связаны чувством удовлетворения от взаимодействия или его отсутствие.

Поведенческий неизбежно ведет к конфликту, если ущемляется интерес, подрывается самооценка и возникает угроза безопасности (финансовой, физической, социальной)[19].

Методы разрешения конфликта:

I. Структурные:

Разъяснение требований к работе

  1. Координационные (иерархия полномочий, упорядочивание взаимодействия людей, принятие решений и информирование внутри организации).

  2. Направление усилий всех участников на достижение общей цели.

  3. Создание системы вознаграждения

II. Межличностные:

  1. Уклонение (избегание конфликта)

  2. Сглаживание (приспособление)

  3. Компромисс

  4. Сотрудничество

Уклонение – реакция на конфликт выражающаяся в игнорировании и фактическом отрицании конфликта. Цель обвиняемой стороны отложить решение конфликта.

Сглаживание – удовлетворение интересов другой стороны через приспособление. Здесь действует принцип «чтоб ты выиграл, я должен проиграть».

Конкуренция – может привести к доминированию и в конечном итоге уничтожению одного партнера другим, девиз « чтоб я победил ты должен проиграть».

Компромисс – открытое обсуждение мнений и позиций, которые направлены на поиск решений наиболее удобного и приемлимого для обеих сторон.

Сотрудничество – форма разрешения конфликта при которых удовлетворение интересов обоих сторон более важно, чем решение самого вопроса[19].

Таким образом, преодоление различными средствами и успех его разрешения зависит от характера противоборства, степенью его занятости, стратегии и тактики конфликтных сторон:

  1. Если важна цель и отношение – конкуренция;

  2. Если ни цель, ни отношения не особо важны – уклонение;

  3. Когда важна цель, а взаимоотношение имеет меньшее значение наилучший выход – конкуренция;

4. Когда важны отношения – сглаживание.

Поведение людей в конфликтах не одинаково, одни чаще уступают, отказываясь от своих намерений и желаний, другие жестко отстаивают свое. Доктор психологических наук Абазов Н. выделяет 3 типа поведения людей в конфликтах «практик», «собеседник», «мыслитель».

Практикдействует под лозунгом «лучшая защита - нападение», самое важное для него, преобразование среды и различных действий. При решении проблем возникающих в системе, «руководитель - подчиненный» конфликт будет неизбежен, если их отношения определены официальностью.

Собеседник – самое важное для него – общение с людьми, они поверхностны в отношениях, круг знакомых и друзей очень велик. Собеседник не способен на длительное противостояние в конфликте, они умеют так разрешить конфликт, чтобы как можно меньше затронуть глубинные чувства человека. Собеседник более открыт для принятия мнения другого человека.

Мыслитель – им свойственна позиция – «пусть он думает, что он победит», В конфликте он выстаивает сложную систему доказательств своей правоты и неправоты своего оппонента. Он хорошо продумывает логику своего поведения, более осторожен в деталях. Хотя менее чувствителен, чем собеседник. В общении мыслители придерживаются дистанции, поэтому реже попадают в конфликтные ситуации[1].

В современном обществе конфликты, возникающие у подростков, связывают с возрастной спецификой. Это и изменение объективного положения подростка в жизни, и обновление его мотивационно-ориентационной сферы, и противоречие между возвышением его потребностей и ограниченностью средств их удовлетворения, и утверждение своего «Я».

Подростковый возраст является этапом развития личности, подразумевающим как личностные, так и социальные изменения. Внутриличностные конфликты подросткового возраста связаны прежде всего с особенностями развития самосознания в этот период. Приблизительно в 12 лет внимание ребенка начинает обращаться к собственной личности. Но разобраться в себе сразу и до конца может не каждый взрослый, а подросток только учится рефлексии. Результат самоанализа фиксируется в самооценке, которая проходит резкие перепады в зависимости от роста или падения объективности. Неадекватно завышенная самооценка может привести к внутриличностному конфликту в связи с неспособностью реализовать завышенные притязания и требования к себе. Неадекватно заниженная самооценка может привести к внутриличностному конфликту в связи с неуверенностью в себе, в своих силах и возможностях, а значит недовольство собой. Важна также оценка своих качеств с точки зрения взрослости, в которую вступает подросток. Соотнесение себя с "эталоном взрослости" также может привести к внутриличностному конфликту, если на данный момент подросток находит слишком много несоответствий. Таким образом, подвижность «Я-концепции» индивида в подростковом возрасте имеет тенденции вызывать внутриличностные конфликты. Выход из внутриличностного конфликта может иметь форму аутоагресии или агрессии, направленной вовне, что может стать причиной межличностных конфликтов, а иногда и девиантного поведения[11].

Внутриличностные конфликты могут являться одной из причин возникновения межличностных конфликтов, они могут являться внутренней позицией субъекта конфликта. Так, например, за внешне агрессивной позицией подростка может стоять потребность в признании, в уважении, необходимость поддержания значимости своего Я, неосознаваемая им самим. Одновременно завышенные требования подростка на восприятие себя окружающими очень часто встречается с заниженной оценкой возможностей подростка со стороны взрослых. В современном обществе дети и взрослые представляют две разные группы и имеют разные обязанности права и привилегии. Причем многие нормы фиксируют несамостоятельность ребенка, его подчиненное положение.

Появление у подростка «чувства взрослости», возникающее вследствие физического и психического созревания, открывает возможность претендовать на новые права и привилегии, причем чаще всего он не готов принимать на себя и обязанности взрослых. Подросток одновременно старается походить на взрослых внешностью, поведением и в то же время он противопоставляет себя как самостоятельную личность, имеющую равные со взрослыми права. Такие претензии подростка встречаются с нежеланием, неготовностью взрослого оставить свое доминирующее положение и воспринимать подростка как равного. В семьях родители чаще всего не могут изменить стиль воспитания ребенка, в школе подросток имеет более низкий, как это часто воспринимают учителя, статус ученика. Такие несовпадения притязаний, неприемлемость старого стиля взаимодействия и несовместимые потребности приводят к возникновению межличностных конфликтов[11].

в подростковом возрасте встречаются часто, и от способа разрешения некоторых конфликтных ситуаций может зависеть изменение статуса ребенка среди сверстников, его взаимоотношения с родителями, педагогами и администрацией школы. Негативный опыт разрешения школьных конфликтов способствует снижению самооценки, учебной мотивации и др.

В первую очередь, когда происходит конфликт, подростки обращаются к тому, кому они доверяют более всего - к друзьям. Но друзья не всегда могут оказать такую помощь, которая бы привела к успешному разрешению конфликта.

Еще подростки могут обратиться за помощью к психологам, учителям, родителям – взрослым. Но для подростка значимым другим является его сверстник – подросток. Если подросток умеет разрешать конфликты мирным путем, то это будет являться наилучшим вариантом в ситуации конфликта.

Основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

1. Повышение педагогической культуры родителей, позво­ляющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

2. Организация семьи на коллективных началах. Общие пер­спективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаи­мопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.

4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

Этапы работы по психологической коррекции родительско-детских отношений

Этапы

Родители

Психолог

1

Изложение сути проблемы со своей точки зрения; эмоциональное реагирование на проблему

Активное слушание, создание безоценочной, безопасной среды. Формирование гипотезы. Работа по усилению чувств, сопереживание.

2.

Осмысление ситуации, принятие ответственности, видение проблемы с точки зрения ребенка, готовность к изменению себя.

Перевод проблемы с ребенка на мать, анализ чувств, мыслей, отношений. Проверка гипотезы. Моделирование ситуаций, способствующих пониманию внутренних мотивов. Снижение фрустрации.

3.

Нахождение выхода из проблемы, принятие решений.

«Заземление», переход от работы с чувствами на работу по планированию действий. Усиление энергии созидания и любви.

4.

Перспективы, планы на будущее.

Информирование, снятие эмоционального напряжения.