logo
Подготовка к госам / ответы_наши / ответы_наши

56. Познавательные ресурсы личности в юношеском возрасте. Развитие умственных способностей в процессе обучения экономике.

Юношеский возраст - этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных ре­шений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.

1. Важнейший психологический процесс юношеского воз­раста - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

1) открытие своего внутреннего мира - юноша начинает вос­принимать свои эмоции не как производные от внешних со­бытий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чув­ство одиночества («Другие люди меня не понимают, я одинок»);

2) появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неиз­бежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Постепенно из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, но часто недосягаемого образца начинают вырисовываться несколько более или менее реа­листичных планов деятельности, между которыми предсто­ит выбирать. Жизненный план охватывает всю сферу лич­ного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уро­вень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработ­ка жизненного плана - важный элемент самосознания;

3) формируется целостное представление о самом себе, отно­шение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются че­ловеком особенности его тела, внешности, привлекательно­сти, а затем уже морально-психологические, интеллектуаль­ные, волевые качества. Юношеские самооценки часто быва­ют противоречивы («Я в своем представлении - гений плюс ничтожество»). На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, учета мнений других людей о сёбе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и спо­собностей у юноши формируется самоуважение - обобщен­ное отношение к себе;

4) происходит осознание и формируется отношение к за­рождающейся сексуальной чувственности.

2. Формируется самосознание – представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств.

3. Возрастает волевая регуляция.

4. Возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление.

Ведущая деятельность:

У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях – одна из самых характерных черт современного старшеклассника.

В юношеском возрасте появляется усиленный интерес к этическим проблемам. Первая любовь не только вносит сильные переживания в жизнь молодых людей, но и заставляет практически решать многие непростые вопросы. Некоторые педагоги считают, что именно характер разрешения этических ситуаций служит критерием морального развития личности. Именно эта деятельность и является ведущей в данном возрасте.

Воз­растают требования к интеллекту юноши, которые одновременно предъявляются и его сверстниками, и взрослыми людьми. Учи­теля и родители начинают переходить на новый стиль общения с подростками, больше, апеллируя к их разуму и логике, чем к чувствам, и рассчитывая, в свою очередь, на аналогичное от­ветное обращение.

В подростковом и юношеском возрасте активно идет про­цесс познавательного развития. В это время оно происходит в основном в формах, мало заметные как для самого ребенка, так и для внешнего наблюдателя. Науке до сих пор далеко не все известно о том, что происходит с сознанием детей в средних и старших классах школы, как в эти годы меняются восприятие, внимание и воображение детей. Вместе с тем за совершенство­ванием таких познавательных процессов, как память, речь и мышление, наблюдать легче, и о них можно сказать больше.

Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относитель­но свободно размышляют на нравственные, политические и дру­гие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, пере­ходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важнейшее интеллекту­альное приобретение подросткового возраста - это умение опе­рировать гипотезами.

К старшему школьному возрасту дети усваивают многие на­учные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе реше­ния различных задач. Это означает сформированности у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновре­менно наблюдается интеллектуализация всех остальных позна­вательных процессов.

Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное рас­ширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания ребенка находит свое выражение в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда.. Прежние «детские» мо­тивы, характерные для младшего школьного возраста, теряют свою побудительную силу. На месте их возникают и закрепля­ются новые, «взрослые» мотивы, приводящие к переосмысле­нию содержания, целей и задач деятельности. Те виды деятель­ности, которые прежде выполняли ведущую роль, например игра, начинают себя изживать и отодвигаться на второй план. Возни­кают новые виды деятельности, меняется иерархия старых, на­чинается новая стадия психического развития.

В подростковом возрасте активно совершенствуется само­контроль деятельности, являясь вначале контролем по результату или заданномy образцу, а затем - процессуальным контролем, т.е. способностью выбирать и избирательно контролировать лю­бой момент или шаг в деятельности. Вплоть до юношескогo возраста у многих детей еще отсутствует способность к предва­рительному планированию деятельности, но вместе с тем нали­цо стремление к саморегуляции. Оно, в частности, проявляется в том, что на интересной, интеллектуально захватывающей дея­тельности или на такой работе, которая мотивирована сооб­ражениями престижности, подростки могут длительное время удерживать внимание, быть в состоянии переключать или рас­пределять его между несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп работы.

В подростковом и раннем юношеском возрасте активное раз­витие получает чтение, монологическая и письменная речь. С V по IX классы чтение развивается в направлении от умения читать правильно, бегло и выразительно до способности декламирова­ния наизусть. Монологическая речь преобразуется иначе: от уме­ния пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на за­данную или произвольную тему.

Особую линию в речевом развитии образует та, которая свя­зана с соединением и взаимопроникновением мышления и ре­чи. В V-VI классах эта линия развития проявляется в умении составлять план устного или письменного текста, а в IX-X клас­сах - план речи, выступления и следовать ему.,

Старший школьный возраст характеризуется продолжающим­ся развитием общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и тру­да. В учении формируются общие интеллектуальные способно­сти, особенно понятийное теоретическое мышление. Это про­исходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Значи­тельный прирост предметных знаний создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятель­ности, где эти знания практически необходимы.

Подростковый и ранний юношеский возраст являются доста­точно сензитивными для развития всего этот комплекса разнооб­разныx способностей, и степень практического использования имеющихся здесь возможностей влияет на индивидуальные разли­чия, которые к концу этого возраста, как правило, увеличиваются.

Характерной особенностью юношеского возраста является готовность и способность ко многим различным видам обучения, при­чем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться по­нятиями). Еще одной чертой, которая впервые полностью рас­крывается именно в юношеском возрасте, является склонность к экспериментированию, проявляющаяся, в частности, в нежела­нии все принимать на веру. Подростки обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением все само­стоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности. К началу юношеского возраста такое желание несколько умень­шается, и вместо него появляется больше доверия к чужому опы­ту, основанного на разумном отношении к eгo источнику.

Юношеский возраст отличается повышенной интеллекту­альной активностью, которая стимулируется не только естест­венной возрастной любознательностью подростков, но и желани­ем развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. В этой связи подрост­ки на людях стремятся брать на себя наиболее сложные и пре­стижные задачи, нередко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности. Для них характерна эмоционально-отрицательная аффективная реакция на слиш­ком простые задачи. Такие задачи их не привлекают, и они отказываются их выполнять из-за соображений престижности.

В основе повышенной интеллектуальной и трудовой актив­ности лежат не только указанные выше мотивы. За всем этим можно усмотреть и естественный интерес, повышен­ную любознательность детей данного возраста. Вопросы, кото­рые задает юноша взрослым детям, учителям и родителям, нередко достаточно глубоки и касаются самой сути вещей.

Юноши могут формулировать гипотезы, рассуждать пред­положительно, исследовать и сравнивать между собой различ­ные альтернативы при решении одних и тех же задач. Сфера познавательных, в том числе учебных интересов подростков выходит за пределы школы и приобретает форму познаватель­ной самодеятельности - стремления к поиску и приобретению знаний, к формированию полезных умений и навыков. Подро­стки находят занятия и книги, соответствующие их интересам, способные дать интеллектуальное удовлетворение. Стремление к самообразованию - характерная особенность и подростково­го, и раннего юношеского возраста.

Мышление подростка характеризуется стремлением к широ­ким обобщениям. Одновременно с этими складывается новое от­ношение к учению, особенно в последних классах школы. Ее выпускников привлекают предметы и виды знаний, где они мо­гут лучше узнать себя, проявить самостоятельность, и к таким знаниям у них вырабатывается особенно благоприятное отно­шение. Вместе с теоретическим отношением к миру, предметам и явлениям у подростка и юноши возникает особое познава­тельное отношение к самому себе, выступающее в виде желания и умения анализировать и оценивать собственные поступки, а также способность вставать на точку зрения другого человека, видеть и воспринимать мир с иных позиций, чем свои собст­венные.

Самостоятельность мышления проявляется в независимости выбора способа поведения. Подростки и особенно юноши при­нимают лишь то, что лично им кажется разумным, целесооб­разным и полезным.