logo
Подготовка к госам / ответы_наши / ответы_наши

28.Особенности становления образовательной системы, развития педагогической мысли и педагогической науки в России.

Воспитание и образование в царской России носило церковный и сословный характер. Господство теорий формального образования (классического) и материального (реального) поддерживали сословный характер обучения.

Формальное (классическое) образование: гимназии, Университет (дворянское сословие, гуманитарное обучение).

Материальное (реальное) образование: реальные училища, Институт (различные сословия – естественный цикл наук).

Создание учебных заведений началось после Крещения Руси (988). Первые училища, о которых имеются сведения, - дворцовая школа князя Владимира в Киеве (начало 11 в.) и школа Ярослава Мудрого в Новгороде (1030). Курс обучения в них полностью или частично охватывал семь свободных искусств. Из княжеских школ в списках расходились христианские сочинения, переводы произведений античных и византийских авторов. По образцу этих школ открывались школы в других городах русского государства. Первое женское училище осн. в Киеве княгиней Анной Всеволодовной (1086). В 12- 13 вв. сформировался круг монастырских школ в Смоленске, Владимире, Ростове Великом, Нижнем Новгороде. В начальных школах при обучении грамоте использовался буквослагательный способ; для письма применялись навощённые дощечки; затем ученики переходили к письму на бересте. С 11 в. развивалась учительная литература. В 13-15 вв. значительную роль в развитии культуры сыграли православные монастыри. С 14 вв. оживилась миссионерская деятельность монастырей; были предприняты первые попытки создания на основе старославянского алфавита письменности для народов Р., не знавших графического письма. В 14-15 вв. формирование Русского централизованного государства, территориальным ядром которого стало Московское великое княжество, создало благоприятные условия для развития просвещения, во мн. русских городах открывались приходские школы при храмах и монастырях. Постановления Стоглавого собора (1551) создали систему православного образования; под управлением епархиальных архиереев учреждались школы для подготовки священнослужителей. В организации обучения наметились определённые ступени: начальная (овладение грамотой, чтение Псалтыри и Часослова), профессиональная (чтение Апостола), высшая (чтение Библии и овладение христианской книжной учёностью). Образование приобрело грамматический уклон. Появление книгопечатания в Москве способствовало распространению православной учебной литературы. С середины 17 в. в Москве открылись школы, сходные по программам с западноевропейскими грамматическими школами, подготовившие открытие (1687) эллино-греческой школы (впоследствии Славяно-греко-латинской академии). В 17 в. произошли изменения в начальном образовании: буквослагательный метод обучения грамоте сменился звуковым; расширилась учебная роль букваря; в учебную практику вошли азбуковники. Реформы Петра I положили начало светскому образованию. Прежде всего это выразилось в организации (с 1701) навигацкой, пушкарской, госпитальной, приказной и других школ профессионального типа. Для детей дворян, духовенства, посадских людей создавались цифирные школы. В 1701 введён гражданский шрифт, упростивший обучение грамоте. Центрами научного образования стали Петербургская АН (осн. в 1724) и Московский университет; при них открыты в качестве подготовительных общеобразовательных учебных заведений гимназии. Учреждались кадетские корпуса, учебные заведения для женщин. По инициативе Екатерины II изучались различные варианты организации народного просвещения в странах Европы. В 80-х гг. Ф.И. Янкович де Мириево и группа русских педагогов разработали общие принципы создания системы народного просвещения. В её основу был положен австрийский образец, приспособленный к условиям Р. В 1786 был утверждён "Устав народных училищ", согласно которому организовывалась сеть начальных школ - малых народных училищ и главных народных училищ. Первая фундаментальная реформа просвещения в Р. была подготовлена в начале 19 в. ближайшим окружением Александра I (М.М. Сперанский, В.Н. Каразин и др.) как часть общих преобразований в стране. Создавалась иерархическая школьная система, распределённая по учебным округам (руководящая роль отводилась университетам), а на общегосударственном уровне - подчинённая Министерству народного просвещения. Предусматривалось 3 типа общеобразовательных школ - приходские школы, уездные училища и гимназии. Формально система считалась бессословной, но лишь первые 2 типа школ были бессословными для населения. Из ведения МНП исключались учебные заведения Святейшего. Синода, Ведомства учреждений императрицы Марии, военного министерства и др. Особую категорию привилегированных учебных заведений составляли лицеи. По "Уставу гимназий" (1828) учебным заведениям каждого типа предлагалось давать законченное образование; вместе с тем за низшими учебными заведениями сохранялась функция подготовительных к вышестоящим. Приоритет был отдан классическому образованию. Устав предусматривал открытие и частных учебных заведений. В 1829 утверждено "Положение о закавказских училищах", в соответствии с которым создавались гимназии с преподаванием армянского, грузинского, азербайджанского языков (вместо древних), а также уездные училища с особой программой. Переломным моментом в истории рос. школы была реформа 60-х гг. 19 в. По "Положению о начальных народных училищах" (1864) цель начального образования определялась как "утверждение в народе религиозных и нравственных понятий и распространение первоначальных полезных знаний". Начальные школы объявлялись общедоступными и бессословными. Поощрялась частная и земская инициатива в открытии учебных заведений, что способствовало развитию женского, внешкольного и других направлений образования. Гимназии разделялись на классические и реальные; провозглашалась общедоступность гимназий для всех лиц, выдержавших приёмные испытания, но фактически этот принцип полностью не соблюдался. Во 2-й половине 60-х гг. реформы подверглись ревизии. Учебные планы и объём изучения школьных предметов были унифицированы. Вместо реальных гимназий с 1872 учреждались реальные училища. Началось преобразование уездных училищ в двухклассные начальные училища и городские училища. Значительная роль в расширении начальных школ принадлежала земствам (см. Земства и просвещение) и православным общинам, открывавшим с 1881 церковно-приходские школы. Идейную основу контрреформ составляла доктрина охранительного просвещения, базировавшаяся на просветительской идее опережающего развития образования. В отечественной педагогике наиболее ярко её выразил Н.И. Пирогов. Официальная правительственная политика в области просвещения преследовала цель не столько управления самой школой, сколько управления обществом через школу. Осн. педагогической задачей считалось воспитание молодого поколения невосприимчивым к идеологии, расходившейся с официальной. В результате столкновения реформаторских и контрреформаторских тенденций в развитии школьного дела в начале 20 в. отечественная педагогика обладала не только богатейшим научным потенциалом, но и развёрнутой программой социально-педагогических преобразований. Наиболее полно она представлена в работах В.И. Чарнолуского. Осн. идеи: демократизация общественного строя; демонополизация и децентрализация образования; широкое привлечение общественности и родителей к педагогической деятельности школы и управлению образованием; предоставление местному самоуправлению полномочий в школьном деле, а самой школе - автономии; отделение школы от церкви и др. На базе этих идей создавались многочисленные варианты образовательных реформ. Наиболее полно реформы были разработаны под руководством П.Н. Игнатьева. В конце 1917 началась национализация всех типов учебных заведений. Было утверждено "Положение об единой т Постановлениями ЦК ВКП(б) и СНК СССР "О структуре начальной и средней школы" (1934) установлено 3 типа общеобразовательной школы: начальная, неполная средняя и средняя. В первые годы Великой Отечественной войны в ряде восточных областей были открыты школы-интернаты для детей, во мн. городах возникли группы продлённого дня. С 1944/45 учебного года установлено обязательное обучение детей с 7-летнего возраста; с 1944 начали создаваться школы рабочей и сельской молодёжи. По Закону "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР" (1958) вводилось обязательное 8-летнее образование детей и подростков от 7 до 15-16 лет. Школьная реформа 1984 не только не устранила, но и обострила кризис школы. Во 2-й половине 80-х гг. началась разработка новой образовательной политики, ориентированной на создание необходимых условий для развития личности; совершенствования системы образования. В 1992 принят Закон РФ об образовании. Федеральные законы в области образования разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации. В Р. устанавливаются государственные образовательные стандарты.

Письменные произведения на темы воспитания создавались с 11 в.: "Поучение Владимира Мономаха" и др. Воспитательные идеалы Древней Руси запечатлены учительной литературой. В школах Московского государства (16 в.) доминировала византийская учёная традиция. Максим Грек сформулировал идею сочетания в православном образовании "внутренних" (духовных) и "внешних" (светских) наук. С 17 в. использовались достижения западнорусской учёности и опыт Львовской и других братских школ в организации образования (см. также Средние века). С началом реформ Петра I расширились представления об образовании: учебные заведения стали готовить государственных служащих, специалистов в различных отраслях знания. В середине 18 в. произведения В.Н. Татищева и М.В. Ломоносова положили начало рос. светской педагогической литературе. Для её становления важное значение имела деятельность Московского университета. Здесь был составлен первый русский труд по общей методике "Способ учения" (1771). С типографией университета связана просветительская деятельность Н.И. Новикова. Руководства И.И. Бецкого (1764) и Янковича де Мириево (1783) подробно описывали обязанности учителей, методику преподавания и пр. Уставы начала 19 в. рассматривали должность учителя как государственную службу и регламентировали её. С середины 20-х гг. 19 в. формировалась педагогика "официальной народности", идеологом которой стал С.С. Уваров. Труды Ив.Ф. Богдановича, А.П. Куницына утверждали приоритет православной ориентации педагогической теории. Курс педагогики, включённый в программы профессионального образования, преследовал цели сугубо практического обучения "правилам и способам преподавания". Попытку создать рос. теоретический курс с опорой на немецкие источники предпринял А.Г. Ободовский: с 30-х гг. 19 в. в России оформились разделение педагогики на общую (осн. законы и направления воспитания) и частную (семейную, общественную и др.); трактовка воспитания в широком и узком смыслах. Е.О. Гугель в начале 40-х гг. преподавал курс педагогических дисциплин на основе антропологии и психологии. П.Г. Редкин подчёркивал особое положение педагогики в системе знаний как науки "опытной" и одновременно философской. Осмысление "народного воспитания" составило значительную часть журнальной полемики (с 1839) между славянофилами и западниками. Первые способствовали оживлению общественного интереса к отечественному наследию, вторые последовательно знакомили рос. общественность с немецкими и французскими теориями образования. В 1-й половине 19 в. стала развиваться семейная педагогика (В.Ф. Одоевский и др.) и другие направления педагогики. С 60-х гг. актуализировались идеи общественного воспитания. Его цели и задачи обсуждались в дискуссиях об образовании - общечеловеческом и гражданском, классическом и реальном, материальном и формальном. Идеи общечеловеческого образования отстаивал Н.И. Пирогов. Принципы бессословности образования нашли отражение в реформе 1864. В обосновании общественного воспитания в России ведущее место заняли труды К.Д. Ушинского. Изучение человека "во всех отношениях" с целью его образования Ушинский рассматривал как особую теорию - педагогическую антропологию. Мировую известность получила педагогическая деятельность Л.Н. Толстого, предложившего самобытную систему обучения крестьянских детей. Теоретиком и практиком сельской школы выступил С.А. Рачинский.