logo
Подготовка к госам / ответы_наши / ответы_наши

13.Сущность и специфика самостоятельной работы обучающихся в профессиональном обучении. Роль и место домашних заданий в системе самостоятельных работ.

Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, по его заданию в специально предоставленное для этого время.

При организации самостоятельной работы роль учителя не только не снижается, а наоборот, повышается.

Самостоятельная работа формирует самостоятельность как качества личности, реализует принцип индивидуализации, позволяет дифференцировать учебные задания и тем самым добивается прочного овладения знаниями.

Самостоятельная работа имеет структуру, которая включает 3 этапа:

1. Этап подготовительный – знакомство с заданием – анализ, ориентировка синтез, выделяется, что нужно узнать или сделать, какие для этого потребуются знания, составляется план выполнения задания.

2. Этап исполнительный – ученик, зная задание, составив план действий, выполняет его.

3. Этап проверки и оценки своей работы. – самоконтроль и самооценка.

Уровни самостоятельной работы:

1. Копирующее действия учащихся по заданному образцу.

2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению, не выходящая за пределы условий понятий.

3. Продуктивная деятельность. Самостоятельное применение приобретенных знаний для решения задачи, выходящих за предельны известного образца, требующего способности к дедукции и индукции.

4. Самостоятельная деятельность при решении задач в совершенно новых условиях.

Требования к самостоятельной работе:

1. Успех самостоятельной работы обусловливает целенаправленного учащегося. Осознает цель и стремится к ее достижению.

2. Самостоятельная работа должна быть посильна для учащихся.

3. Необходимость инструктажа перед самостоятельной работой в устной, письменной и наглядной формах.

4. Сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.

Виды самостоятельной работы:

I. СР различается по дидактической цели:

1. СР, направленная на восприятие материала; 2) СР, направленная на восприятие материала.

II. СР по материалу, по которому работают ученики: 1) СР, связанная с наблюдением; 2) СР, связанная с постановкой опытов; 3) СР с учебной книгой.

III. По уровню самостоятельной продуктивной деятельности: 1) воспроизводящая СР; 2) реконструктивно-вариативные. На основе полученных знаний; 3) эвристическая ; 4) творческая;

IV. Существуют следующие виды СР: упражнения, решение разнообразных задач; выполнение практических и лабораторных работ; проверочные, контрольные, диктанты, сочинения; подготовка докладов и рефератов; выполнение индивидуальных и групповых заданий в результате экскурсий; домашние работы; техническое моделирование и конструирование.

Обучение может быть эффективным только при условии, если учебная работа на уроках подкрепляется хорошо организованной учебной работой дома.

Основная деятельность по усвоению и закреплению учебных умений и навыков, а также повторение и частичный разбор нового материала приходится на домашнюю работу школьников. На уроках имеют место концентрированное запоминание и перевод знаний в оперативную кратковременную память. Для перевода знаний в долговременную память, необходимо последующее повторение.

Домашняя работа представляет собой самостоятельное выполнение учебных заданий вне рамок существующего расписания уроков.

Д/З включает в себя: 1) усвоение изученного материала по учебнику; 2) выполнение устных упражнений; 3) выполнение письменных упражнений; 4) выполнение творческих работ; 5) проведение наблюдений.

Время выполнения Д/З:

1 кл. – 1 ч.; 2 кл. – 1,5 ч.; 3-4кл. – 2 ч.; 5-6 кл. – 2,5 ч.; 7-8 кл. – 3 ч., 9-11 кл. – 4 ч.

Правила выполнения Д/З:

1. Д/З необходимо выполнять в день их получения. В первые часы после запоминания свежего материала полнота запоминания стремительно падает вниз.

2. Выполнение письменных заданий нужно начинать с повторения теоретического материала, т.е. с работы над учебником:

а) перед выполнением письменных заданий всегда хорошо вспомнить теоретический материал; б) повторение материала повышает прочность закрепления материала.

3. Приступая к выполнению практических заданий, следует просмотреть упражнения, которые выполняли в классе, и вспомнить, как они выполнялись и почему именно так.

4. Выполнять Д/З лучше всего несколькими циклами.

5. Очень важно, чтобы для выполнения Д/З у ребят было свое постоянное место и отводилось для этого одно и то же время дня.

Домашние задания, которые способствуют развитию самостоятельности: задания по отдельным карточкам; творческие задания; наблюдение за какими-либо социальными процессами; написание рефератов, сочинений; написание самостоятельных небольших исследований.