logo
Подготовка к госам / ответы_наши / ответы_наши

7. Проблема целеполагания в педагогике. Согласование целей профессиональной деятельности педагога и учебной деятельности обучающихся.

Понятие цели. История определения педагогических целей. Актуальность проблемы целеполагания в современных социокультурных условиях России. Современной представление о педагогических целях. Цель как исходный компонент образовательного процесса. Иерархия педагогических целей. Требования к формулировке целей.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека

Цель педагогическая – результат взаимодействия педагога и учащихся, формируемый в сознании педагога в виде обобщенных  мысленных представлений, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса. Педагогическая цель – это то, к чему стремится обучение. В настоящее время необходимо четко знать цель образования, что именно хочет государство получить в результате обучения.

Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим элементом является цель. Помимо общей и главной цели – передачи детям совокупности знаний, умений и навыков, развития умственных сил учащихся – педагог постоянно ставит перед собой частные задачи по обеспечению глубокого усвоения школьниками конкретной суммы знаний, умений и навыков. Психолого-педогогическое значение цели заключается в том, что она организует и мобилизует творческие силы учителя, помогает отбирать и выбирать наиболее эффективные содержания, методы и формы работы. В учебном процессе цель «работает» наиболее интенсивно, когда ее хорошо представляет себе не только педагог, но и дети. Разъяснение целей обучения детям является мощным стимулом их познавательной деятельности.

Таксономия как способ постановки целей. Обучение учащихся целеполаганию. Технология образовательного целеполагания. Методы согласования целей профессиональной педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности учащихся.

Таксономия педагогическая – построение четкой системы педагогических целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия).

В мониторинге и контроле качества очень важно правильно поставить учебную цель, чтобы получить запланированный результат. Рассмотрим более подробно способ определения педагогической цели с помощью таксономии, разработанной в трудах американского ученого Блума.

Само понятие таксономия от греч. Taxcs – расположение по порядку и nomos – закон, заимствованный из биологии.

Цели в таксономии располагаются по нарастающей сложности.

В 1956 г. вышла «Первая часть таксономии», содержащая описание целей в познавательной (когнитивной) области. Ее используют при планировании обучения и оценки его результатов.

Вторая часть (в аффективной области) создана Д. Кратвалем:

1. Когнитивная или познавательная область – сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем. К познавательной сфере относятся большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учбниках, повседневной практике.

2. Аффективная или эмоционально-ценностная область – к ней относятся цели формирования эмционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от просто восприятия до усвоения ценностей. В эту сферу попадают такие цели, как формирование интересов, склонностей, переживание тех или иных чувств.

3. Психомотрная область – цели, которые связаны с формированием тех или иных видов двигательной (мотороной), нервно-мышечной координации. Среди них: навык письма, речевые, цели в рамках физического и трудового воспитания.

Технология образовательного целеполагания. Методы согласования целей профессиональной педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности учащихся.

Цели

Деятельность ученика по усвоению цели

1. Знание. Эта категория предполагает запоминание и воспроизведение изученного материала

Ученик

- знает, употребляет термины; знает конкретные факты; знает методы и процедуры; знание основных понятий; знания правил и принципов.

2. Понимание

Ученик: может рассказать материал своим языком; понимает правила, факты, интерпретирует словесный материал схемы, графики, диаграммы; предположительно оценивает будущие события.

3. Применение

Ученик: использует понятия и принципы в новых ситуациях; применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях.

4. Анализ – это умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура.

Ученик: выделяет ошибки, упущение в логике рассуждений; проводит различия между фактами и следствиями; умение вычленить части из целого.

5. Синтез – это умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

Ученик: пишет небольшое творческое сочинение; предлагает план проведения эксперимента; использует знаний из разных областей

6. Оценка – это умение оценивать значение того или иного материала, зная критерии.

Ученик: оценивает логику построения материала в виде письменного текста; оценивает соответствие вывода по имеющимся данным; оценивает значимость того или иного предмета деятельности, исходя из внутренних и внешних критериев.

Взаимосвязь целеполагания и рефлексии в процессе обучения.

Целеполагание и рефлексия во время обучения связаны, так как, прежде, чем поставить цель, ученик должен продумать, чего он хочет добиться, что ему надо получить. В результате такого самоанализа уже появляется конкретная цель, на достижение которой он и бросает свои силы.

Примеры формулировок целей экономического образования и уроков экономики..

1. Ознакомить учащихся с некоторыми экономическими понятиями. Укрепить и развить межличностные отношения между учащимися.

2. Закрепить знания учащихся о предпринимательстве, повысить интерес к этому предмету.

3. Систематизация ранее полученных знаний и ознакомление учащихся с некоторыми экономическими понятиями. Демонстрация умения применять полученные знания на практике.