2.1.1. Принцип гуманистической направленности
Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) означает признание человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений (БЭС, 1984).
7 января 1993 г. на Рождественском празднике в Кремле к счастливым детям, приглашенным на бал, патриарх Московский и всея Руси обратился с такими словами: «Дорогие дети-инвалиды, дорогие сироты!..» И слова, привычные для обыденного сознания, оказались для детей «ложкой дегтя в бочке меда» (Ертанова О.Н, 1999).
В правовом статусе официально принят термин «дети-инвалиды». В соответствии с приказом Минздрава РСФСР от 4.07.1991 г. № 117 инвалидность это не болезнь, которая может лечиться и даже полностью вылечиваться, а стойкие необратимые процессы и состояния, являющиеся последствиями болезней, травм, поражений нормально развитых систем и органов ребенка, либо связанные с их внутриутробным недоразвитием или наследуемые генетически.
Неосторожные, оскорбительные определения типа: дефективный, аномальный, ущербный, урод, калека, дебил, идиот, даун, глухой, слепой, колясочник, спинальник, аномальное детство и т.п. унижают достоинство и ребенка и его родителей. Эффект такого клише превращает человека в изгоя общества, человека самого низкого сорта.
Важно понимать, что нарушения организма относятся прежде всего не к человеку, а к функции, особенностям развития. Отталкиваясь от условной нормы, лучше говорить: человек с ограниченными возможностями, дети с отклонениями в развитии, особые или особенные дети, дети с особенностями развития. При этом, конечно, нужно указывать о каких отклонениях и нарушениях идет речь: ребенок с умственной отсталостью, ребенок с синдромом Дауна, ребенок с нарушением слуха, речи, зрения и т.п. Такие определения не вполне точны с медицинской точки зрения, но они заключают в себе уважение к человеку.
Ребенок даже при аномальном развитии остается ребенком, т.е. человеком. Любое детство есть детство. Аномальным его могут сделать только взрослые: законодатели, политики, экономисты, специалисты-непрофессионалы, аномальные родители. Это дети бомжей, дети, родившиеся в тюрьме, воспитывающиеся в домах ребенка, так называемые «отказники». Можно предположить, что деликатность языка, коррекция дефиниций внесет изменения и в отношение к этим людям, снизит негативный и равнодушный настрой.
Истинный гуманизм проявляется не в словах и понятиях, а в деятельности педагогов, родителей, социальных работников и всех лиц, причастных к воспитанию ребенка. Он выражается через чувства взрослых: человеколюбие, сострадание, милосердие, благородство, терпение и самоотверженность. Особенно важно, чтобы эти добродетели сопровождали ребенка весь период обучения, ориентированного на целостность личности с ее индивидуальными особенностями, способностями и возможностями.
По мнению В.В. Морозова (1999), в личностном развитии ребенка можно достигнуть больших успехов, если следовать следующим правилам:
– принимать ребенка таким, каков он есть, прилагая усилия к раскрытию его потенциальных возможностей и компенсированию недоданных природой. Если ребенок чувствует любовь и заботу, он преодолевает свои внутренние конфликты, психологический дискомфорт;
– понимать ребенка, т.е. глубоко проникнуться всеми его проблемами, чувствами и стремлениями. Чтобы ребенок смог преодолевать трудности, надо устранять то, что мешает ему быть счастливым;
– помогать ребенку, причем стратегия помощи определяется преодолением себя вчерашнего и обретением новых шансов на лучшее завтра.
В образовательном пространстве нет равных детей. В силу многосложности дефектов они имеют разный уровень физических и психических возможностей. Традиционно слабых принято жалеть, поддерживать, помогать, подсказывать, т.е. облегчать работу и учебу, лишая их самостоятельности. При этом часто эмоции и отношение взрослого становятся для детей источником их отношения к самим себе. Такое «гуманное» выражение чувств ведет к снижению требований, поддерживает представление этих детей о том, что они не такие, как все. На основе таких представлений в ребенке формируется «инвалидное сознание», которое препятствует эмоциональному, психическому и физическому развитию, полноценному общению со сверстниками, а в дальнейшем и реализации себя в социальной жизни (Кряхтунов М.И., 1999).
Гуманизм предполагает прежде всего создание условий равной личности в обществе. Наиболее остро для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями эта проблема встает во взрослой жизни, в период получения профессии, трудоустройства, образования. В реальной социальной, экономической, правовой ситуации этот процесс не может проходить безболезненно, так как конкурентоспособность инвалида уступает здоровому человеку, что, естественно, создает неравноценные условия. В этой ситуации инвалид нуждается в социальной защите, призванной оказывать помощь, заботу, опеку, поддержку, а также социальное и нравственное воспитание. Без решения этого вопроса вряд ли возможно серьезное продвижение общества по пути демократии и гуманизма (Сухобская Г.Г., 1998; Тонконогая ЕЛ., 1998).
Во всем мире, в том числе и в нашей стране, в настоящее время широкое распространение получила концепция социально-психологической реабилитации, в которой активную роль играют сами инвалиды. Концепция основывается на том, что каждый человек, какими бы недостатками в физическом и психическом развитии он ни обладал, при активном включении в жизнь как равноправного члена общества и индивидуальности и при создании определенных условий способен преодолевать свои дефекты и значительно улучшать свое физическое и психическое состояние (Старобина Е.М., 1998; Свердлов А.З., 1998).
Поэтому социально значимой проблемой становится сам процесс стимуляции позитивно направленных жизненных установок инвалида путем создания таких условий, в которых он может обрести себя как личность, выбрать значимую для себя профессию, реализовать себя в сфере собственного творчества, освободиться от внутренней закомплексованности (Волкова И.П., 1998).
Одной из эффективных сфер деятельности, по сути своей проникнутой гуманной идеей всестороннего развития личности, является адаптивная физическая культура.
Принцип: гуманистической направленности в адаптивной физической культуре означает:
– создание условий равной личности (действительных, а не мнимых);
– сугубо индивидуальное телесное совершенствование;
– формирование и самопроявление независимости, самоутверждения;
– свободу выбора, творчество в освоении ценностей физической культуры и, в первую очередь, здоровья, формирование здорового стиля жизни.
Реализация принципа гуманистической направленности осуществляется следующими педагогическими подходами:
– ориентацией на личностное развитие, т.е. формирование у данной категории лиц целей, мотивов деятельности, побуждающих к удовлетворению потребностей самореализации, познавательной, двигательной, эстетической деятельности, эмоциональной безопасности на занятиях физическими упражнениями;
– этикой взаимоотношений и демократическим стилем общения, что означает, во-первых, признание ценности личности независимо от физических способностей, отставании в развитии, характерологических особенностей; во-вторых, проявление доверия, внимания, чуткости, сопереживания, веры в духовные и физические силы человека; в-третьих, индивидуальный подход к каждой личности с учетом ее состояния «здесь и сейчас ».
- Адаптивная физическая культура
- Введение
- Глава I адаптивная физическая культура: цель, содержание, место в системе знаний о человеке
- Содержание и задачи адаптивной физической культуры
- Глава II опорные концепции методологии адаптивной физической культуры
- Глава ш функции адаптивной физической культуры
- 1. Классификация функции адаптивной физической культуры
- 2. Функции адаптивного физического воспитания
- 2.1. Педагогические функции
- 2.1.1. Учебно-познавательная функция
- 2.1.2. Развивающая функция
- 2.1.3. Коррекционная функция
- 2.1.4. Профессионально-подготовительная функция
- 2.1.5. Воспитательная функция
- 2.2. Социальные функции
- 2.2.1. Социализирующая функция
- 2.2.2. Интегративная функция
- 2.2.3. Коммуникативная функция
- 3. Функции адаптивного спорта
- 3.1. Направления адаптивного спорта
- 3.2. Педагогические функции адаптивного спорта
- 3.2.1. Функции учебно-познавательная, развивающая, коррекционно-компенсаторная, рекреативно-оздоровительная, самовоспитания
- 3.2.2. Соревновательная функция
- 3.3. Социальные функции адаптивного спорта
- 3.3.1. Гуманистическая функция
- 3.3.2. Коммуникативная функция
- 3.3.3. Интегративная функция
- 3.3.4. Зрелищная и эстетическая функции
- 3.3.5. Социализирующая функция
- 4. Функции адаптивной двигательной рекреации
- 4.1. Основные понятия
- 4.2. Общие и отличительные черты
- 4.3. Комплексное проявление
- 5. Функции физической реабилитации
- 5.1. Педагогические функции
- 5.1.1. Лечебно-восстановительная функция
- 5.1.2. Коррекционно-компенсаторная функция
- 5.1.3. Профилактическая функция
- 5.1.4. Функция самореабилитации
- 5.1.5. Профессионально-подготовительная функция
- 5.1.6. Интегративная и социализирующая функции
- 6. Взаимосвязь функций адаптивной физической культуры
- Глава IV принципы адаптивной физической культуры
- 1. Законы и закономерности дидактики, лежащие в основе принципов адаптивной физической культуры
- 1.1. Законы обучения
- 1.2. Закономерности обучения
- 2. Принципы адаптивной физической культуры
- 2.1. Социальные принципы
- 2.1.1. Принцип гуманистической направленности
- 2.1.2. Принцип непрерывности физкультурного образования
- 2.1.3. Принцип социализации
- 2.1.4. Принцип интеграции
- 2.1.5. Принцип приоритетной роли микросоциума
- 2.2. Общемет'одические принципы
- 2.2.1. Принцип научности
- 2.2.2. Принципы сознательности и активности
- 2.2.3. Принцип наглядности
- 2.2.4. Принцип доступности
- 2.2.5. Принцип систематичности
- 2.2.6. Принцип прочности
- 2.3. Специально методические принципы
- 2.3.1. Принцип диагностирования
- 2.3.2.Принцип дифференциации и индивидуализации
- 2.3.3. Принцип коррекционно-развивающий направленности педагогического процесса
- 2.3.4. Принцип компенсаторной направленности
- 2.3.5. Принцип учета возрастных особенностей
- 2.3.6. Принципы адекватности, оптимальности
- Заключение
- Список литературы
- Глава I 7