2.2.5. Принцип систематичности
В современной педагогике этот принцип означает не просто систематические и непрерывные занятия без неоправданных пропусков, а таким образом организованный учебно-воспитательный процесс, в котором преподавание и освоение учебного материала идет в определенном порядке и системе (Пидкасистый П.И., 1998). Принцип систематичности находится в логической связи с последовательностью и преемственностью и охватывает деятельностную сторону как педагога, так и обучаемых.
С этой точки зрения процесс педагогической деятельности в сфере адаптивной физической культуры подчиняется общим законом дидактики, но имеет особенности, обусловленные специфичностью объекта педагогических воздействий. Эти особенности касаются главного отличительного признака объекта - нарушений двигательной сферы в связи с патологическим поражением жизненно важных систем и органов человека. Принцип систематичности отражает процессуальные стороны организации педагогической деятельности, которые можно обозначить следующими операциями:
1. Изучение контингента занимающихся (пол, возраст, основной дефект, сопутствующие заболевания, сохранные функции, уровень физического развития, координационных способностей наличие двигательного опыта, медицинские противопоказания и др.)
2. Постановка конкретных задач (образовательных, коррекционно-развивающих, оздоровительно-профилактических, воспитательных);
3. Составление программы педагогических воздействий (определение объема изучаемого материала, выстраивание логической последовательности, определение методики) и ее практическая реализация.
4. Оперативный и текущий контроль за двигательной деятельностью, состоянием здоровья, антропометрическими показателями, динамикой функциональных сдвигов и адаптации организма, уровнем усвоения знаний и двигательных умений, показателями общей физической подготовленности и координационных способностей, личностным отношением к занятиям, к себе, окружающим.
5. Коррекция педагогических воздействий на основе обратной связи о результатах оперативного и текущего контроля.
Требования систематичности и последовательности сохраняются на каждом уроке, что позволяет контролировать педагогический процесс и управлять им. Это означает своевременное начало и продолжительность разучивания одних двигательных действий и переход к другим, обеспечение преемственности, целесообразный порядок и очередность нагрузки, ее направленности, координационной сложности, величины и динамики с учетом индивидуальных возможностей занимающихся.
Принцип систематичности и последовательности касается не только развития двигательной сферы, но и воспитания, направленного на постепенное, но систематическое формирование мотивированных убеждений в необходимости физических упражнений для личного здоровья, уверенности в своих силах, самоутверждения.
- Адаптивная физическая культура
- Введение
- Глава I адаптивная физическая культура: цель, содержание, место в системе знаний о человеке
- Содержание и задачи адаптивной физической культуры
- Глава II опорные концепции методологии адаптивной физической культуры
- Глава ш функции адаптивной физической культуры
- 1. Классификация функции адаптивной физической культуры
- 2. Функции адаптивного физического воспитания
- 2.1. Педагогические функции
- 2.1.1. Учебно-познавательная функция
- 2.1.2. Развивающая функция
- 2.1.3. Коррекционная функция
- 2.1.4. Профессионально-подготовительная функция
- 2.1.5. Воспитательная функция
- 2.2. Социальные функции
- 2.2.1. Социализирующая функция
- 2.2.2. Интегративная функция
- 2.2.3. Коммуникативная функция
- 3. Функции адаптивного спорта
- 3.1. Направления адаптивного спорта
- 3.2. Педагогические функции адаптивного спорта
- 3.2.1. Функции учебно-познавательная, развивающая, коррекционно-компенсаторная, рекреативно-оздоровительная, самовоспитания
- 3.2.2. Соревновательная функция
- 3.3. Социальные функции адаптивного спорта
- 3.3.1. Гуманистическая функция
- 3.3.2. Коммуникативная функция
- 3.3.3. Интегративная функция
- 3.3.4. Зрелищная и эстетическая функции
- 3.3.5. Социализирующая функция
- 4. Функции адаптивной двигательной рекреации
- 4.1. Основные понятия
- 4.2. Общие и отличительные черты
- 4.3. Комплексное проявление
- 5. Функции физической реабилитации
- 5.1. Педагогические функции
- 5.1.1. Лечебно-восстановительная функция
- 5.1.2. Коррекционно-компенсаторная функция
- 5.1.3. Профилактическая функция
- 5.1.4. Функция самореабилитации
- 5.1.5. Профессионально-подготовительная функция
- 5.1.6. Интегративная и социализирующая функции
- 6. Взаимосвязь функций адаптивной физической культуры
- Глава IV принципы адаптивной физической культуры
- 1. Законы и закономерности дидактики, лежащие в основе принципов адаптивной физической культуры
- 1.1. Законы обучения
- 1.2. Закономерности обучения
- 2. Принципы адаптивной физической культуры
- 2.1. Социальные принципы
- 2.1.1. Принцип гуманистической направленности
- 2.1.2. Принцип непрерывности физкультурного образования
- 2.1.3. Принцип социализации
- 2.1.4. Принцип интеграции
- 2.1.5. Принцип приоритетной роли микросоциума
- 2.2. Общемет'одические принципы
- 2.2.1. Принцип научности
- 2.2.2. Принципы сознательности и активности
- 2.2.3. Принцип наглядности
- 2.2.4. Принцип доступности
- 2.2.5. Принцип систематичности
- 2.2.6. Принцип прочности
- 2.3. Специально методические принципы
- 2.3.1. Принцип диагностирования
- 2.3.2.Принцип дифференциации и индивидуализации
- 2.3.3. Принцип коррекционно-развивающий направленности педагогического процесса
- 2.3.4. Принцип компенсаторной направленности
- 2.3.5. Принцип учета возрастных особенностей
- 2.3.6. Принципы адекватности, оптимальности
- Заключение
- Список литературы
- Глава I 7