logo
АФК, пособие

2.2.5. Принцип систематичности

В современной педагогике этот принцип означает не просто систематические и непрерывные занятия без неоправданных пропусков, а таким образом организованный учебно-воспитательный процесс, в котором преподавание и освоение учебного материала идет в определенном порядке и системе (Пидкасистый П.И., 1998). Принцип систематичности находится в логической связи с последовательностью и преемственностью и охватывает деятельностную сторону как педагога, так и обучаемых.

С этой точки зрения процесс педагогической деятельности в сфере адаптивной физической культуры подчиняется общим законом дидактики, но имеет особенности, обусловленные специфичностью объекта педагогических воздействий. Эти особенности касаются главного отличительного признака объекта - нарушений двигательной сферы в связи с патологическим поражением жизненно важных систем и органов человека. Принцип систематичности отражает процессуальные стороны организации педагогической деятельности, которые можно обозначить следующими операциями:

1. Изучение контингента занимающихся (пол, возраст, основной дефект, сопутствующие заболевания, сохранные функции, уровень физического развития, координационных способностей наличие двигательного опыта, медицинские противопоказания и др.)

2. Постановка конкретных задач (образовательных, коррекционно-развивающих, оздоровительно-профилактических, воспитательных);

3. Составление программы педагогических воздействий (определение объема изучаемого материала, выстраивание логической последовательности, определение методики) и ее практическая реализация.

4. Оперативный и текущий контроль за двигательной деятельностью, состоянием здоровья, антропометрическими показателями, динамикой функциональных сдвигов и адаптации организма, уровнем усвоения знаний и двигательных умений, показателями общей физической подготовленности и координационных способностей, личностным отношением к занятиям, к себе, окружающим.

5. Коррекция педагогических воздействий на основе обратной связи о результатах оперативного и текущего контроля.

Требования систематичности и последовательности сохраняются на каждом уроке, что позволяет контролировать педагогический процесс и управлять им. Это означает своевременное начало и продолжительность разучивания одних двигательных действий и переход к другим, обеспечение преемственности, целесообразный порядок и очередность нагрузки, ее направленности, координационной сложности, величины и динамики с учетом индивидуальных возможностей занимающихся.

Принцип систематичности и последовательности касается не только развития двигательной сферы, но и воспитания, направленного на постепенное, но систематическое формирование мотивированных убеждений в необходимости физических упражнений для личного здоровья, уверенности в своих силах, самоутверждения.