logo
АФК, пособие

2.1.5. Принцип приоритетной роли микросоциума

Дефект по своей сути явление биологическое, но его результат всегда социален, так как влияет не только на судьбу ребенка, но и близких. С появлением ребенка-инвалида жизнь семьи резко меняется, возникают проблемы этического, психологического, нравственного, материального характера, сужается круг общения. Формируется микросоциум, от которого всецело зависит жизнь и здоровье ребенка. Угнетенность, подверженность стрессам, раздражительность, замкнутость, чувство вины становятся постоянными во многих семьях. На этом фоне происходит ухудшение внутрисемейных отношений (Беликова С.В., 1999). По данным О.Е. Булановой, Л.В. Шипелиной (1999), более 70% таких семей нуждаются в психологической помощи.

Есть родители, которые, узнав о рождении ребенка с тяжелыми патологическими нарушениями, отказываются от него. Так формируются дома ребенка и детские дома для сирот.

Несмотря на заботу, лечение и уход в учреждениях закрытого типа, дети в условиях материнской депривации развиваются медленно, испытывая эмоциональный, коммуникативный, двигательный голод, что является свидетельством дизонтогенеза детского возраста (Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.Н., 1997; Гречаный Е.В, 1998).

Привязанность к взрослому человеку является биологической необходимостью и изначальным условием для развития ребенка. Ребенок, особенно на первом году жизни, безусловно нуждается в постоянном проявлении материнского тепла, любви, ласки. По мнению А.М. Шипицыной с соавт. (1997), материнская депривация вызывает самые труднокомпенсируемые последствия, порождающие страх, агрессивность, недоверие к другим людям и самому себе, нежелание учиться, познавать новое.

В условиях психической депривации среда оказывает неблагоприятное воздействие на развитие мозга ребенка: если не реализуется естественная потребность в движении, впечатлениях, контактах, игре, то начинается отставание и торможение в развитии двигательной сферы, возникают речевые нарушения, сочетающиеся с недостаточной познавательной деятельностью, нарушением психических процессов с отклонениями в поведении, специфическими проявлениями эмоционально-волевой сферы (Мухина B.C., 1991; Егорова М.А., 1997; Бордовская Е.В., 1998).

В условиях социальной изоляции и гипокинезии находятся и дети-инвалиды, обучающиеся индивидуально в домашних условиях. В учебных программах для этих детей нет уроков физической культуры, хотя совершенно очевидно, что движение для них -не только стимул развития, но и способ жизнеобеспечения. Многие семьи, часто неполные, не в состоянии оказать ребенку необходимую помощь - нет знаний, педагогического опыта, времени и т.п. Здесь нужна квалифицированная консультативная помощь родителям для самостоятельных занятий физическими упражнениями по индивидуальным программам (Войлокова Е.Ф., 1998; МаховаА.И.,1999).

Семья – наиболее важный участок социализации ребенка, осуществляется она через взаимодействие, взаимовлияние, общение представителей разных поколений (Феоктистова В.А. с соавт., 1993; Никольская О.С. с соавт., 1999).

Своевременная и систематическая коррекция имеющихся нарушений у детей дошкольного возраста является не только необходимым условием подготовки детей к обучению в школе, но и способствует наиболее полной социализации, предполагающей познание ребенком социальной действительности, формирование определенных социальных норм, ролей и функций, приобретение умений и навыков их реализации. Этот процесс включает также выявление способностей, задатков, образование и профориентацию. Эффективный результат может быть получен только в контакте специалистов и семьи, которая рассматривается как микросоциум, в котором происходит становление и развитие ребенка (Волкова Г.А., 1999).

Активным направлением и центром внимания специалистов разного профиля и родителей детей-инвалидов является проблема создания нормальных условий для воспитания и развития детей независимо от вида дефекта и «стартового» состояния ребенка, разрабатываемая Российской академией образования и Институтом педагогических инноваций РАО. Исследования включают разработку методологии, инноваций - от локального позитивного опыта до образовательных программ, методов и форм обеспечения этого пути и определения оптимальной траектории индивидуального развития детей с особенностями развития и инвалидностью (Ертанова О.Н., 1999).

Контрольные вопросы и задания

1. Какие общественные явления отражаются в социальных принципах физической культуры?

2. Что означает «физкультурное воспитание личности»?

3. Какие основные идеи, направления и принципы лежат в основе физкультурного воспитания личности?

4. В чем специфичность социальных принципов адаптивной физической культуры?

5. Что означает понятие «гуманизм», в чем проявляется гуманное отношение к личности инвалида?

6. Есть ли противоречия в обществе, касающиеся гуманного отношения к инвалидам и людям, имеющим ограниченные функциональные возможности?

7. Какими путями реализуется принцип гуманистической направленности в адаптивной физической культуре?

8. Что означает непрерывное физкультурное образование?

9. Раскройте роль здоровья и физической подготовленности для инвалида в процессе освоения общечеловеческих культурных ценностей.

10. Раскройте предпосылки и возможности непрерывного физкультурного образования разных нозологических групп инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

11. Что означает принцип социализации? Какова роль адаптивной физической культуры в социализации личности?

12. Какие факторы влияют на процесс социальной адаптации инвалида?

13. Раскройте понятия «социальная интеграция» и «интегрированное обучение».

14. Какова роль образования, в том числе и физкультурного, в интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в социум?

15. В чем заключаются возможности реализации принципа интеграции в адаптивной физической культуре?

16. В чем состоит принцип приоритетной роли микросоциума для ребенка с нарушениями в развитии?

17. Раскройте роль семьи в социализации личности ребенка.

18. Раскройте негативное влияние социальной изоляции, материнской депривации на воспитание и развитие детей.