logo
АФК, пособие

Введение

Рост инвалидности населения в большинстве стран мира связан с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и с другими причинами. Он обусловил появление новых областей человековедческих знаний, учебных и научных дисциплин, новых специальностей в системе высшего и среднего профессионального образования. Так, в соответствии с решением Межведомственного экспертного совета по государственным образовательным стандартам Госкомвуза России от 13.06.1996 г. была открыта и внесена в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования новая специальность – 02.25.00 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» (приказ № 1309 от 24.07.1996 г.). 9 июля 1997 г. утвержден Государственный образовательный стандарт по этой специальности. В этом же году проблемное поле адаптивной физической культуры включено в направление 52.19.00 –«Физическая культура», Госстандарт которого утвержден 14.11.1997 г. В нем адаптивная физическая культура представлена магистерской программой 52.19.14.

Своим приказом № 686 от 02.03.2000 г. Министерство образования Российской Федерации сохранило в перечне направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования специальность 02.25.00, а своим приказом № 1809 от 19.06.2000 г. дополнило Классификатор специальностей среднего профессионального образования специальностью 03.23 -

«Адаптивная физическая культура». Сохранена и магистерская программа по адаптивной физической культуре (новый индекс – 52.19.15) в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению 52.19.00 – «физическая культура» (утвержден 02.07.2000 г.).

В январе 2000 г. Министерство науки и технологий Российской Федерации включило проблемы теории и методики адаптивной физической культуры в паспорт специальности научных работников – 13.00.04 – «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», а 18.02.2000 г. Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановлением № 20 согласовало представленные Министерством Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму дополнения в разряды оплаты труда Единой тарифной сетки и тарифно-квалификационные характеристики по новым должностям: тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре (включая старшего) (6–14 разряды) и инструктор-методист по адаптивной физической культуре (включая старшего) (7–14 разряды).

Ряд организаций и учреждений Санкт-Петербурга: Государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, Международный университет семьи и ребенка им. Р. Валленберга, Специальный Олимпийский комитет, информационное агентство «Открытый путь» в 2000 г. начали издавать ежеквартальный журнал «Адаптивная физическая культура», который будет распространяться на территории Российской Федерации и стран СНГ.

Все это позволяет сделать вывод о том, что в России к настоящему времени сформированы основные контуры образовательного, научного, правового и информационного пространства адаптивной физической культуры.

Многие вузы, техникумы, колледжи осуществляют образовательную деятельность по адаптивной физической культуре; профессорско-преподавательский состав, научные работники, аспиранты проводят научно-исследовательскую работу в этой области.

Однако достаточно быстрое развитие и внедрение адаптивной физической культуры в систему образовательных и научных организаций и учреждений Российской Федерации породили ряд трудностей и противоречий, обусловленных недостаточно четкой разработанностью ее проблемного поля, методологических основ, принципов, функций и др.

Дело в том, что адаптивная физическая культура интегрирует в себе как минимум три крупных области знания – физическую культуру, медицину, коррекционную педагогику – и большое количество учебных и научных дисциплин: теорию и методику физической культуры, теорию и методику отдельных видов спорта и их групп, теорию и методику физического воспитания, двигательной рекреации и физической реабилитации; анатомию, физиологию, биохимию, биомеханику, гигиену, общую и частную патологию, тератологию, психологию болезни и инвалидности, специальную психологию, специальную педагогику, психиатрию, психоконсультирование и т.д. и т.п.

Все это приводит к различным трактовкам сущности адаптивной физической культуры, что предопределяется научными предпочтениями педагогов или научных работников, их предшествующим опытом работы.

Так, например, в среде специалистов и научных работников, и особенно в массовом сознании, доминирует представление о тождественности адаптивной и лечебной физической культуры или физической реабилитации. На самом деле, как показывает международный опыт и отечественная практика, прежде всего в области адаптивного спорта (или спорта инвалидов), это совсем не так. Адаптивная физическая культура представляет собой значительно более емкий и широкий социальный феномен, основной целью которого является социализация или ресоциализация личности инвалида или человека с отклонениями в состоянии здоровья, поднятие уровня качества их жизни, наполнение ее новым содержанием, смыслом, эмоциями, чувствами, а не только их лечение с помощью тех или иных физических упражнений или физиотерапевтических процедур.

Побывав на соревнованиях инвалидов, каждый может воочию убедиться в том, что для спортсменов участие в них это прежде всего возможность общения, расширение круга знакомых и друзей, ощущение и сопереживание настоящего праздника. Радость победы, горечь поражения значительно активизируют эмоциональную сферу спортсменов, наполняют ее чувствами, позволяют забыть о своих недугах и, в конечном счете, почувствовать, что их жизнь полнокровна и одухотворена. Таким образом, адаптивный спорт, оказывая благотворное оздоровительное и лечебное воздействие на спортсмена, является к тому же и прекрасным средством и способом вхождения в социум, завоевания своего социального «пространства».

В настоящее время в России накоплен большой опыт применения средств и методов физической культуры в работе с лицами с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов, особенно в лечебном и образовательном направлениях. Проводятся многочисленные научные исследования частных проблем адаптивной физической культуры. Однако явно недостает обобщающих работ, в которых бы авторы рассматривали методологическую платформу этой области социальной практики. Поэтому вполне естественны дублирования, преобладание в работах методов исследования той или иной устоявшейся области знаний, что, безусловно, снижает эффективность проводимых исследований и особенно распространение и внедрение в практику результатов научных изысканий и передового опыта педагогов-новаторов.

Одним из важнейших требований сегодняшнего дня является разработка методологических основ адаптивной физической культуры, фундаментализация образования в этой области, конкретизация объекта, цели, задач, содержания, видов адаптивной физической культуры, ее функций и принципов.

Основная проблема здесь состоит не в накоплении и объединении знаний по физической культуре, медицине, коррекционной педагогике и большому количеству перечисленных ранее учебных и научных дисциплин, а в создании, по существу, нового знания, являющего собой результат взаимопроникновения знаний каждой из названных областей и дисциплин. Задача эта архисложная, но именно ее решение позволит рассмотреть человека с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе имеющего ту или иную инвалидность) целостно; преодолеть так называемый дихотомический подход к изучению его сущности, когда он «расчленяется» на отдельные субстанции, определяемые методами исследования конкретных наук.

В данном учебном пособии представлены результаты исследования авторов в этом направлении. Хорошо осознавая трудности подобных исследований, обусловленные чрезвычайной сложностью объекта - человека с отклонениями в состоянии здоровья в процессе его двигательной деятельности, авторы с удовольствием примут от читателей замечания, критику, советы по совершенствованию представленных материалов.

В связи с тем, что в нашей стране это первая попытка рассмотреть наиболее общие вопросы адаптивной физической культуры, авторы сочли целесообразным дать достаточно обширную информацию о первоисточниках, что привело к объемному списку литературы. Именно поэтому список литературы не разделен на основную и дополнительную библиографию.

Каждая глава, а в ряде случаев и разделы (параграфы) завершаются контрольными вопросами для самопроверки усвоенных знаний.

Представленные сведения уже третий год входят в программу дисциплины «Теория и организация адаптивной физической культуры» (в Госстандарте 1997 г. эта дисциплина называлась «Теория и методика адаптивной физической культуры»), преподаваемой в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им П.Ф. Лесгафта. Поэтому содержание предлагаемого учебного пособия скорректировано с учетом опыта образовательной деятельности в этой академии.

Дисциплина «Теория и организация адаптивной физической культуры » рассматривается авторами данного учебного пособия как базовая для таких дисциплин Госстандарта, как: «Физическая реабилитация», «Частные методики адаптивной физической культуры », «Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры», а также всех шести дисциплин специализации.