logo
АФК, пособие

2.3.4. Принцип компенсаторной направленности

педагогических воздействий

Следствием любого дефекта является его двойственная роль. С одной стороны, он ограничивает физические и психические возможности, создает трудности в развитии. С другой, - он же стимулирует развитие, усиливая движение вперед. Поэтому важно не только установить степень и тяжесть недостатка, а непременно учесть характер компенсаторных процессов - замещающих, надстраивающихся, выравнивающих психофизическое развитие и поведение ребенка (Выготский Л.С., 1983).

Компенсация элементарных функций подчас не требует специального обучения, так как она происходит автоматически за счет приспособительных реакций. Компенсация психических функций при выполнении сложных по координации упражнений требует активного обучения и включения самых разнообразных ощущений человека. Так, при нарушении зрения компенсация формируется под влиянием сложных и взаимодополняющих комплексов: слуховых, кожных, мышечно-суставных, обонятельных, вибрационных, температурных, а у слабовидящих – и зрительных ощущений, которые достаточно подробно информируют человека об окружающем пространстве, что и позволяет ему решать сложные двигательные задачи (Либман E.G., 1981; Семенов Л.А., Солнцева А.И., 1991; Кручинин В.А., 1991).

Процесс компенсации после ампутации конечностей тесно связан с двигательными перестройками, приспособлением поврежденных структур организма к иным условиям существования. Установлено, что сила мышц культи голени на 30%, мышц бедра на 50% меньше силы здоровой конечности. Т.И. Сулимцев и А.Н. Таманцев (1993) считают, что компенсаторные возможности находятся в прямой зависимости от уровня развития физических качеств – в первую очередь мышечной силы, а также силовой выносливости, мышечно-суставного чувства, равновесия, амплитуды движений всех суставов, дифференцировки временных и пространственных характеристик движения. Авторы утверждают, что недостаточное развитие этих качеств снижает эффективность протезирования, а иногда пользование протезами становится вовсе невозможным.

При поражении спинного мозга, когда нормальную ходьбу восстановить невозможно, формируют компенсаторную ходьбу. В зависимости от сохранных функций это может быть ходьба при фиксированных коленных суставах за счет активности подвздошно-поясничных, ягодичных мышц и мышц-разгибателей бедра. Могут быть и другие варианты компенсаторной ходьбы (Скворцов Д.В., 1997; Витензон А.С., 1998).

Таким образом, педагогический смысл принципа состоит в том, чтобы специальным подбором физических упражнений, методов и методических приемов стимулировать компенсаторные процессы в поврежденных органах и системах, создавая со временем устойчивую долговременную компенсацию (Меерсон Ф.З.,1986,1993).