2.1.3. Принцип социализации
В применении к лицам, имеющим ограниченные возможности, и инвалидам социализация означает процесс освоения социально-культурного опыта, подготовку к самостоятельной жизни в обществе, активное участие в различных видах полезной деятельности. Социализация также включает определенную систему ценностей, знаний, умений, установок, норм межличностного взаимодействия и правил поведения. В более узком понимании под социализацией подразумевают процесс формирования готовности к успешному исполнению комплекса социальных ролей, свойственных взрослому члену общества (Рябоконь А.Г., Старобина Е.М., Стеценко С.А., 1997).
Решение проблемы социализации предполагает выявление общих закономерностей, характера, содержания, видов приспособления к внешней среде, социальных регуляторов и критериев социальной адаптации (Лебедева С.С., 1998). Столь сложная проблема носит комплексный междисциплинарный характер и изучается специалистами разных научных областей (биология, медицина, психология, социология, педагогика, экономика, право и др.). Процесс социализации определяется экономической структурой общества, политикой институтов образования, здравоохранения, социального обеспечения, зрелостью общественного мнения, профессионализмом и компетентностью специалистов, осуществляющих педагогическую деятельность с инвалидами и лицами, имеющими ограниченные возможности. В этой ситуации важно определить место адаптивной физической культуры и степень ее участия в социализации личности.
Отношение к физической культуре как средству социализации личности неоднозначно. В системе медицинской реабилитации лечебную физическую культуру рассматривают как средство социальной адаптации к бытовой и трудовой деятельности (Кап-телин А.Ф., Лебедева И.П., 1995). Но процесс реабилитации охватывает лишь непродолжительный период времени, включающий «острый» период и восстановление нарушенных функций и трудоспособности.
Во всех образовательных учреждениях коррекционного типа в учебных программах предусмотрены обязательные уроки физической культуры и дополнительно для коррекции вторичных нарушений - занятия лечебной физической культурой. Между тем двигательную подготовленность детей, как правило, не связывают с социализацией. Разные авторы по-разному представляют себе этот процесс. В.З. Кантор (1998) социальную адаптацию детей с потерей зрения связывает с системой образования, обеспечивающей социально-трудовую, социально-бытовую, социально-культурную адаптации. А.З. Свердлов (1998) считает, что детям с депривацией слуха помогут стать полноценными гражданами общества развитие духовного мира и социально-культурная деятельность. Н.С. Бабиева (1998), З.А. Пономарева (1998) утверждают, что преградой социализации подростков с нарушением слуха являются трудности межличностного взаимодействия и общения. Такие же трудности социализации отмечают Л.В. Матвеева (1998) и Л.А. Пиотровская (1998) у детей с умственной отсталостью. Авторы считают, что проблема речевой коммуникации является основой общекультурного развития и социальной адаптации этой категории детей. Для детей-инвалидов с тяжелыми двигательными нарушениями церебрального генеза с сочетанными расстройствами когнитивных способностей и речи важнейшей функцией социальной адаптации является речь, невербальные формы общения, компьютерные голосовые технологии и т.п., т.е. все возможные средства коммуникации (Бойков Д.И., 1998; Лопатина Л.В., 1998). Э.П. Танюхина с соавт. (1998) утверждает, что для социальной адаптации детей-инвалидов особое значение имеют бытовые условия.
Специалисты коррекционной педагогики основой социализации личности детей с любыми нарушениями в развитии считают формирование высших психических функций и культурное развитие в соответствии с их реальными возможностями (Лапшин В.А., Пузанов Б.П., 1990; Раева Е.В., 1998), саморазвитие и самоопределение личности (Пенин Г.Н. с соавт., 1998; Крылова Н.Б., 1999), профориентацию и профобучение (Новоселова О.Е., 1998; Григорьева Л.Д., Ро О.В., 1998; Кузнецова Л.В., 1998). Большая группа авторов высшее образование рассматривает как фактор социальной адаптации инвалида и наиболее ценностный аспект социализации личности (Никитина М.И., 1998; Огарев Е.И., 1998; Полутина С.П., 1998; Станевский А.Г., Леванков В.И., 1999 и др.).
Источники литературы, посвященные социализации людей с дефектами развития, чрезвычайно многочисленны. Объясняется это озабоченностью и тревогой за будущее данной категории людей, трудностями их включения в систему общественных, социально-культурных отношений, образования, коммуникации, трудовой деятельности. В приведенных источниках обозначены лишь некоторые направления исследований по данной проблеме. Их анализ позволяет сделать заключение о том, что, во-первых, ведется разнонаправленный поиск путей социализации детей-инвалидов; во-вторых, явно недооценивается роль физической культуры в социализации личности. Большая часть авторов рассматривает культуру как сферу духовную, способную преобразовать социальную сторону жизни человека с нарушениями в развитии. Однако в процессе культурной деятельности человек формирует себя не только духовно, но и физически (Выдрин В.М., 1999).
Адаптивная физическая культура представляет собой обширную область деятельности, направленную на активное содействие всестороннему и гармоническому развитию личности, совершенствованию природных задатков и способностей, генетически .заложенных в каждом человеке. В этой деятельности есть свои духовные и материальные ценности. Духовные выражаются в преобразовании человеком самого себя: формировании знаний о своих физических возможностях и способах их развития, воспитании и самовоспитании интересов, мотивов, осознанной потребности в двигательной активности, укреплении эмоциональной и волевой сферы, характера и поведения. Материальные ценности представляют собой результат педагогических воздействий преимущественно на биологические структуры организма в виде коррекции двигательных нарушений, развития жизненно необходимых физических качеств и координационных способностей и выражающиеся в увеличении двигательной активности, укреплении здоровья, повышении работоспособности и физической подготовленности, а следовательно, в расширении личностных возможностей в профессиональной, культурной, коммуникативной, бытовой, семейной деятельности. В этом и состоит качественное отличие и конечный, социально оправданный, продукт физкультурной деятельности индивида.
Адаптивная физическая культура предполагает использование всех ее компонентов: адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, адаптивного спорта, физической реабилитации. На протяжении жизни они могут использоваться отдельно, меняться, сочетаться, усложняться, т.е. видоизменяться в соответствии с возрастом, функциональными возможностями и потребностями конкретной личности.
Принцип социализации находится в тесной взаимосвязи с принципом непрерывности физкультурного образования и имеет общую аргументацию: социализация личности начинается с рождения ребенка и продолжается всю жизнь.
- Адаптивная физическая культура
- Введение
- Глава I адаптивная физическая культура: цель, содержание, место в системе знаний о человеке
- Содержание и задачи адаптивной физической культуры
- Глава II опорные концепции методологии адаптивной физической культуры
- Глава ш функции адаптивной физической культуры
- 1. Классификация функции адаптивной физической культуры
- 2. Функции адаптивного физического воспитания
- 2.1. Педагогические функции
- 2.1.1. Учебно-познавательная функция
- 2.1.2. Развивающая функция
- 2.1.3. Коррекционная функция
- 2.1.4. Профессионально-подготовительная функция
- 2.1.5. Воспитательная функция
- 2.2. Социальные функции
- 2.2.1. Социализирующая функция
- 2.2.2. Интегративная функция
- 2.2.3. Коммуникативная функция
- 3. Функции адаптивного спорта
- 3.1. Направления адаптивного спорта
- 3.2. Педагогические функции адаптивного спорта
- 3.2.1. Функции учебно-познавательная, развивающая, коррекционно-компенсаторная, рекреативно-оздоровительная, самовоспитания
- 3.2.2. Соревновательная функция
- 3.3. Социальные функции адаптивного спорта
- 3.3.1. Гуманистическая функция
- 3.3.2. Коммуникативная функция
- 3.3.3. Интегративная функция
- 3.3.4. Зрелищная и эстетическая функции
- 3.3.5. Социализирующая функция
- 4. Функции адаптивной двигательной рекреации
- 4.1. Основные понятия
- 4.2. Общие и отличительные черты
- 4.3. Комплексное проявление
- 5. Функции физической реабилитации
- 5.1. Педагогические функции
- 5.1.1. Лечебно-восстановительная функция
- 5.1.2. Коррекционно-компенсаторная функция
- 5.1.3. Профилактическая функция
- 5.1.4. Функция самореабилитации
- 5.1.5. Профессионально-подготовительная функция
- 5.1.6. Интегративная и социализирующая функции
- 6. Взаимосвязь функций адаптивной физической культуры
- Глава IV принципы адаптивной физической культуры
- 1. Законы и закономерности дидактики, лежащие в основе принципов адаптивной физической культуры
- 1.1. Законы обучения
- 1.2. Закономерности обучения
- 2. Принципы адаптивной физической культуры
- 2.1. Социальные принципы
- 2.1.1. Принцип гуманистической направленности
- 2.1.2. Принцип непрерывности физкультурного образования
- 2.1.3. Принцип социализации
- 2.1.4. Принцип интеграции
- 2.1.5. Принцип приоритетной роли микросоциума
- 2.2. Общемет'одические принципы
- 2.2.1. Принцип научности
- 2.2.2. Принципы сознательности и активности
- 2.2.3. Принцип наглядности
- 2.2.4. Принцип доступности
- 2.2.5. Принцип систематичности
- 2.2.6. Принцип прочности
- 2.3. Специально методические принципы
- 2.3.1. Принцип диагностирования
- 2.3.2.Принцип дифференциации и индивидуализации
- 2.3.3. Принцип коррекционно-развивающий направленности педагогического процесса
- 2.3.4. Принцип компенсаторной направленности
- 2.3.5. Принцип учета возрастных особенностей
- 2.3.6. Принципы адекватности, оптимальности
- Заключение
- Список литературы
- Глава I 7