5.1. Педагогические функции
Понятие «реабилитация» (от лат, reabilitatio} на всех языках определяется как восстановление — восстановление в правах, восстановление профессиональных навыков инвалида после заболевания или травмы, восстановление организма космонавта после полета в условиях невесомости и т.п., т.е. оно имеет широкий спектр применения в самых разнообразных сферах социальной жизни и всегда относится к человеку.
В медицине реабилитация трактуется как комплекс мер, направленных на наиболее полноценное восстановление функциональных возможностей различных систем организма и опорно-двигательного аппарата, а также развитие компенсаторных приспособлений, приближающих больного к условиям повседневной жизни, к труду (Каптелин А.ф., Лебедева И.П., 1995).
Эффективность медицинской реабилитации во многом определяется комплексностью применяемых средств, к которым относят: лекарственную терапию, лечебное применение физических упражнений, гидрокинезотерапию, массаж, коррекцию положением, рефлексопсихотерапию, трудотерапию, ортопедические мероприятия, протезирование и др. (Юмашев Г.С., Епифанов В.А., 1983; Каптелин А.Ф., 1986; Епифанов В.А, Мошков В.Н. и др., 1987; Ушакова М.Ю., Евдокимова Л.И., 1997).
Основной принцип медицинской реабилитации – предупреждение инвалидности путем проведения полноценного лечения основного заболевания и последующего восстановительного лечения. Комплексная медицинская реабилитация больных с тяжелыми нарушениями в нашей стране проводится в системе лечебных и лечебно-восстановительных учреждений: стационарах, поликлиниках, отделениях восстановительного лечения научно-исследовательских и клиниках медицинских институтов, госпиталях, специализированных санаториях, а также в школах-интернатах для больных полиомиелитом, церебральными параличами, сколиозом и др. заболеваниями (Каптелин А.Ф., Лебедева П.Д., 1995; Семенова К.А., Штеренгерц А.Е., Польский В.В., 1986; Осадчих А.И., 1997).
В спорте «комплексная реабилитация» означает применение медицинских, педагогических, психологических мер для реабилитации спортсмена, подвергшегося большим, а порой предельным физическим нагрузкам. В основе этого процесса лежит необходимость восстановления и повышения резервов различных функциональных систем организма (Дембо А.Г, 1981; Дубровский В.И., 1991). К педагогическим, средствам реабилитации относятся: рациональное построение тренировочного процесса, оптимальное чередование нагрузки и отдыха, включение упражнений для мышечного расслабления, игровых элементов и т.п. (Платонов В.Н., 1987). К психологическим средствам реабилитации относятся мероприятия, направленные на регуляцию и коррекцию психических состояний (Горбунов Г.Д., 1986). К медицинским средствам реабилитации спортсмена относятся средства, направленные на повышение иммунореактивности, устойчивости к воздействиям внешней среды, снятие общего и локального утомления (Чоговадзе А.В., Бутченко Л.А., 1984), а также рациональное питание и витаминизация (Детков Ю.А., Друзь Е.Л., 1997).
В случае заболевания или травмы проводится физическая реабилитация, цель которой полное излечение (если это возможно), восстановление временно нарушенной функции и возвращение спортсмена к тренировочному процессу. В этом случае одно из важнейших мест отводится лечебной физической культуре (Девятова М.В. и др., 1996).
Физическая реабилитация как вид физической культуры – довольно молодое направление в теории физической культуры (Выдрин В.М., 1984). По мнению Б.В. Евстафьева (1985), именно двигательная, а не физическая реабилитация наиболее точно подчеркивает специфику данного явления, так как ее основным средством является движение.
«Двигательная реабилитация как вид реабилитации есть специально организованный и сознательно управляемый процесс занятий физическими упражнениями, направленный на восстановление нарушенных функций и трудоспособности людей после перенесения различных заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений...» (Евстафьев Б.В., 1985, с. 119).
В сфере адаптивной физической культуры физическая реабилитация осуществляется средствами ЛФК, являющейся частью комплексной медицинской реабилитации и выполняющей главную терапевтическую функцию – лечение движением. В отечественной и зарубежной литературе встречается определение этой дисциплины как кинезотерапия (от греч. Kinesis) - движение и tberapeia – забота, лечение.
Лечебное применение физических упражнений – врачебно-педагогический процесс. Следовательно, это дисциплина, которая находится на стыке разных научных знаний, базирующихся на биологическом, педагогическом и социальном значении механизмов движения как одного из основных проявлений жизнедеятельности человека. Интеграция социальных, биологических, физиологических, педагогических, психологических знаний является теоретической основой ЛФК (Епифанов В.А. и др., 1987).
С одной стороны, специалисты ЛФК должны опираться на знания общей и частной патологии, медицинский диагноз, прогноз, показания и противопоказания, вторичные отклонения, сопутствующие основному заболеванию, физиологические закономерности лечения и восстановления или компенсации утраченных либо ослабленных функций организма. В основе медицинского подхода к ЛФК лежат принципы, специфичные для конкретных нозологических форм (Кабанов А.А., Жуковин П.Ю., 1997; Ефимов А.П., 1997; Шац И.К., 1998). Часть из них перекликается с общедидактическими принципами, принятыми в педагогике, что подчеркивает взаимосвязь медицинских и педагогических знаний в лечении человека физическими упражнениями.
С другой стороны, физическое упражнение является основным специфическим средством всех видов физической культуры (в том числе и физической реабилитации) и центральным объектом изучения в системе высшего образования в вузах физической культуры.
Форма и функции физического упражнения, его внешняя и внутренняя структура, основа и детали техники, кинематические, динамические и ритмические характеристики (траектория, амплитуда, направление, скорость, темп, длительность, последовательность, соотношение фаз движения, согласованность напряжения и расслабления, мощность движения и т.п.), классификация упражнений, физическая нагрузка, ее компоненты, дозирование и регулирование; принципы, методы и методические приемы обучения двигательным действиям, закономерности и методика развития физических качеств и координационных способностей и многие другие вопросы являются предметом изучения теории и методики физической культуры и спортивно-педагогических дисциплин (Матвеев Л.П., 1991).
Знания о физическом упражнении не ограничиваются лишь педагогическими аспектами, но охватывают целую систему дополняющих знаний о биомеханике движений, энергетической стоимости физических упражнений, механизмах управления движениями и адаптации к физической нагрузке, влиянии физических упражнений на духовные начала, здоровый образ жизни, ценностные ориентации, воспитание и самовоспитание личности.
Широкий диапазон знаний о физическом упражнении, к тому же подкрепленный собственным «прочувствованном» в практике спортивной деятельности, отдает предпочтение педагогам в лечении движением по сравнению с врачами, которые столь основательно не владеют знаниями о физическом упражнении, технологиями обучения и развития.
Однако их преимущество несомненно в знании вопросов патологии, имеющих первостепенное значение в двигательной реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями.
Синтез медицинских, педагогических и других знаний смежных дисциплин - это та основа, на которой базируются лечебно-восстановительная, профилактическая, коррекционная, компенсаторная и другие функции адаптивной физической реабилитации (Девятова М.В., Смирнов Г.И., Карлова Н.С., 1997; Пенский С.А., Пенская Л.Н., Дудин М.Г, 1997 и др.). Рассмотрим основные функции двигательной реабилитации (рис. 5).
- Адаптивная физическая культура
- Введение
- Глава I адаптивная физическая культура: цель, содержание, место в системе знаний о человеке
- Содержание и задачи адаптивной физической культуры
- Глава II опорные концепции методологии адаптивной физической культуры
- Глава ш функции адаптивной физической культуры
- 1. Классификация функции адаптивной физической культуры
- 2. Функции адаптивного физического воспитания
- 2.1. Педагогические функции
- 2.1.1. Учебно-познавательная функция
- 2.1.2. Развивающая функция
- 2.1.3. Коррекционная функция
- 2.1.4. Профессионально-подготовительная функция
- 2.1.5. Воспитательная функция
- 2.2. Социальные функции
- 2.2.1. Социализирующая функция
- 2.2.2. Интегративная функция
- 2.2.3. Коммуникативная функция
- 3. Функции адаптивного спорта
- 3.1. Направления адаптивного спорта
- 3.2. Педагогические функции адаптивного спорта
- 3.2.1. Функции учебно-познавательная, развивающая, коррекционно-компенсаторная, рекреативно-оздоровительная, самовоспитания
- 3.2.2. Соревновательная функция
- 3.3. Социальные функции адаптивного спорта
- 3.3.1. Гуманистическая функция
- 3.3.2. Коммуникативная функция
- 3.3.3. Интегративная функция
- 3.3.4. Зрелищная и эстетическая функции
- 3.3.5. Социализирующая функция
- 4. Функции адаптивной двигательной рекреации
- 4.1. Основные понятия
- 4.2. Общие и отличительные черты
- 4.3. Комплексное проявление
- 5. Функции физической реабилитации
- 5.1. Педагогические функции
- 5.1.1. Лечебно-восстановительная функция
- 5.1.2. Коррекционно-компенсаторная функция
- 5.1.3. Профилактическая функция
- 5.1.4. Функция самореабилитации
- 5.1.5. Профессионально-подготовительная функция
- 5.1.6. Интегративная и социализирующая функции
- 6. Взаимосвязь функций адаптивной физической культуры
- Глава IV принципы адаптивной физической культуры
- 1. Законы и закономерности дидактики, лежащие в основе принципов адаптивной физической культуры
- 1.1. Законы обучения
- 1.2. Закономерности обучения
- 2. Принципы адаптивной физической культуры
- 2.1. Социальные принципы
- 2.1.1. Принцип гуманистической направленности
- 2.1.2. Принцип непрерывности физкультурного образования
- 2.1.3. Принцип социализации
- 2.1.4. Принцип интеграции
- 2.1.5. Принцип приоритетной роли микросоциума
- 2.2. Общемет'одические принципы
- 2.2.1. Принцип научности
- 2.2.2. Принципы сознательности и активности
- 2.2.3. Принцип наглядности
- 2.2.4. Принцип доступности
- 2.2.5. Принцип систематичности
- 2.2.6. Принцип прочности
- 2.3. Специально методические принципы
- 2.3.1. Принцип диагностирования
- 2.3.2.Принцип дифференциации и индивидуализации
- 2.3.3. Принцип коррекционно-развивающий направленности педагогического процесса
- 2.3.4. Принцип компенсаторной направленности
- 2.3.5. Принцип учета возрастных особенностей
- 2.3.6. Принципы адекватности, оптимальности
- Заключение
- Список литературы
- Глава I 7