2.3.6. Принципы адекватности, оптимальности
и вариативности педагогических воздействий
Эти принципы вытекают из признания основополагающего постулата: движение, двигательная активность для людей с ограниченными возможностями и инвалидов это объективное и жизненно необходимое условие существования, поддержания «остаточного» здоровья, развития и совершенствования индивидуальных возможностей. Двигательная активность направлена в конечном счете на изменение состояния организма, приобретение нового уровня физических качеств и способностей. В основе этих изменений лежит фундаментальное свойство всего живого – способность к адаптации, приспособлению к внешним воздействиям. Это свойство является главным в обеспечении жизнеспособности организма, в обеспечении его выживания и саморазвития при непрерывно меняющихся условиях внешней среды, а также при изменяющихся состояниях самого организма (Бальсевич В.К., Запорожанов В.А., 1987).
Несмотря на общие физиологические механизмы адаптации, процесс приспособления лиц с ограниченными возможностями к мышечной деятельности носит сугубо индивидуальный характер, обусловленный необходимостью изменения содержания двигательной активности, ограничения в режимах и нормировании педагогических воздействий, тонкого регулирования физической нагрузки и отдыха, переключения на разнообразные виды деятельности и т.п.
Педагогические принципы адекватности, оптимальности и вариативности как раз и отражают специфику педагогической деятельности, обусловленную закономерностями индивидуальной адаптации к мышечной работе инвалидов и лиц с нарушениями в развитии.
Принцип адекватности педагогических воздействий означает, что выбор средств, методов, методических приемов обучения соответствует функциональному состоянию занимающихся. Функциональное состояние организма и реальные возможности решения конкретных педагогических задач определяются множеством постоянно действующих факторов, лимитирующих двигательную активность и влияющих на процесс адаптации. Поэтому принцип адекватности предусматривает учет следующих факторов:
– тяжесть основного дефекта, сопутствующие заболевания и вторичные нарушения;
– возрастные особенности: степень отставания физического и психического развития, сенситивные периоды и зоны ближайшего развития;
– состояние локомоторной функции, способы перемещения (в коляске, на костылях, с тростью, с помощью, самостоятельно);
– сохранность сенсорных систем (зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной и др.);
– сохранность интеллекта, психических функций, особенности общения, поведения;
– способность к обучению, наличие двигательного опыта;
– предрасположенность, интерес и природные задатки к тем или иным видам физических упражнений.
Принцип оптимальности означает разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки, целесообразную стимуляцию адаптационных процессов, которые определяются силой и характером внешних стимулов. В качестве стимулов выступают физические упражнения, различные по характеру, направленности, координационной сложности, а также нагрузка, которая и должна соответствовать оптимальным реакциям организма. Специфическим выражением оптимума в работе с инвалидами является формула «помоги, не повредив», что означает создание наиболее благоприятных условий для реализации функций (Колбанов В.В., 1998).
Принцип вариативности означает бесконечное многообразие содержания и возможностей адаптивной физической культуры. Смысл вариативности состоит не только в том, чтобы избежать монотонии, привыкания к однообразной физической нагрузке. Люди с ограниченными возможностями вследствие вынужденной гиподинамии, особенно дети, испытывают двигательный и эмоциональный голод, дефицит общения. Поэтому разнообразие двигательной деятельности в процессе адаптивной физической культуры хотя бы частично компенсирует эти негативные явления.
В практической деятельности принцип выражается в варьировании:
1) физических упражнений: упражнения - образы с ориентировочной основой действий; дробное выполнение упражнений;
имитационные упражнения (подражание движениям насекомых, животных и т.п.); стандартные, упрощенные и усложненные двигательные действия; упражнения на тренажерах и др.;
2) элементов техники физических упражнений: исходного положения, темпа, ритма, усилий, скорости, направления, траектории, амплитуды и т.п.;
3) методов и методических приемов словесного и звукового воздействия:
– устные – беседа, объяснение, указание, замечание, просьба, команда, оценивание, поощрение и др.;
– звуковые – музыкальное сопровождение, звуковые сигналы (колокольчик, свисток, звонок, метроном, озвученный мяч, звуколидеры и т.п.);
– считывание с карточек, дактильная речь (для людей с нарушением слуха);
4) методов и методических приемов показа:
– показ натуральных статических поз и динамических движений в разных экспозициях, с разной скоростью, на разном расстоянии;
– показ, сопровождающийся объяснением, мимикой, жестами, дактильной речью;
– демонстрация наглядных пособий – плоскостных и объемных, видеофильмов и т.п.;
– тактильное сопровождение движений – ощупывание предметов, снарядов, рельефных рисунков и т.п. (для незрячих);
5) внешних условий выполнения упражнений: оказание помощи, страховки, сопровождения, разгрузки (в воде, на парашютных подвесках), упрощение и усложнение внешней среды, применение ограничителей, сопротивлений, отягощении;
6) сенсорных ощущений: тактильных, кожных, зрительных, слуховых, вестибулярных при выполнении физических упражнений;
7) способов регулирования эмоционального состояния занимающихся: внушение, медитации, психотренинги, подвижные, сюжетные игры, игры-сказки, пальчиковые игры, игровые задания, эстафеты, полосы препятствий и др.;
Выбор возможных сочетаний перечисленных признаков вариативности обусловлен возрастом, индивидуальными особенностями, функциональным состоянием занимающихся, конкретными педагогическими задачами и должен соответствовать принципам адекватности и оптимальности.
Контрольные вопросы и задания
1. Знания каких смежных дисциплин лежат в основе специфических принципов адаптивной физической культуры?
2. Раскройте комплексный характер диагностирования.
3. Учет каких клинических, психических, педагогических и др. показателей имеет существенное значение для реализации программ адаптивной физической культуры?
4. В чем выражаются признаки дизонтогенеза аномального развития?
5. Какое значение для адаптивной физической культуры имеют принципы дифференциации и индивидуализации, и в чем они заключаются?
6. В чем заключается принцип коррекционно-развивающей направленности педагогического процесса как ведущий принцип специальной педагогики?
7. Какие показатели двигательной сферы являются объектом педагогической коррекции и развития средствами адаптивной физической культуры?
8. В чем заключается компенсаторная направленность педагогических воздействий?
9. В чем проявляются возрастные особенности физического и психического развития ребенка?
10. В чем заключается единство онтогенетического хода развития здорового ребенка и с нарушениями в развитии?
11. Почему в адаптивной физической культуре необходимо максимально использовать сенситивные периоды развития?
12. Что означают понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития», и какое значение они имеют для адаптивного физического воспитания?
13. Что означает принцип адекватности педагогических воздействий в адаптивной физической культуре?
14. Что означает принцип оптимальности педагогических воздействий в адаптивной физической культуре?
15. В чем состоит принцип вариативности педагогических
воздействий?
16. Какие приемы вариативности используются в процессе занятий физическими упражнениями с детьми-инвалидами?
- Адаптивная физическая культура
- Введение
- Глава I адаптивная физическая культура: цель, содержание, место в системе знаний о человеке
- Содержание и задачи адаптивной физической культуры
- Глава II опорные концепции методологии адаптивной физической культуры
- Глава ш функции адаптивной физической культуры
- 1. Классификация функции адаптивной физической культуры
- 2. Функции адаптивного физического воспитания
- 2.1. Педагогические функции
- 2.1.1. Учебно-познавательная функция
- 2.1.2. Развивающая функция
- 2.1.3. Коррекционная функция
- 2.1.4. Профессионально-подготовительная функция
- 2.1.5. Воспитательная функция
- 2.2. Социальные функции
- 2.2.1. Социализирующая функция
- 2.2.2. Интегративная функция
- 2.2.3. Коммуникативная функция
- 3. Функции адаптивного спорта
- 3.1. Направления адаптивного спорта
- 3.2. Педагогические функции адаптивного спорта
- 3.2.1. Функции учебно-познавательная, развивающая, коррекционно-компенсаторная, рекреативно-оздоровительная, самовоспитания
- 3.2.2. Соревновательная функция
- 3.3. Социальные функции адаптивного спорта
- 3.3.1. Гуманистическая функция
- 3.3.2. Коммуникативная функция
- 3.3.3. Интегративная функция
- 3.3.4. Зрелищная и эстетическая функции
- 3.3.5. Социализирующая функция
- 4. Функции адаптивной двигательной рекреации
- 4.1. Основные понятия
- 4.2. Общие и отличительные черты
- 4.3. Комплексное проявление
- 5. Функции физической реабилитации
- 5.1. Педагогические функции
- 5.1.1. Лечебно-восстановительная функция
- 5.1.2. Коррекционно-компенсаторная функция
- 5.1.3. Профилактическая функция
- 5.1.4. Функция самореабилитации
- 5.1.5. Профессионально-подготовительная функция
- 5.1.6. Интегративная и социализирующая функции
- 6. Взаимосвязь функций адаптивной физической культуры
- Глава IV принципы адаптивной физической культуры
- 1. Законы и закономерности дидактики, лежащие в основе принципов адаптивной физической культуры
- 1.1. Законы обучения
- 1.2. Закономерности обучения
- 2. Принципы адаптивной физической культуры
- 2.1. Социальные принципы
- 2.1.1. Принцип гуманистической направленности
- 2.1.2. Принцип непрерывности физкультурного образования
- 2.1.3. Принцип социализации
- 2.1.4. Принцип интеграции
- 2.1.5. Принцип приоритетной роли микросоциума
- 2.2. Общемет'одические принципы
- 2.2.1. Принцип научности
- 2.2.2. Принципы сознательности и активности
- 2.2.3. Принцип наглядности
- 2.2.4. Принцип доступности
- 2.2.5. Принцип систематичности
- 2.2.6. Принцип прочности
- 2.3. Специально методические принципы
- 2.3.1. Принцип диагностирования
- 2.3.2.Принцип дифференциации и индивидуализации
- 2.3.3. Принцип коррекционно-развивающий направленности педагогического процесса
- 2.3.4. Принцип компенсаторной направленности
- 2.3.5. Принцип учета возрастных особенностей
- 2.3.6. Принципы адекватности, оптимальности
- Заключение
- Список литературы
- Глава I 7